Презентация и материал к семинару для классных руководителей Совершенствование научно – методического обеспечения воспитательного процесса

Семинар
«Совершенствование научно – методического обеспечения воспитательного процесса»
(Слайд 1)
«Умейте осмыслить пройденный
путь Осмысление того, что уже
сделано, - это большое духовное
богатство школы».
В.С. Сухомлинский
(Слайд 2)
Цель:
- проследить пути совершенствования научно – методического обеспечения воспитательного процесса;
- ознакомить классных руководителей с основными направлениями воспитательной работы на новый учебный год;
- познакомить с темами семинаров, педсоветов МО классных руководителей.

Задачи:
- создание целостной воспитательной среды;
- активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную деятельность.

Форма проведения: семинар.

Вопросы для обсуждения:
1. Анализ работы МО за 2015-2016 учебный год.
2. Требования к содержанию планов воспитательной работы: актуальность целей и задач, умение классного руководителя анализировать работу с классом, приоритетные направления работы, аналитико-диагностическая деятельность классных руководителей.
3. Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов.
4. Обновление тем самообразования классных руководителей.

(Слайд 3) Любому классному руководителю хочется стать значимой фигурой. КР сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически.
Любой классный руководитель становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Методическая работа в школе разворачивается в основном в форме организации деятельности: (Слайд 4)
- методического объединения классных руководителей,
- предметных методических объединений,
- повышения квалификации на курсах,
- обобщение и распространения опыта работы (взаимопосещение, создание собственных методических разработок для обеспечения воспитательного процесса и др.).
Методическое обеспечение воспитательного процесса в школе связано прежде всего с деятельностью школьного методического объединения классных руководителей.

Функции ШМО классных руководителей: (Слайд 5)
- обеспечивает взаимодействие с различными структурами, учреждениями
в целях оказания методической помощи в реализации воспитательных задач;
- организует коллективное планирование классных коллективов;
- координирует деятельность классных коллективов, организует их взаимодействие;
- работает с нормативно-методической документацией по вопросам развития и воспитания обучающихся.

Цель методической работы: (Слайд 6)
Оказание действенной помощи классным руководителям в улучшении организации воспитательного процесса, в обобщении и внедрении опыта работы.

Задачи методической работы: (Слайд 7)
1. Совершенствование методик воспитания, внедрение новых форм в воспитательный процесс.
2. Отработка и обновление содержания плана воспитательной работы школы, плана воспитательной работы классных коллективов.
3. Создание условий для самообразования.
4. Поддержка педагогов, предлагающих новые идеи, формы воспитательной деятельности школы.
5. Повышение правового, теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей (по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы).

6. Апробирование современных воспитательных технологий, современных форм и методов работы.

Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход к воспитательной работе школы.
(Слайд 8, 9) Формами научно - методической работы являются методические, педагогические советы, проблемные семинары, открытые внеклассные мероприятия, наставничество, конференции, административные совещания, самообразование и др.
Одной из традиционных форм методической работы является работа над единой методической темой «Повышение эффективности воспитательного процесса через применение современных подходов к организации воспитательной деятельности».
Формирование системы воспитательной работы зависит от слаженной системы взаимодействия классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей и социума. (Слайд 10)
Классный руководитель должен обладать разнообразными способностями и всесторонними знаниями в различных сферах деятельности, постоянно самосовершенствуясь.
Особое внимание хочется уделить теме самообразования. Не нужно путать тему по самообразованию учителя - предметника и классного руководителя.
(Слайд 11) Под самообразованием следует понимать организованную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных значимых воспитательных целей.
(Слайд 12) Основными принципами самообразования являются:
-непрерывность,
- целенаправленность,
- взаимосвязь,
- преемственность,
- доступность и др.

Можно выбрать одну тему по самообразованию в нескольких классах, а затем проследить и обменяться опытом работы по данному направлению. Тема по самообразованию классного руководителя должна быть связана с классом, с проблемами, возникающими в классном коллективе.
Технология организации самообразования классного руководителя может быть представлена в виде следующих этапов: (Слайд 13) - См. приложение 1.
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;
выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;
формулирование личной индивидуальной темы (темы по самообразованию).
2 этап – обучающий, на котором педагог самостоятельно знакомится с методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленного педагогического опыта работы классного руководителя: открытые классные часы, взаимопосещение внеклассных мероприятий, обсуждение тем по самообразованию.
5 этап – итогово-контрольный, на котором классный руководитель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. Определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.
(пустить листок, чтоб вписали тему по самообразованию)
Основные направления и формы методической работы для обеспечения воспитательного процесса (Слайд 14)








(Слайд 15)








(Слайд 16)



Какие же новые педагогические технологии можно использовать в воспитательной работе? (Слайд 17)
1. Педагогика сотрудничества. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- гуманно – личностный подход к ребёнку;
- единство обучения и воспитания.

2. Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- идеал воспитания – самовоспитание.

3. Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова– это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов:
- идея включения детей в улучшение окружающего мира;
- идея соучастия детей в воспитательном процессе;
- коллективно – деятельностный подход к воспитанию;
- комплексный подход к воспитанию;
- личностный подход, одобрение социального роста детей.

4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского:
- в воспитании нет главного и второстепенного, воспитание – это прежде всего человековедение;
-эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка;
-принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
- культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

5. Технология проектной деятельности (метод проектов). В ее основе лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Все данные технологии смогут также совершенствовать методическую работу воспитательного процесса.
Немаловажное значение играет работа социально-психологической службы: работа социального педагога; педагога - психолога. К сожалению, у нас с вами такой возможности нет.

(Слайд 18) Основными направлениями работы школы остаются:
- интеллектуальное воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- экологическое и трудовое воспитание;
- развитие детского самоуправления.

К совершенствованию методического обеспечения воспитательного процесса
приводит также взаимодействие с социальным окружением. (Слайд 19)
Обязательной становится реализация идеи положительной и постоянной
обратной связи.

Каждый из нас использует различные методики воспитания, диагностики, с помощью которых мы совершенствуем воспитательный процесс.

С некоторыми из диагностик вы сможете познакомиться, просмотрев папку. Я думаю, сможете применить в своей деятельности классного руководителя.
- Какие диагностики вы используете в своей работе как классный руководитель?
(См. приложение 2 - папка "Диагностики")

Практическая часть:
1. Развитие творческого мышления и самостоятельности.
- Мышление.
В течение 5 минут подумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Иметь в виду, что можно придумывать самые нелепые с точки зрения здравого смысла вещи, непременное условие – чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки для раскатывания теста и т. п.). Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы « Для рисования на стене» и « Для рисования на бумаге» однотипны. Некоторые творческие люди могут за один присест без ограничения времени найти около 50 вариантов применения карандаша.
- Воображение.
В течение трех минут придумать и записать как можно больше вариантов
того, что напоминает данный рисунок.
Например, чашка на блюдце, бублик, колесо и т. д.
Тринадцать примеров – хороший результат.


2. Расширение представлений о человеке (выявление круга интересов, потребностей):
Предлагается дописать тезис (могут быть разными для каждого класса):
Чтобы иметь друзей, надо
Когда есть свободное время, я
Друг – это
Говорить друг другу правду, неприятную ему
Гордость и скромность – это одно и то же или
Друзей может быть много, если

( Слайд 19) Не забываем, что не маловажным является и взаимодействие с родителями - это тоже один из показателей совершенствования методического обеспечения воспитательного процесса.
Родители и педагоги воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс.
Значительная часть родителей не профессиональные воспитатели, и не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Что родители не знают,
Всё известно классруку,
Лучше классной не бывает,
Я уверенно скажу.
А за них переживая,
Вам желаю не болеть,
Счастья, радости, везенья,
С каждым годом молодеть.

Практическая часть:
1. Вам выданы листочки, на которых один вопрос:
В: Как заинтересовать, вовлечь родителей в школьную жизнь ребенка?
И сейчас я вам предлагаю в мини- группах подумать и ответить на это вопрос в виде схемы, в виде ответов. Как вы видите ответ на данный вопрос.
(Сотрудничество с центром защиты детей, чтобы родители чувствовали, что школа заботиться о детях; проводить, например, День психолога - с приглашение специалистов; совместные воспитательные мероприятия и т.д.)

2. В каждом классе, чаще всего, есть "трудные дети". Это общая наша с вами проблема.
Ваша задача - показать, как можно с ними работать (Кто, что из вас делает? Какую проводите работу?).

Сейчас мне еще хотелось бы остановиться на том, что должно быть в папке классного руководителя. (См. приложение 3)

Мне хочется сделать вывод - используйте все новое (хорошо забытое старое), совершенствуйтесь, совершенствуя и пересматривая воспитательный процесс. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование различных методики. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
В нашем образовательном учреждении за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы и будут также реализованы.
Учителя нашей школы не стоят в стороне инновационных процессов в воспитании, они используют как элементы современных технологий, так и технологии, связанные с личностно – ориентированным подходом к воспитанию школьников, технологии, направленные на развитие личности каждого ребёнка.
(Слайд 20)
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать,
И не давать с дороги сбиться
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы


Приложение 1
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;
выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;
формулирование личной индивидуальной темы (темы по самообразованию).
2 этап – обучающий, на котором педагог самостоятельно знакомится с методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива.
3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленного педагогического опыта работы классного руководителя: открытые классные часы, взаимопосещение внеклассных мероприятий, обсуждение тем по самообразованию.
5 этап – итогово-контрольный, на котором классный руководитель должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. Определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом













Приложение 3
Папка классного руководителя
1. Список учащихся класса.
2. Список с указанием Ф. И. О. родителей учащихся и номеров домашнего и рабочего телефонов.
3. Состав родительского комитета.
4. Список актива класса.
5. Поручения учащихся класса.
6. Распределение интересов учащихся, участие в кружках и секциях, клубах школы и за её пределами.
7. Состояние здоровья учащихся.
8. Одарённые учащиеся и результаты их достижений.
9. Диагностики.
10. Рейтинг участия учащихся класса в классных и общешкольных мероприятиях.
11. Результаты изучения уровня нравственной воспитанности учащихся класса.
12. Проблемные учащиеся и проблемные семьи, работа с ними.
13. Материалы организации воспитательных дел в классе.
14. Посещаемость родителями родительских собраний и внеклассных мероприятий в классе и школе.
15. День встреч классного руководителя и родителей учащихся.
16. Рубрика «Обмен мнением». Мнение родителей, классного руководителя и учащихся о результативности воспитательной работы в классе.
17. Социальный паспорт класса.
18. Мнение заместителя директора о представленных в папке материалах по результатам изучения в конце года и в учебных четвертях.









[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








13PAGE 15


13PAGE 141015



1 блок:
Работа с учителями.
Цель: создание условий
для профессионального
роста классного руководителя.

Обобщение опыта работы.
Самообразование.

Педсоветы, семинары.
Открытые внеклассные мероприятия, классные часы.


2 блок:
Работа с учащимися
Цель: создание условий для познавательного развития школьника в соответствии с его
способностями.

Конкурсы, выставки,
участие в мероприятиях.
2.Привлечение в кружковую работу.

Инновационная работа.
Диагностика и анкетирование учащихся.


3 блок:
Информационно методическая служба.
Цель: создание условий для информационного
сопровождения воспитательного
процесса.

Работа библиотеки.
Использование Интернет - ресурса.