Доклад на тему«Дифференцированное обучение как средство повышения познавательной активности младших школьников»
Доклад на тему:
«Дифференцированное обучение как средство повышения познавательной активности младших школьников»
Учитель начальных классов
МКОУ «Давыдовская СОШ»
Акованцева Марина Николаевна
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.
Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю использование технологии дифференцированного обучения. Моя методическая система основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности, в ходе которой идёт формирование познавательной активности обучающихся.
Дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:
знание индивидуальных особенностей учащихся;
умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
соблюдение педагогического такта.
Мною пятый год реализуется программа «Начальная школа XXI века». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день в контексте внедрения ФГОС. Новая система начального обучения ставит перед школой принципиально новые задачи: не просто научить читать, писать, считать, а научить УЧИТЬСЯ.
В своей работе использую следующие методы и формы при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала: игровой метод; исследовательский метод; создание проблемно-поисковых ситуаций; групповую, индивидуальную и работу в парах; систему «подсказок» учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; уроки-защиты проектов, уроки-презентации, уроки-практикумы, комбинированные уроки с применением ИКТ и т.д.. Всё это позволяет преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью.
Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности. Это дифференцированные задания для развития психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления и дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по объёму, по уровню сложности); дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям и индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности); а также дифференцированный метод поощрения: от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрения – деятельности.
Путь к формированию познавательной активности лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.
Формы опроса направляю на поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. Вот некоторые приёмы, которые я использую в своей практике:
Солидарный опрос. Если ученик, вызванный к доске, не может дать ответ, то он обращается к классу: «Кто поможет выполнить это задание?». Ему шёпотом помогает товарищ так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
На контрольных уроках варианты разного уровня трудности дают возможность выбрать ребёнку один из вариантов. Всегда есть задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору, после завершения основного объёма работы.
Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал учебников и печатных тетрадей в УМК «Начальная школа XXI века» помогает мне варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.
Вот некоторые приемы подачи домашнего задания:
Три уровня домашнего задания:
– обязательный минимум: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику;
– тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу;
– творческое задание, которое выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Задание массивом (большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени). Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания даёт возможность самореализации, происходит самосогласование ученика и уровня заданий, которые он решает.
Сам себе учитель. В течение последних 5 минут урока предлагаю учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания.
Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ученик постоянно нуждается в одобрении и признании. Для повышения познавательной активности учащихся необходимо идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрения – деятельности. Некоторые примеры оценивания:
Оценка – не отметка. Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Рейтинг. Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда. Приём вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель всё чаще совпадают.
Кредит доверия: у меня создалось впечатление, что ты можешь работать лучше.
Система стимулов: «отметка», благодарность, грамота и т. п..
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Ученику нужен успех. Таким образом, дифференцированный подход обеспечил в моём классе возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже «слабым» учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы. В итоге ученики учатся самостоятельно добывать знания, у них развито логическое мышление, они умеют составлять устный и письменный ответ на поставленный вопрос, анализировать ситуацию, высказывать свое мнение, приводить и обосновывать собственные примеры, применять полученные знания.
К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.
15