Классный час по теме «Меня не понимают родители! Что делать?»
Тема: Меня не понимают родители! Что делать?
Цель:
формировать адекватную самооценку у школьников, умение критически относиться к себе и своим действиям,
воспитывать чувство ответственности за свои поступки
Вид классного часа: проблемный
Форма: беседа с элементами тренинга.
Ход беседы.
Организационный момент.
Приветствие.
- Назвать себя и добавить прилагательное, характеризующее вас.
- Учитель начинает приветствие с себя.
Какие добрые ,ласковые слова мы сказали о себе и хочется , чтобы так было всегда? Чтобы всегда мы жили в стране добра и ласки!
Песня: « Маленькая страна».
Ребята, а где светло и ясно? Конечно же в семье!
Но , к сожалению не всегда так бывает. Часто бывает абсолютно наоборот.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную тему, актуальную во все времена, тему « отцов и детей».
Меня не понимают родители. Что делать?
Послушайте сценку в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.
Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь.
В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»
А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.
Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
II. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:
хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
можно ли назвать их семью счастливой?
что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
(Дети высказываются.)
А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?
(Дети высказываются.)
Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
Трудный возраст дочери.
Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
Успеваемость, учеба.
Лень, неаккуратность.
Придирчивость родителей.
Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
И т. П.
Классный руководитель.
Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:
Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
Делать что тебе захочется.
Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
Иметь много обязанностей.
Жить по правилам, выполнять все законы.
Классный руководитель.
Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п.
Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.
К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)
Проводим тест. « Наедине с собой»
Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?
Говорите ли вы со старшими по душам , советуетесь ли по личным делам?
Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
Знают ли родители ваших друзей?
Бывают ли они у вас дома?
Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?
Скучно ли вам дома?
Есть ли у вас со старшими занятия и увлечения?
Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
Предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами во время ваших праздников?
Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
А телевизионные передачи , фильмы?
Бываете ли вместе на выставках, в театрах, музеях, концертах?
Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?
Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные?
Подсчет баллов. + -2б; «иногда, отчасти»-1б; ---- 0б
Результат:
Более 20 баллов-отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов- отношения удовлетворительные.
Менее 10 баллов- контакты с родителями носят ограниченный характер.
Ребята есть среди вас кто набрал менее 10 баллов?
Может быть вы поделитесь :На какой почве чаще всего случаются конфликты?
Примерные ответы детей:
Не помогал по дому.
Учеба, поведение.
Поздно приходил домой.
Вредные привычки (курение). I - Из-за моей компании.
Внешний вид (прическа, одежда).
Мои поздние возвращения домой.
Плохой характер родителей. I - Из-за денег, покупки вещей.
И т. п.
Классный руководитель.
Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
Классный руководитель.
Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него?
На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует]I:а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:
Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
Игра « Идеальные дети-идеальные родители».
Работа в группах.
V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»
Классный руководитель.
Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор?
Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний.
(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.)
Умение владеть собой - это...
контролировать свое поведение;
сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;
держать себя в руках;
не позволять себе грубости, хамства;
не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.
Чтобы научиться владеть собой, нужно...
работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;
читать книги по психологии;
не терять своего достоинства;
научиться уважать других людей;
научиться видеть свои недостатки;
быть строгим к себе и снисходительным к другим.
Чтобы найти компромисс и сделать так , чтобы тебя поняли родители, нужно...
найти такое решение, которое устроит всех;
войти в положение другого человека;
видеть правоту другого человека;
отказаться от своего эгоизма;
не считать себя выше других;
уважать чужое мнение.
Классный руководитель.
Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
VII. Заключительное слово
Классный руководитель.
В китайском эпосе есть одна притча, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей беседы:
Ладная семья.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть , в селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк, раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота , достаток, мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал писать. Писал долго. Видно не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге :ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ТЕРПЕНИЕ. Фильм.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа?
Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?
Мне бы хотелось подарить вам памятку:
Восемь шагов к примирению:
1. Я принимаю решение прилагать усилие к тому, чтобы меня заметили и услышали мои родители, Но не путем криков, ссор, гнева.
2. Мои родители имеют право на ошибки, т. к. неизвестно, кто и как обделил их любовью в детстве или во взрослой жизни.
3. Я буду покрывать их недостатки своим прощением и любовью.
4. Я приложу все усилия к тому, чтобы понять моих родителей и их жизнь.
5. Я буду им говорить о том, что я их люблю, даже если мне неоднократно придется выслушивать от них обвинения, упреки и претензии.
6. Я буду ласков с ними, даже если они грубы.
7. Мое почтение к ним будет царским.
8. Я принимаю решение больше не говорить им: «замолчи», «все, хватит», «ты ничего не понимаешь» и др.
А еще мне хотелось бы, чтобы у каждого из вас эта МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА-ВАША СЕМЬЯ была дружной и счастливой.
Заключение. Живёт на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звёзды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут берёзы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.