Интегрированный урок в коррекционном классе.
Интегрированный урок « Зима» (Внеклассное чтение и русский язык).
Цели урока:
1. Обучающая: показать связь литературы с русским языком и другими видами искусства, ввести учащихся в мир зимней природы, через работу с текстами (поэтическими и прозаическими), подвести к пониманию точности и выразительности русского языка, повторить тему «Безударные гласные»
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать у учащихся навыки анализа поэтического текста, внимание, мышление, виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, обогащать словарный запас.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: презентация «Зима», учебник, раздаточный материал, ноутбук, запись симфонии П.И.Чайковского «Зимние грезы».
Ход урока: I. Оргмомент и сообщение темы урока.
Учитель 1. Добрый день, ребята. Добрый зимний день! У нас сегодня гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. Они вам желают только добра и удачи. Улыбнитесь друг другу, пожелайте своему соседу хорошего настроения и удачи на уроке. Мы начинаем.
Учитель 2. Ребята, как вы думаете, почему у вас сегодня два учителя? ( ответ детей). Правильно. У нас сегодня необычный урок: и русский язык, и литература. А о чем мы будем говорить на уроке, вы сейчас поймете. Ключевое слово темы урока прячется в кроссворде. Отгадаем кроссворд по загадкам. ( проблемный вопрос и разгадывание кроссворда) На доске или слайд
Какой это мастер на окна нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)
2. Покрутилась в воздухе звёздочка немножко,
Села и растаяла на моём окошке. (снежинка)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (метель)
4. У нас под самой крышей белый гвоздь растёт, Но как солнышко взойдёт, гвоздь растает, упадёт. (сосулька)
Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках? (зима)
Учитель 1. Правильно, нам поможет разобраться в хитростях литературы и русского языка зима. СЛАЙД 1
Сели правильно, приступаем к работе. Мы сегодня будем много говорить, поэтому необходимо разогреть мышцы языка.
II. Разминка. Артикуляционная гимнастика. (СЛАЙД 2)
Цель: подготовить к чтению ( работа учащихся дифференцирована, самостоятельная и групповая)
Прочитайте таблицы - самостоятельно, затем хором.
- 1 строчку сверху – 7 класс- 2 столбик слева - 8 класс- 3 столбик справа -9 класс- 2 строчка сверху за да ра ша ва са га па зе де ре ше ве се ге пе зо до ро шо во со го по зу ду ру шу ву су гу пу
Учитель 2. Ребята. Какие зимние месяцы вы знаете? Правильно. Декабрь, январь, февраль. Произнесите их, выделяя ударный слог. Для чего нужно ударение? (проблемный вопрос)
1. Словарно-орфографическая работа
Какие явления погоды бывают зимой?
Х..л..да, в..тра, сн..га
Понаблюдайте за словами, отметьте признак, который эти слова объединяет.
Что вы знаете о безударных гласных? (произносятся не так, как пишутся).
Давайте еще раз напомним, какое правило надо помнить о проверке безударных гласных
Значит, какая цель нашего урока? (учиться правильно писать слова с безударной гласной, а для этого будем учиться подбирать проверочные слова
Учитель 1.
-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии. Давайте вспомним, что такое поэзия? ( стихи, произведения написанные стихами)
- Прочитайте предложения, данные на доске.
Поэзия зимнего утра.
Красота снежной поляны.
Поэзия родной природы.
- Похожи эти слова на стихотворение?
- Почему? (Нет. Произносятся нескладно)
-Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой. (У
-Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)
-Правильно. Это называется интонацией.
-Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом второе слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.
-Хорошо!
-Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом первое слово, соблюдаем паузы.
-Что мы сейчас повторили?
(правила выразительного чтения) (СЛАЙД
-Перечислите их.
(-Читать не торопясь,
-выделять голосом отдельные слова
-останавливаться на знаках препинания). Молодцы!
-Вы заранее получили листочки со стихами русских поэтов о зиме, дома должны были научиться их выразительно читать, используя правила выразительного чтения. Сейчас для вас будет предложено интересное задание. Вы должны под каждую картину, которая появится на слайде, подобрать строки из стихотворений и выразительно их прочитать. Основной проблемный вопрос ЭТОГО ЗАДАНИЯ: проследить, как же создаётся образ ЗИМНЕЙ природы АВТОРАМИ стихотворений. С этим заданием, я уверена, вы справитесь успешно) (??????
(СЛАЙД )1. Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев
Вопросы:
- Каким чувством пронизано стихотворение? (Стихотворение вызывает удивление, восхищение, радость и грусть одновременно).
Отметьте значками непонятные слова. (Прием «Пометки на полях»).
РАБОТА СО СЛОВОМ.( Обратимся за более точным определением слова к словарю С.И. Ожегова, в этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов .( учитель зачитывает значение слова).
Чародейка-
Бахрома –
Мы можем представить себе чародейку Зиму? А какой прием помогает нам ее одушевить? Где наш «Узелок на память» ( Прием запоминания) ( перенос живого на неживое – олицетворение). Какая у вас чародейка Зима? Молодцы!
СЛАЙД
2. Под голубыми небесамиВеликолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А. С. Пушкин.
-А это стихотворение какие у вас чувства вызывает? (радость, восторг).
-Есть ли в этом отрывке непонятные слова. (Все понятно). Какие слова помогают нам увидеть красоту природы? Прием «Пометки на полях»).
(великолепные, прозрачный). Обратимся к «Узелоку на память». Для чего поэт их употребил? Как называются такие слова? ( Эпитеты) Молодцы!
== А сейчас самостоятельно подбираете стихи к картинам.
СЛАЙД
3. Разгулялась вьюга,Наклонились елиДо земли. С испугаСтавни заскрипели. С. Есенин
СЛАЙД
4. Ветхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит. А. Блок
СЛАЙД
5. Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьёт печально свет она. А.С. Пушкин
СЛАЙД
6. Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой;Вот свернулись санки,И я на бок - хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб. И. Суриков
Молодцы! Прекрасно справились с заданием.
Делаем вывод на поставленный вопрос. Так как же создаётся образ ЗИМНЕЙ природы АВТОРАМИ стихотворений?
(Поэты передают свои чувства, любят Родину, используют для этого красивые и понятные слова, интонацию.)
Вот видите, как в творчестве поэтов воедино сливаются природа и любовь к Родине.
СЛАЙД С музыкой
===Сейчас я вас прошу приготовиться к слушанию музыки. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Слушайте и мысленно представляйте образ чародейки – зимы. (Не забудьте про олицетворение). Симфония П.И.Чайковского «Времена года». (Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами).
==Какие чувства вызвала у вас музыка? Что вы увидели? Какие образы промелькнули перед вами?
Слайд
==А вот такая чародейка-Зима получилась у меня.
Учитель 2
Физкультминутка.
1). Дыхательная разминка
Цель: Развивать речевое дыхание.
- Вдох - носом, выдох - через рот.
- Вдох, задержка дыхания, выдох.
- Вдох, выдох, задержка дыхания.
2) Разминка для глаз.
Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы.
- А сейчас, для того чтобы наши глаза были зоркими сделаем разминку для них:
- зажмурьте глаза, а потом откройте, 2 раза
- сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз, 2 раза
- вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 2 раза
2. -Ребята, какой у вас самый любимый праздник?
-А вы любите наряжать ёлку?
-Сегодня мы тоже попробуем украсить ёлку к Новому году, не одну, а даже две. (На доске нарисованы 2 елки. Одна с буквой О на макушке, другая- с А)
Выполняя задание, мы будем вешать игрушки на ёлку, пока она не будет нарядной по-новогоднему.
Нужно взять игрушку со словом, в котором пропущена безударная гласная и доказать, что именно эту букву нужно вставить (подобрать проверочное слово).
О или а
Д.брота Д..ютН..чной ст..рушкаБ..бры с..довникХ..лодный охр..няетС..ва
Что вам помогло успешно справиться с заданием?
Новый год – шумный, веселый праздник. А где сейчас тихо-тихо?
(Очень тихо в лесу зимой. Звери улеглись в спячку, птицы улетели. Но есть такие, которые осталиь с нами зимовать)
1 слайд (показ иллюстрации зимнего леса)
Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит. Голоском речистым, чистым Клё-клё-клё поёт со свистом? (клёст)
слайд
Клесты
На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек. Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
ВОПРОСЫ к тексту. Что вы узнали о клестах? Как в тексте описано поведение взрослых птиц на занесенных снегом ветках? Какие клювы у клестов ? Где сидят маленькие птенцы во время кормления?
А теперь вы сами составите рассказ о клестах.
1. в. в,кл.сты, еловых, живут, л.сах 2. . достают, желтых, из, шишек, .ловых, кл.сты, с.мена. 3. 3.С..менами, д..тей, клесты, к..рмятМожно ли сказать, что у нас получился текст? Почему?
14. Итог урока.
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
Д. Учились писать слова с проверяемыми безударными гласными.
Домашнее задание
1.Пришла зима
В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение зимы.
Сегодня ночью выпал первый снег. Белоснежной пелериной укутаны деревья и кусты. Завывает ветер, в поле кружит поземка.
А в лесу тихо. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника. Природа погрузилась в долгий сон. Притихли деревья и кусты. В уютной берлоге спит медведь. Белка забилась в дупло дерева и пережидает морозную пору. Только длинноухий заяц выбрался из норки. Он ищет пропитание.
Речку сковал мороз. Прозрачный лед ярко искрится на солнце. Ребята вышли на улицу, катаются на коньках и лепят снеговика. Все рады зиме.
Списать текст, выписать слова с безударными гласными.
2) Найти небольшой стих о зиме, подготовить выразительное чтение.