Сценарий круглого стола Правильное питание-основа здоровья 7-8 класс


Правильное питание - основа здоровья
Сценарий круглого стола
Автор сценария Емешина Г.Н.
Место проведения: МАОУ «СОШ №13», 8 класс.
Задачи:
Расширить знания учащихся по вопросам питания, о значении продуктов питания в жизни человека.
Продолжить формирование осознанного отношения к своему питанию и здоровью в целом.
Активизировать мыслительную и познавательную деятельность.
Продолжить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
Подготовительная работа: Собеседование с обучающими с целью изучения интереса к данной теме, подбор литературы для подготовки ребят. Определение индивидуальных опережающих и творческих заданий. Организация выставки литературы по теме. Предварительная репетиция инсценировок домашнего задания. Подбор фрагментов видеофильма.
Участники:
обучающиеся 8 класса,
воспитатель 8 класса Емешина Г.Н.,
приглашенные гости:
медсестра школы Ершова Т.В.,
повар школы Кудряшова Г.В.,
мать ученицы 8 класса Столяровой Сони Столярова О.А.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Правильное питание - это залог здоровья человека, а здоровье - это фундамент его счастья. Очень верно сказано: одного здоровья для счастья мало, но без здоровья настоящего полного счастья быть не может. Много полезных знаний дает человеку школа и сама жизнь, но к сожалению не все знают, как правильно питаться. Одни не доедают для сохранения фигуры, другие едят, забывая о времени, возрасте, о режиме и нормах питания. О правилах питания вспоминают лишь в том случае, когда по предписанию врача необходимо соблюдать определенную диету.
Вы, конечно, слышали и знаете о том, что в состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. И все это необходимо нашему организму. Белки, содержащиеся в животных продуктах: мясе, рыбе- называются животными. В них особо нуждается растущий организм. Из животных белков строятся мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Очень хорошо детьми усваиваются животные белки, содержащиеся в молоке и молочных продуктах. Вот почему в вашем рационе должно быть молоко.
Если вы помните, в подготовительном периоде мы с вами разделились на 3 группы, и каждая группа приготовила свое домашнее задание.
Сейчас свое домашнее задание представляет 1 группа. Итак, «Реклама молока».
(Ребята показывают самостоятельно подготовленную театрализованную рекламу молока.)
Воспитатель: Все ребята ходят, бегают, прыгают – словом, тратят много энергии. И конечно, организму нужно ее восполнять. В этом помогают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах. Вспомните, как хочется есть после пребывания на свежем воздухе, после соревнований или походов. И пища, поступившая в организм, послужит для восстановления сил. А если человек мало двигался, сидел не месте, а суп съел с добавкой, да еще две тарелки каши добавил, то организм переработает пищу и отложит ее в виде жировых запасов.
Сейчас вы пришли на занятие после сытного обеда в нашей школьной столовой, и вам нужно обязательно подвигаться. Сделаете вы это с ученицей нашего класса Карповой Анастасией
Карпова Анастасия:
Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт и расположитесь по обе стороны школьных столов.
Представьте себе, что сегодня придя из школы, вы получите подарки. Первый подарок от старшего брата; он подвесил над вашей головой вкусную грушу. Попробуйте подпрыгнуть и откусить кусочек ароматной груши.
(ребята выполняют это упражнение)
Молодцы! А вот и второй подарок от сестры, которая подарила вам апельсин. Возьмите воображаемый апельсин в правую руку и покрутите его, как глобус, кистью руки.
( ребята выполняют и это упражнение)
А вот подарок от мамы - мясорубка. Представьте, что вы будете левой рукой крутить ручку мясорубки, готовя на обед себе котлеты.
( ребята выполняют это движение)
Еще раз молодцы! А вот сейчас покажите мне все ваши подарки вместе. Итак. Раз, два, три - начали.
( ребята выполняют все движения вместе)
Карпова Анастасия: Представьте, что в руках зажженная свеча. Глубоко вдохнули. Задержали дыхание и начинаем выдыхать очень медленно, чтобы не задуть свечу - раз. два, три. А теперь снова набрали воздух и выдохнули сразу. Как будто задули воображаемую свечу,
( ребята выполняют это упражнение)
Воспитатель: Молодцы! И подарки показали, и про продукты питания не забыли, и дыхание восстановили. А теперь садимся и продолжаем наш разговор дальше. Все вы замечали, что в конце зимы, весной сохнет кожа. Обветриваются губы, уроки учатся с трудом. Это в организме наблюдается недостаток витаминов. Витамины, как вы помните из уроков биологии, это органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Впервые русским врачом Н.И. Луниным в 1881 году была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел опыт, о котором расскажет Столярова Софья.
Столярова Софья: группа животных (крысы) получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи: белки, жиры, углеводы. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, в пище содержатся еще какие - то вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название витамин, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь» и греческое «амин», указывающие на их отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто более 37 видов витаминов.
Воспитатель: Спасибо, Соня. Садись, пожалуйста, а мы продолжаем.
Многие ребята, особенно девочки – сладкоежки, съедают чуть ли не всю пачку витаминов сразу. Потом начинается тошнота, головная боль. Это наступил «гипервитаминоз», т.е. перенасыщение организма витаминами. Необходимо помнить, что препараты витаминов нужно принимать по рекомендации врача. Иначе может наступить отравление организма.
Ребята, вспомните, какую первую помощь нужно оказать пострадавшему при отравлении. Это мы изучали с вами на уроках ОБЖ.
(Ребята отвечают)
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок из документального кинофильма «Витамины и их значение». Мне хотелось бы, чтобы вы после фильма ответили на следующие вопросы, тем самым закрепив тот материал, который вы просмотрели.
Вопросы викторины:
К каким веществам относятся витамины? К минеральным или органическим?
В чем, как вы думаете витамина С больше: в мясе или в черной смородине?
Что такое авитоминоз ? В чем сущность болезни рахит?
Какой витамин необходимо включить в рацион ребенка, больного рахитом: А или Д?
Отсутствие какого витамина приводит к куриной слепоте?
Каковы причины заболевания цингой ? (Ответы ребят)
Воспитатель: Из фильма нам стало понятно: если в питании отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания.
Посмотрите, пожалуйста еще одно домашнее задание: «Реклама витаминов».
( ребята смотрят инсценировку «Реклама витаминов».)
Воспитатель: В теле человека содержатся самые различные вещества, в том числе калий, кальций, железо, магний и т.д ., - целая периодическая система Менделеева. Но больше всего в организме человека воды. Вода поступает в организм, когда мы её пьем, а также вода поступает в организм с соком, с супом, молоком и другими пищевыми продуктами. В одних продуктах воды содержится много, например, в огурцах и арбузах. Есть вода и в котлетах, и даже в сухарях. Без воды не могут происходить никакие жизненные процессы: не будет перевариваться пища, не будет работать сердце и т.д. Без пищи человек может прожить неделю, а без воды считанные дни. Так что вода в организме очень важна, и тем более очень важно, чтобы вы пили именно воду, а не только соки и все остальные напитки.
Ребята! Запомните: очень важно есть разнообразную пищу, и при этом стараться употреблять наиболее полезные продукты: молоко, мясо и овощи.
Молока необходимо выпивать не менее 0,5 л. в день, а вот макаронами, печеньем, конфетами увлекаться не стоит. Весной надо есть пищу более богатую витаминами: капусту, свеклу, салаты из ранней зелени. Полезно выпивать хотя бы 1 стакан сока. И вот все это учитывает, составляя рацион и меню в нашей школьной столовой наша медсестра.
Слово медику школы Ершовой Т.В., которая расскажет вам, как она составляет меню в нашей школе.
( Рассказ Ершовой Т.В.)
Воспитатель: А вот повара нашей школьной столовой Кудряшову Г.В мы попросим рассказать кратко о последовательности закладки продуктов, когда она готовит первые блюда, например, борщ, и о времени готовки овощей и мяса.
( Рассказ повара Кудряшовой Г.В. )Воспитатель: Ни один продукт не пользуется таким уважением, как хлеб. Отношение человека к хлебу - показатель культуры человека. Мы часто не хотим есть черный хлеб, предпочитая белый и свежий. Иногда черствый хлеб выбрасывается и покупается свежий. А напрасно: черный гораздо полезнее. А его еще можно использовать при приготовлении праздничного ужина. Предоставляю слово Столяровой О.А, маме вашей одноклассницы Сони. Она расскажет о двух рецептах, где применяется черствый хлеб.
(Рассказ Столяровой О.А. Рецепт приготовления кролика. И торт ,,Изюминка,,)
Воспитатель: Могу вас обрадовать, все эти блюда вы попробуете после нашего урока, на развлекательно - игровой программе. А сейчас третья группа покажет инсценировку «Реклама хлеба».
( инсценировка « Реклама хлеба»)
И чтобы закрепить наш материал по теме «Правильное питание» прошу посмотреть на доску, на которой демонстрируется проекция из 4 картинок.
1-я картинка: салат, помидор, лук, горох.
2-я картинка: картофель, красная и черная смородина, лимон.
3-я картинка: молоко, яблоко, пшеница.
4-я картинка: рыбий жир, мясо, яйца сливочное масло, рыба.
Воспитатель: На мониторах компьютеров, заранее приготовлены таблицы. Занесите, пожалуйста, эти продукты в таблицу.
Витамины Влияние на организм Где содержится
(допишите известные вам сведения)
А Зрение, рост волос В Работа нервной системы, рост, помощь в переваривании пищи, нормальное состояние клеток С Заживление ран, работа кровеносных сосудов. Д Формирование и состояние кожи Воспитатель: Пока я проверяю ваши ответы, сформулируйте, пожалуйста, заповеди разумного и здорового питания. В этом вам поможет наш сегодняшний разговор. А потом мы сравним их с заповедями известного диетолога Ганса Моля.
( Учащиеся оформляют заповеди по группам и потом зачитывают свои заповеди, представляя перед классом).
Воспитатель: Ваши ответы в таблицах подтвердили, что вы запомнили материал документального фильма и то, что услышали на уроке. Во всех проверенных таблицах правильно указано, где содержится витамины А, С. А вот с витаминами В и Д надо еще познакомиться поближе, хотя много верных ответов и о продуктах, содержащих эти витамины.
Итак мы доказали: умеренный в еде, соблюдающий заповеди правильного питания всегда прав.
А теперь заповеди от Ганса Моля.
1 заповедь: Не ешьте слишком много вечером, в праздники и в выходные дни. Это вредно!
2 заповедь: Как можно больше витаминов. Меньше сладкого, печенного. Полуфабрикатов. Больше овощей и фруктов.
3 заповедь: Регулярно питаемся небольшими порциями.
4 заповедь: Ограничить сладкое.
5 заповедь: Учиться готовить, не злоупотреблять солью и сахаром и не переваривать пищу.
6 заповедь: Читайте и узнавайте как можно больше о разумном питании.
7 заповедь: Питаясь, помните о своем возрасте.
Воспитатель: А мне хочется дать еще один совет от себя. Я приведу вам в пример рассказ:
Девочка сидела за столом, ела и читала книгу. Увидев это, папа ей запретил читать и есть одновременно.
-Ты хочешь, чтобы я была некультурным человеком? - возмутилась девочка, читая « Трех мушкетеров».
- Во-первых,- сказал папа. - Чтение во время обеда за общим столом - проявление бескультурья по отношению к себе и к окружающим. Во- вторых, это неуважение к книге, которую можешь запачкать. Ну и наконец, в третьих, совмещать еду и чтение вредно: это ухудшает пищеварение прочитанного. Помните, ребята: «Правильное питание – основа здоровья!» После нашего занятия вас ждет чаепитие и игровая программа, со следующими играми:
« Музыкальный огурец»
«Червяк в яблоке»
«Боулинг с яблоками»
Спасибо всем за интересное занятие!
Литература.
Биология, 8 кл. Человек: Учеб.для общеобразоват.учреждений /Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.:Дрофа, 2009.
Технология: Учебник для учащихся7,8 классов общеобразовательной школы (вариант для девочек) /В.Д.Симоненко, О.В.Табарчук,Н.В.Синица и др.; Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентанна – Графф, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общ.ред. А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования,-М: Просвещение, 2010
Украшение блюд / авт.-сост. Васильева Е.Н.- М.:АСТ:ХРАНИТЕЛЬ,2008