Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах.
Доклад на тему:
«Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната»
Выполнила: Сережкина Т.П.,
учитель начальных классов
ГСКОУ школы-интерната
г.о. Чапаевск.
Контингент воспитанников школы-интерната г.Чапаевска состоит из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с диагнозом умственная отсталость и задержка психического развития.
Наполняемость классов в нашей школе небольшая 5-12 человек. В моем классе 5 учеников, которые занимаются по программе 7 вида. Дети с разными интересами, способностями и отношением к учебе. Каждый находится на определенном уровне развития. Домашние дети, более социализированные, те которые проживают в интернате, менее социализированные, так как эти дети не приспособлены к общению в обычном мире. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
В зависимости от диагноза дети по разному усваивают учебный материал - одни быстро схватывают то, о чем говорит учитель, другим необходима незначительная помощь- поддержка и третьим необходимо детальное объяснение материала с многократным повторением.
В связи с этим необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей
Чтобы каждый ребенок имел возможность получать задания с учетом своих возможностей, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. В связи с этим и возникает необходимость дифференцированного обучения, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности, а содержание образования, методы обучения, организационные формы для каждой группы учащихся различаются.
Элементы дифференциации я стараюсь использовать на разных этапах обучения математике: на этапе изучения нового материала; на этапе закрепления знаний; на этапе проверки знаний. В начале учебного года я разделяю детей на три группы, по результатам диагностики с целью выявления реального уровня усвоения учебного материала.
Первая группа(высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости.
Вторая группа (средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.
Третью группа (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.
При изучении нового материала чаще всего я использую фронтальную форму организации урока. На данном этапе ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, вместе обсуждаем, сравниваем и обобщаем. В такие моменты, я веду работу со всем классом одновременно. Все это способствует установлению доверительных отношений между учащимися, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих одноклассников, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Фронтальная организация обучения иногда сопровождается репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание обязательно расчленено на ряд относительно простых заданий, что позволяет привлечь всех учащихся к активной работе. Сложность заданий соотносится с реальными возможностями каждого ученика, учитываются индивидуальные возможности школьников. При этом на уроке создается атмосфера теплых отношений, у каждого ребенка появляется чувство сопричастности в общих достижениях класса. Индивидуальную форму организации учебной деятельности я использую на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля. При данной форме организации работы каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями. НАПРИМЕР по теме: «Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль», учащемуся 1 группы предлагается самостоятельно выполнить пример без каких –либо подсказок
924:3=
Для второй группы пример дается с незначительной подсказкой, указывается первое неполное делимое и количество цифр в частном.
924:3= …
Для третьей группы пример дается с указанием первого неполного делимого, количество цифр в частном и с записью в частном цифры 0.
924:3= .0.
Когда учащиеся выполняют задание, я контролирую ход их работы, помогаю в разрешении возникающих затруднений. Особое внимание уделяю учащимся третей группы, даю советы, задаю наводящие вопросы. Такие учащиеся на первых этапах получают задания, содержащие в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания. В связи с этим мною разработаны памятки, схемы, позволяющие детям шаг за шагом решать определенную задачу.
Так, например, для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей на уроке, можно использовать карточки-задания, которые готовятся в трех вариантах (для трех уровней). Карточки содержат материал, связанный с анализом и решением одной и той же задачи, но на разной сложности. Уровень не указывается, а различие вариантов обозначается квадратиками разного цвета в правом верхнем углу карточки.
Например задача:
Во время соревнований по игре в шашки Костя выиграл 6 раз, а проиграл в двух партиях. Сколько партий он сыграл вничью, если всего он сыграл 12 партий?
1 – уровень:
1. Рассмотри чертеж к задаче, реши задачу самостоятельно любым способом:
2 – й уровень:
1.Дополни краткую запись и реши задачу:
Выиграл-
Проиграл-
Ничья-
Запиши решение задачи по действиям;
3-й уровень.
(Со слабоуспевающими учащимися задачу следует разобрать более подробно.)
Запишите краткую запись, ответьте на вопросы к задаче. Запишите решение.
Выиграл-6п.
Проиграл-2п. 12п.
Ничья-?-Что обозначает число 12?
-Как узнать количество партий, которые Костя выиграл и проиграл?)-Можем ли мы это сделать сразу?
-Что можно сделать?
-Решите задачу.
Таким образом, при закреплении материала я использую элементы уровневой дифференциации, ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся. Каждый из уровней известен и понятен детям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда. Ведь если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то появляется желание и стремление к их осуществлению, к тому же в такой работе формируется способность к самооценке при выборе индивидуального пути своего развития. Ученик имеет право выбрать сам для себя определенный уровень, это способствует психологическому комфорту ученика в классе, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений. Для проверки знаний учащихся, провожу самостоятельные и контрольные работы. При выполнении самостоятельных и контрольных работ дети так же выбирают себе определенный уровень. Третий соответствует обязательным программным требованиям; второй - среднему уровню сложности; задания первого уровня предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Это позволяет осуществлять дифференцированный контроль.
На уроках так же использую групповую форму работы, в ходе которой учащиеся выполняют конкретные задания, соответствующие их учебным возможностям. Задания в зависимости от группы различны по трудности и по количеству. Работа в группах происходит следующим образом: ученики знакомятся с заданием, все приступают к его выполнению. Если результат у всех одинаковый, то выполняют другое задание. Если кто-то получил другой результат, он должен объяснить, как его нашел и по возможности найти ошибку. При необходимости ему помогают. Если получено несколько разных ответов, то все члены группы еще раз анализируют процесс решения, а за этим следует общий анализ. Если какая-либо группа испытывает трудности, я включаюсь в процесс обсуждения. Чаще всего я провожу работу в парах, которые формируются с начала учебного года и в течение года сидят за одной партой.
Домашнее задание, задаю учитывая возможности каждого ребенка. Для 1-группы задаю типовую задачу, 2 –группе пример в 2 -3 действия, 3-группе пример в одно действие. Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты.