«Обновление содержания начального образования за счёт включения элементов народной педагогики».


«Обновление содержания начального
образования за счёт включения
элементов народной педагогики».
- Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем семинаре «Обновление содержания начального образования за счёт включения элементов народной педагогики».
На первой ступени обучения работают три учителя с 1 категорией: Елисеева Н.И., Хвостова Н.В., Евдокимова Ю.А., прошедшие 3 –х уровневые курсы по системе Назарбаев Интеллектуальные школы и Топоркова Н.М.- учитель 2 категории.
МО учителей начальных классов, работая над темой « Развитие учебно – познавательного интереса в процессе обучения младших школьников» пришло к выводу, что использование на уроках элементов народной педагогики приводит к повышению качества обучения и воспитания в начальной школе.
Народная педагогика – это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, это наши истоки. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений. В.О. Ключевский: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов, обычаев и всяких условностей, и он все забудет, всему разучится ,и должен будет начинать все сначала».
Народная педагогика или этнопедагогика зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения.
 Целью народной педагогики считается воспитание человека в соответствии с этнокультурным идеалом или формирование «совершенного человека». Её задачи:-формирование национального самосознания, воспроизводство этнической культуры;- нравственное воспитание;- воспитание национального достоинства как фундамента нравственного совершенствования личности;- умственное, трудовое, физическое воспитание.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед нашей школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, поэтому в 2009 – 2010 учебном году учителем Елисеевой Н. И. была выбрана тема самообразования « Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников»
План работы педагога над темой состоял из этапов:
Диагностический – где была поставлена проблема и изучена научно – тематическая литература;
Прогностический – определены цели и задачи работы над темой, а также система мер, направленная на решение проблемы;
Практический – отслеживание промежуточных результатов. Проводила открытые уроки по математике, познанию мира; выступала на МО; на августовской конференции;
Обобщающий – создание УМК к курсу по выбору «Экология-здоровье планеты, страны, своего села». В него входит пособие «Четыре времени года. Народный календарь. Приметы». Здесь собраны знания о народном календаре, о древнеевропейском календаре друидов, приметах к каждому месяцу, пословицы и поговорки. Выступление с докладом « Практика экологического воспитания младших школьников через работу факультатива»
Внедренческий – была включена в творческую группу для создания хрестоматии по народной педагогике. В пособии отражены народные традиции. Например, в описании обряда Масленицы сохраняется разговорная речь, показаны игры, хороводы, песни, конкурсы, загадки. А также немного истории.
На всех этапах работы над темой были заслушаны доклады, проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступления на заседаниях МО.
Я создала УМК по математике: «Занимательная математика», в содержание которого включён национально-государственный компонент, содержащий вопросы и задания по традициям, обычаям и обрядам казахского народа, знанию истории страны. В сборнике: «Казахстан в цифрах» содержатся вопросы и задания по традициям, обычаям и обрядам казахского народа, знание истории страны, знаменитых деятелей, природные ресурсы Казахстана. Составлены тематические тесты, где использованы региональный компонент села, района и области. Во втором разделе - «Казахстан – в цифрах» - есть такие темы занятия:
1. Географическое положение.
2. Символы.
3. Государственные праздники.
4. История возникновения и развития родного села.
В 2011-2012уч. году я (Хвостова Н.В.) вошла в районную творческую группу учителей начальных классов, работающую над темой: «Включение экономической грамотности в образовательное поле начальной школы». Создала пособие - Хрестоматия «Занимательная экономика» по программе «Основы экономики финансовой грамотности». В 8 разделе «Мой дом - моя семья» собраны: пословицы, песни, кластеры, притчи. Правила поведения в семье, традиции казахского народа, тест «Традиции. Обычаи. Обряды». Жизненные советы, наставления старшим, ребусы, предметы быта, игра «Сплетение стрелок». Использую эти пособия на уроках математики, русского языка, литературы, познания мира.
За активное участие в реализации проекта по созданию инновационной среды методической работы награждена в 2012году районной грамотой.
Учителя начальных классов применяют народную педагогику в обучении и воспитании детей. На каждом уроке используют пословицы и поговорки, легенды, сказки, прибаутки, приметы и т.д. Особенно хорошо проходят внеклассные мероприятия, на которых дети знакомятся с традициями и обычаями всех народностей.
На уроках в игровой форме мы совершаем увлекательные путешествия с героями народных сказок: Алдар Косе, Василиса Премудрая, Колобок и т.д., которые помогают нам углубить знания традиций и обычай народов. Часто на уроки к нам приходит символ животного Казахстана – снежный барс, России – медведь, Украины – аист, которым поклонялись наши предки. Используем легенды о создании Казахстана, мифы народов мира об архитектурных памятниках.
На различных этапах урока мы используем пословицы, меткие народные изречения, например: «Сделал дело - гуляй смело», «Без лени трудись, без устали учись», «Кто много читает, тот много знает.»…. и т. д.
При проведении урока русского языка дети знакомятся с лексическими группами: «месяцы, продукты, одежда, искусство, тема Родина». Учимся правильно произносить и писать те слова, которые пришли к нам из древности. Разбираем устаревшие слова, которые встречаются в изложениях, диктантах, литературных произведениях. Например дети знакомятся с понятиями лапти, карета, лукошко, саукеле, тюбетейка; кто такой ямщик, барин, бай, бий, батыр. Дети узнают о традициях и обычаях народов, их одежде, блюдах, языке, быте жизни.
На уроках трудового обучения мы более углублённо разбираем : изготовление одежды, орнамента, посуды, ковров, юрты, игрушки разных национальностей: матрёшки, зайцы, жаворонки, верблюды - и опять же это связываем с народными традициями, обычаями.
При проведении физической культуры, дня Здоровья, спортивных мероприятий: «Спортивное состязание 21 века», «Валенки» - используем национальные игры, состязания, эстафеты, которые воспитывают интерес к истории народов.
Во время перемен наши дети любят играть в асыки, собранные детьми под руководством Елисеевой Н.И ..
Во внеурочное время проводится кружковая работа : «Очумелые ручки» - тестопластика;«Азбука вязания» - вязание спицами;«Волшебный клубок» - вязание крючком; «Выступайте с нами» - постановка сказок; «Будем с песенкой дружить» - изучение народных песен; «Литературная гостиная» - инсценировка, иллюстрирование сказок разных народов.
Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др.
Особенно хорошо проходят внеклассные мероприятия, на которых дети знакомятся с традициями и обычаями всех народностей. Ежегодно проводим масленицу «Как на Масленой неделе…». «Масленица»  это  самый веселый и сытный народный праздник, который проходит целую неделю. Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья.
Проведение всеми любимого праздника Наурыз Мейрамы- стало одной из традиций нашей школы. В нём отражаются традиции, обычаи каждого народа. Например, в этом году на фестивале народов Казахстана мы представляли русскую национальность. Презентация блюда в сопровождении русской народной песни «Ой, блины, блины, блины…», частушек, танца Кадриль.
Два- три раза в год мы проводим ярмарки, для которых дети готовят национальные блюда, поделки, вязание, работы из природного материала. Дети очень любят быть в роли продавца и покупателя.
Ежегодно мы отражаем на строительстве снежного городка символы каждого года. Например, год Змеи ,Собаки и т. д.
Во время летних каникул мы совершаем однодневные походы, экскурсии по Родному краю, по местам, имеющим отношение к имени поэта - писателя, журналиста, политического деятеля, нашего земляка Мухамеджана Сералина. Пьём вкусный чай из самовара, ведём дружеские беседы о цветах, птицах, озёрах и красоте природы в целом, а также играем в национальные игры.
Дети, живущие в нашем селе, имеют большие возможности наблюдать традиции и обычаи разных народов, потому что целина объединила народы разных национальностей.
Таким образом, за счёт включения элементов народной педагогики воспитываем эмоциональную отзывчивость, толерантность, активную жизненную позицию, гордость за свой край и народ, умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об особенности своего края, о природном разнообразии; учим формировать эстетические чувства, бережное отношение к традициям, обычаям разных народов.
Народная педагогика- педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика этнического воспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации.
Своё выступление я хочу закончить притчей.
В давние времена жила на земле удивительная семья. Семья огромная – сто человек. И в ней царили мир и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружеские и счастливые люди.
Он отправился в город и пришёл к основателю этой семьи. Он спросил старца, главу семьи: “Как Вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?”
Тогда старец взял бумагу и написал одно слово сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление (понимание).