Классный час на тему «Как выбрать востребованную профессию?»

Классный час на тему «Как выбрать востребованную профессию?»
Автор: учитель английского языка Воротынской СОШ Шелаумова Татьяна Владимировна
Цели урока:
Образовательная – познакомить учащихся с многообразием профессий современного рынка труда, дать представление о востребованных профессиях, их особенностях.
Развивающая – способствовать развитию потребности детей получить конкурентоспособное образование; расширение кругозора школьников.
Воспитывающая – воспитание положительного отношения к процессу обучения и получения профессионального образования.
Возраст участников мероприятия – 15-16 лет.
Оборудование для проведения: презентация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], компьютер, проектор, интерактивная доска














Ход урока.
Этапы урока
Теоретическое обоснование

Организационный момент(1 мин).
Приветствие.
Основной этап урока(43 мин.)
Сообщение целей урока
(1,2 слайды)
Вступительное слово учителя:
Как выбрать профессию - для начинающих? Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Выступление психолога ( 3-6 слайды):
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название
Выступление родителей (7 слайд):
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а вуза или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие, например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника". Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции тебе и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей, пользу обществу.
Выступление 1 учащегося (8-9 слайды) :


Наибольшим спросом на рынке труда в течение ближайших десяти лет будут пользоваться профессионалы в области информационных технологий, телекоммуникаций и связи. Темпы роста IT-отрасли в России ежегодно составляют около 20%, и это далеко не предел. О полном насыщении рынка в ближайшие годы говорить не приходится. Однако необходимо учитывать, что за тенденциями следят не только соискатели и работодатели, но и вузы, как государственные, так и частные. Они открывают отделения и факультеты для подготовки специалистов IT-сферы, тем самым увеличивая в перспективе конкуренцию на рынке труда. Поэтому, чтобы и через пять лет не испытывать недостатка в предложениях, лучше сразу поступать в те учебные заведения, которые дают традиционно сильную базовую подготовку в указанной сфере.
Спрос на специалистов в области IT и телекоммуникаций сегодня более чем в два раза превышает предложение. Наиболее востребованы: программисты, администраторы баз данных, специалисты техподдержки, инженеры, системные администраторы и аналитики. Стартовый оклад выпускника ведущего вуза по таким специальностям, как информатика, прикладная математика, телекоммуникации, защита информации, кибернетика, автоматика, технологии связи, составляет сегодня, по разным данным, от 28 до 35 тыс. руб. При владении техническим английским и наличии стажировки в одной из крупных компаний отрасли (пусть даже месячной) зарплата возрастает на 10–15%.
Выступление 2 учащегося:
Очень востребованными обещают оставаться специалисты топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Активный рост капитализации ведущих компаний топливно-энергетического и нефтегазового секторов позволяет им воспитывать молодых специалистов внутри компании. И такие возможности нельзя упускать: студентам крупнейших технических вузов можно посоветовать как можно раньше устраиваться на работу и выбирать специализацию, чтобы взять хороший старт в карьере. Особенно острая нехватка ощущается в сфере электроэнергетики в регионах. В московских и питерских сырьевых и производственных компаниях столь масштабного дефицита кадров не наблюдается, однако потребность в специалистах остается высокой.


Комментарий учителя:
Самыми перспективными в ближайшие годы останутся такие специальности, как разработка газовых и нефтяных месторождений. Словом, впереди эра добывающих и производственных компаний. Специалисты в этих областях еще долгие годы будут востребованы, что непременно отразится на их доходах. Причем выпускники, идущие в небольшие фирмы, смогут со временем составить конкуренцию своим более удачливым коллегам, попавшим на работу сразу в крупные компании: знания и скрупулезная работа на результат в этой сфере ценятся больше, чем громкие имена. Однако на первых порах на большой доход рассчитывать не стоит: стандартные ставки ассистентов и стажеров в крупных холдингах не превышают 40 тыс. руб. для самых сильных и перспективных молодых работников. Зато по истечении двух-трех лет можно существенно увеличить темпы карьерного роста за счет накопленного опыта.
Выступление 3 учащегося:
Особенно перспективны на сегодняшний день области тонкой химической технологии и фармацевтики, а также металлургии, причем специалистов на рынке настолько мало, что смело можно выбирать понравившуюся специализацию, рынок готов предложить вакансии всем. Как уже отмечалось выше, готовы «переварить» значительное количество молодых кадров строительные компании. Требуются инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы, специалисты по техническому надзору и др. Вилка зарплат по отрасли зависит от позиции и опыта работы: инженер-проектировщик зарабатывает около $1,5–2 тыс., руководитель проекта $5–10 тыс., прораб от $1,5 плюс премиальные. Высок спрос на руководителей проектов и архитекторов. Выпускникам архитектурного института имеет смысл задуматься о параллельном обучении на управленческих факультетах или по специализированным менеджерским программам, так как в сфере строительства не хватает именно координаторов.
Выступление 4 учащегося:
Специалистов в области экономики и финансов в России традиционно много. Причем подготовкой по-настоящему сильных кадров заняты сразу несколько престижных вузов.

Однако особенно востребованы будут лишь те выпускники, которые выберут специализацию «аудит и бухгалтерский учет». По-прежнему престижным считается образование в области инвестиций и банковского дела, без работы выпускники не останутся. Однако легче других строить карьеру будет тем, кто стажировался в кредитных отделах (крайне востребованы люди, умеющие создавать и продвигать новые концепции кредитования) и контрольно-ревизионных департаментах (управленцы).
Стандартный оклад молодого специалиста старшекурсника или выпускника престижного финансово-экономического вуза сегодня составляет 35–40 тыс. руб., наличие свободного английского поднимает ставку до 45–50 тыс. Внутри финансового сектора масса востребованных профессий. Специалисты в области казначейства, трейдинга, дилинга в постоянном дефиците из-за бурного развития отрасли, появления все новых продуктов. Наблюдается небывалый спрос и на инвестиционных аналитиков, специалистов в области корпоративных финансов. В ближайшие годы ситуация выровняется, поскольку закончат обучение те, кто сегодня только начал его. Но если тенденция экономического роста в России продолжится, то такие специалисты легче других найдут себе место в крупных компаниях. Обещает активно развиваться и усложняться страховой рынок.
Выступление учителя (10-11 слайды):
Вы познакомились с наиболее востребованными профессиями современного рынка труда. Выбор дальнейшего образования остается за вами. Это непросто. Я хочу познакомить вас с имеющимися заблуждениями по поводу выбору профессий.
1.Профессия выбирается раз и навсегда
2.Выбор профессии зависит от толщины кошелька
3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
4Профессия предназначена человеку от рождения
5.Психолог не помощник в выборе профессии



6.Профессия выбирается раз и навсегда
7.Выбор профессии зависит от толщины кошелька
8.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим
9.Профессия предназначена человеку от рождения
10.Психолог не помощник в выборе профессии

Учитывая, все эти замечания, вы сможете избежать ошибок в выборе профессии и выбрать достойную профессию. Помните, каждый человек хозяин своей судьбы, кузнец своего счастья.

Заключительный этап урока (2 мин.)
(12 слайд)


Проверка готовности к уроку; настрой на работу.
активизация внимания учащихся; создание дружеской атмосферы, способствующей лучшему усвоению изучаемого материала.
Активизация внимания учащихся; интереса к уроку; целеполагание; создание положительной мотивации к уроку.


















Психологический настрой подростков на выбор профессии.






























Развитие навыков самоанализа, изучения личностных психологических особенностей.









Знакомство с наиболее востребованными профессиями.
















































































Подведение итогов



































15