Профессионально-ориентированный подход в обучении информатике студентов сельскохозяйственных специальностей среднего специального образования


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ на тему:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Преподаватель Лавров В.В.
Короча 2016
Все более серьезные требования предъявляет общество к выпускникам профессиональных образовательных учреждений. Они должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям.
Возникновение опыта связано с решением вопроса о том, как повысить мотивацию к учению, интегрировать теоретические и практические задания, сделать значимым для учащихся результат их труда, эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогические технологии, способствующие повышению качества образования, использовать компетентностный подход в обучении, обеспечить успешность каждого студента в обучении. В данный момент меняется парадигма образования, в которой приоритетным становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности студента.
Формирование опыта работы происходило в процессе работы с группой второго курса обучения по направлению «Механизация».
Началом работы над темой опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации обучения предмету «Информатика». Опрос показал низкую значимость обучения предмету по сравнению с предметами специализации.
На фоне этого практическая составляющая процесса обучения приобрела большое значение. Ценностью становятся не просто фундаментальные знания, а способность обучающегося применить полученные знания на практике, способность работать в измененных условиях, находить личностный смысл в содержании образования, проводить саморефлексию деятельности.
Практика показывает, что современный абитуриент приходит в техникум неуверенным пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере лишь немного, но с большим опытом работы в социальных сетях. Таким образом возникает противоречие: между снижением качества знаний, низкой мотивацией к обучению предмету и необходимостью получения качественного образования с целью дальнейшего успешного трудоустройства по своей специальности, создание конкурентоспособности. Задача преподавателя сложна - перевести интерес обучающихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Профессионально-ориентированный урок информатики дает хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в повседневной и профессиональной деятельности.
Одна из особенностей предмета «информатика» заключается именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения. Если применить его к специальностям техникума, ведущую идею опыта можно сформулировать следующим образом: обучение, основанное на учёте специфики направления подготовки позволяет повысить мотивацию обучения по предмету «Информатика». Что в свою очередь позволяет будущим специалистам повысить свою конкурентоспособность.
Работа над опытом велась с сентября 2014 года с момента выявления противоречия между имеющимся и желаемым уровнем компетенций обучающихся.
Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы преподавателя по развитию необходимых навыков трудовой деятельности с учетом направления подготовки специалистов на лабораторно-практических занятиях.
В современной российской педагогике проблема создания обучающей среды не нова. Ее решению посвящены работы Б.Н. Богатыря, В.В. Гусева, В.В. Карпова, М.В. Кларина, Н.Ф. Масловой, М.С. Ивановой и других ученых. Так, например, В.В. Гусев и Н.Ф. Маслова в рамках этого подхода рассматривают возможность создать образовательную среду, основанную на интеграции социально-развивающих и профессионально-ориентированных педагогических технологий, которые обеспечивали бы реализацию обучающимися своей познавательной активности в различных видах учебной деятельности. В данном случае речь идет об использовании создаваемой среды в интересах информационно-целевого управления процессом профессионального становления личности будущего специалиста. Несколько другой подход предлагается М.С. Чвановой, которая вводит понятие профессионально-ориентированной информационно-учебной среды. Под ней понимается совокупность, во-первых, средств и технологий сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной и профессионально-ориентированной информации; во-вторых, условий, способствующих возникновению и развитию информационного взаимодействия между преподавателем, обучающимися и средствами информационно-коммуникационных технологий. Этот подход в большей степени отвечает целям информатизации образовательного процесса, но имеет один существенный недостаток: в нем информационные средства и информационно-коммуникационные технологии не рассматриваются автором в едином педагогическом взаимодействии, определяемом дидактическими целями. В ее определении превалирует «технократический» взгляд на проблему, при котором речь идет о применении совокупности программных, программно-аппаратных и технических средств в учебном процессе, а не о технологиях обучения, основанных на комплексном использовании информационных средств, выбор и разработка которых полностью определялись целями подготовки будущего специалиста. В отличие от данного подхода, в соответствии с содержанием, изложенным в предыдущем параграфе, целесообразно вести речь о создании специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, интегрирующейся в совокупность неразрывно связанных информационной и технологической составляющих информатизации учебного процесса, т.е. речь идет о разработке его информационно-технологического обеспечения. Говоря о специальной среде, необходимо иметь в виду важность наполнения ее специальным предметным профессионально-ориентированным содержанием, отвечающим требованиям подготовки конкретных специалистов. Принципы, в соответствии с которыми создается данная среда, — определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт студента, учет его индивидуальных психических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей; обучение в контексте будущей профессиональной деятельности. Эффективное решение задач совершенствования учебного процесса, связанных с выбором содержания, средств и технологий обучения, предполагает представление объектов, субъектов и процессов подготовки и становления будущих специалистов в виде определенных систем (образовательных, педагогических, становления личности и т.п.), изучение которых с целью принятия решений об их оптимизации, пригодности и т.д., неразрывно связано с созданием их моделей. Под моделью в данном случае следует понимать предмет, который в некоторых отношениях имеет сходство с аналогом и служит средством описания, объяснения, или прогнозирования его поведения. При этом каждая исследуемая система может быть представлена некоторым количеством моделей (подсистем), вид которых зависит от требуемой глубины познания, уровня абстрагирования, формы ее материальной презентации. Отсюда вывод: для обоснования сущности специальной профессионально-ориентированной обучающей среды целесообразно использовать метод педагогического моделирования, при помощи которого можно рассмотреть каждую из ее составляющих в их единстве и взаимодействии. Несмотря на то, что модели, формализующие процесс обучения, не в полной мере отражают содержание реальных объектов, нет иного выхода, кроме представления объектов в виде, позволяющем рассматривать наиболее важные их черты и характеристики. Таким образом, модели — это идеальные объекты, аналоги реально существующих предметов и объектов. Они фиксируют только остов явлений и процессов, освобождая их от излишней детализации, случайностей и второстепенных моментов, позволяя сделать любой сложный объект доступным для тщательного изучения. В совокупности их создание помогает педагогу в полной мере учитывать источники и способы постановки дидактических целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый результат и его соответствие требованиям ФГОС СПО.
Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на повышение мотивации обучения предмету «Информатика», повышение конкурентоспособности выпускников техникума посредством включения в образовательный процесс обучающих элементов, основанных на учёте специфики конкретного направления подготовки специалистов.
Данный опыт может быть реализован при обучении предмету «Информатика» в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования.
При этом в обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые не только направлены на приобретение знаний конкретных фактов, свойств, правил, но и формируют у обучающихся умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни, профессиональной деятельности. Эти задания позволяют не только создавать у обучающихся положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информатике осуществлять подготовку готовых к практической деятельности специалистов.
Для формирования практикоориентированных знаний обучающихся на занятиях используются методы ситуационных задач. Такие задачи включают студента в процесс познания, развивают способности решать конкретные жизненные ситуации, решать проблемы в постоянно изменяющихся условиях, формируют критическое мышление.
Ситуационная задача актуализирует для обучающихся теоретический материал, делает его личностно значимым, а не отвлеченным. При таком построении занятия материал осознается сразу же в тесной взаимосвязи с практической трудовой деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории не декларируются, а прогнозируются самими студентами.
Литература
1. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
2. Современные педагогические технологии в профильном обучении – СПб, 2006 – с.96
Вербицкий А.А Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. Пособие. М.: Высш. школа, 1991. – 207 с.
Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm