Методическая разработка открытого урока Приди, весна, приди красна!


Методическая разработка
открытого урока,
Тема: «Приди, весна,
приди красна!»
Подготовил:
Калинина Ольга Петровна,
педагог дополнительного образования
Цель: освоить музыкальные жанры весеннего календаря, бытующие в народных традициях.
Задачи:
выявить ситуации исполнения и назначение песен (закличек) весеннего периода;
выучить новые произведения весеннего периода;
воспроизвести ситуацию исполнения весенних закличек;
способствовать развитию творческой активности учащихся и созданию «здоровой» и полноценной среды общения.
Вспомогательные материалы: аудио-магнитофон, аудиозапись.
Ход урока.
Учитель: О каком времени года говорится в загадке:

«Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?».
Дети: О весне.
Учитель: Мы сегодня будем говорить о весне, о том, какие изменения происходят в природе и жизни человека в этот период года, какие песни исполняются. Какие признаки наступления весны вы знаете?
Дети: Тает снег, бегут ручьи. Прилетают птицы. Солнце светит ярче. Становится теплее. Человек начинает работы на улице, готовится пахать землю и сеять зерно.
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие, которое познакомит нас с весенними песнями - Для этого нам необходимо взять с собой самый древний «музыкальный инструмент». Какой?
Дети: Этот инструмент - наш голос.
Учитель: Нам необходимо разогреть и настроить наш инструмент - голосовой аппарат.
Распевка включает выполнение следующих игровых заданий:
1.«Пропой свое имя»
(учащийся поёт своё имя, подаёт руку другому участнику, приглашая в хоровод: Катя даёт руку Саше, Саша даёт руку Любе — и т. д.).2.«Ауканье в лесу»
(учащиеся встают в круг и кричат по очереди, обращаясь друг к другу: «Ау, Саша!» - «Ау, Катя!» - и т. д.)3.«Кто дольше?»
(исполняют на одном дыхании хором на одной высоте в унисон:«На горе, на горке тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка...»1 и т. д.).
4.«Четко произнеси»
(исполняют хором, называют овощи по очереди: «Тру, тру, тру, я (капусту) перетру и т. д.»).Учитель: Итак, мы отправляемся в весеннее путешествие двумя командами, состав которых сейчас определим игрой.
Дети делятся на две команды с помощью игры «Солнышко».
Учитель: Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Ивана Полуянова «Месяцеслов». Определите, о каком явлении природы идёт речь?
Дети: Здесь говорится о ледоходе.
Учитель: В период ледохода, когда плывут льдины, все люди ходят умываться на реку, чтобы со льдом и с водой ушли все болезни, печали и горести.
Дети кричат:
«Прощай, ледок, на весь годок!
Приходи, ледок, на тот годок!»
(аудиозапись). О чём говорится в тексте?
Дети: Обращаются к «ледку», прощаются с ним «на весь годок».
Учитель: Как кричат, когда обращаются, как вы думаете?
Дети: Кричат громко, активно, радостно.
Учитель: Вот и мы видим ледоход, будем прощаться и кричать.
Учитель исполняет заклинку. Дети повторяют: сначала одна, затем другая команда.
Учитель корректирует звучание и закрепляет в повторном действии.
Учитель: Вспомним, к кому обращались подобным образом и с какой целью?
Звучит аудиозапись:
«Приди, весна! Приди, красна!
Приди, весна! Приди, красна!» 5
Повторение и закрепление ранее освоенного материала.
Исполнение закличек «Приди, весна» и «Прощай, ледок»
в игровой ситуации посредством игры «Музыкальные змейки».
Учитель: Кто первый сообщает о наступлении весны? Кто приносит весну красну?
Дети: Птицы — первые вестники весны.
Учитель: Чтобы быстрее наступила весна, нужно покричать, покликать, позвать птиц. Вспомните, какие заклички птиц вы знаете?
Дети исполняют известные им заклички птиц, например «Жаворончик молодой».
Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Учитель: В Костромской области призывают жаворонков следующим текстом. Прослушайте и скажите, о чем эта песня?
«Жавората, жавората!
Вы не клюйте мои ноги.
Вы садитесь на дугу!
Воспевайте на лугу....» (исполнение заклички педагогомРабота над закличкой: —разбор содержания (о чем?);
выявление диалектных слов, их значения, особенностей произношения;
выявление календарной приуроченности (в соответствии с текстом);— разучивание.
Учитель: Итак, какие песни мы сегодня вспомнили и узнали?
Дети перечисляют.
Учитель: Для чего исполняются эти заклички?
Дети отвечают.
Учитель: Человек каждый год ждет наступления весны, прилета птиц, зовет их, радуется их появлению и готовится сеять новый урожай для того, чтобы обеспечить благополучие своей семье. С прилетом птиц придет весна, солнце разогреет землю, а человек пойдет сеять зерно. И чтобы урожай был богатым, семья была сыта и здорова, люди поют весенние песни:
«Зароди ж, весна, жито густое,
Колосистое, ядренистое!
Чтоб было с чего пирогов напечь,
Каши наварить, да сынов женить!».
Методическая литература
Кирюшина Т. В. Календарно-обрядовые песни. Вьш. 1. — Кострома, 1993. - 54 с.
Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.
От Рождества до Святой Пасхи: Репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области/Сост. Г. П. Парадовская. — М., 1997. - 36 с.
Полуянов И. Д. Месяцеслов. (Для детей / Худож. Э. В. Фролова). - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1979, с. 54-55.
Парадовская Г.П. Детский календарно-обрядовый фольклор: к вопросу типологии непесенных форм интонирования // Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы XII чтений, посвященных памяти Г.С.Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Составитель С.Г. Айвазян. - М.: Институт Наследия, 2003. — с. 57—62.
6. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Ерёмина, Г. В. Емельянова и др.; под общей ред. Е. И. Якубовской. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 288 с.