Организация урока путем использования технологии развивающего обучения на уроках самопознания (выступление на городском семинаре учителей самопознания, 2013г.
Выступление
на городском семинаре
учителей самопознания
Тихон В.Н.
2013г.
Организация урока путем использования технологии развивающего обучения на уроках самопознания.
"...Образование в XXI веке становится капиталом, который может и должен соперничать по своей значимости со стратегическими ресурсами и по которому будут судить об уровне развития страны..."
"...Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал...»
"...Всё начинается со школы..." Н.Назарбаев.
Одним из главных документов, направляющих деятельность учителя на сегодняшний день является Концепция 12-летнего среднего общего образования в республике Казахстан.
В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определённые требования к такой личности ученика:
а) креативность (умение применять свои знания на практике)
б ) активность
в ) ответственность
г ) обладание развитым интеллектом
д ) высокий уровень грамотности
е) творчество
В соответствии с этим главная цель 12 – летнего среднего общего образования:
- формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентно-способной личности, способной жить в динамически развивающейся среде, готовой к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Отсюда самое главное – быть патриотом своей Родины – Казахстана:
-проявлять гражданскую активность
-адекватно воспринимать окружающий мир
- считать высшим этическими ценностями – гражданственность, патриотизм.
Поэтому очень важно усиление роли школы, учителя в реализации задач, поставленных в Концепции 12 - летнего среднего общего образования в республике Казахстан. В этих условиях изменяется роль учителя, меняется методика обучения, но главным в обучении остаётся урок. Урок – визитная карточка учителя, показатель качества и потенциала учителя, его методический стиль и почерк. Учитель подлинный творец, автор каждого урока. А, следовательно, на учителя возлагаются огромные задачи, которые он выполнит только при условии обладания высоким уровнем сформированности ряда компетентностей, использования различных технологий.
Идеи развивающего обучения:
Каждый человек от рождения наделен способностями;
развить их - важнейшая задача школы и любого учебного заведения;
знания, умения и навыки – это база, информационный фундамент для развития ученика;
учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);
учебный процесс должен вызывать у учащихся желание познать новое (мотивация учебной работы);
развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;
учет индивидуальных, психических особенностей учеников;
создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.
Не случайно, приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.
Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу.
Проблема развивающего обучения на уроках - одна из актуальных проблем современной школы, так как методика развивающего обучения отличается высокой эффективностью в формировании личности ребенка.
Современному обществу нужен человек, который отличается высокоразвитым интеллектом, избирательно-направленным отношением к действительности; который бы умел сознательно выбрать жизненные цели, умел бы пользоваться средствами и способами достижения этих целей. Он имел бы чувство нравственной ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности, одним словом, был бы личностью.
Утверждение концепции развивающего обучения в системе образования обусловило изменения в методике преподавания.
Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподавание суммы знаний, а общее развитие ребёнка, формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Развивающее обучение основывается на необходимости организации учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы они по возможности более самостоятельно формулировали вопросы и искали на них ответы.
Каждый учитель понимает что, не сформировав логического мышления, не научив детей выделять причинно-следственные связи, не научив анализировать и обобщать, он просто потерял время.
Урок самопознания, как и любой другой урок в школе, должен строиться на основе достижений таких учёных, как А.Н. Леонтьев («Общее понятие о деятельности»), Гальперин П.Л. («Психология мышления и поэтапном формировании умственных действий») .
Большой вклад в изучение этой проблемы внесли В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин , создав теоретическую концепцию развивающего обучения . Эта теория рассматривает учебную деятельность как особую форму активности ребёнка, направленную на изменение самого себя как субъекта обучения.
Ребёнок может стать субъектом обучения лишь в том случае, если он будет способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, если он научится исследовать жизненный опыт и применять на практике, имеющиеся навыки.
Развивающее обучение опирается на коллективно-распределительную деятельность учеников и учителя, а не на индивидуально- автономные формы активности каждого ученика, авторитарно направляемые учителем.
Если указанные требования к содержанию, методам, организации обучения реализованы, задача на поиск принципов построения определенных действий становится для ребенка задачей на расширение своих возможностей как субъекта, то есть становится учебной задачей.
Специфика уроков самопознания и развивающего обучения позволяет каждому ребенку самореализоваться, высказать свою точку зрения, даже отличительную от мнения общества, но обязательно обоснуя и, аргументируя (каждый имеет право на собственное мнение и суждение). Особенно в решении данной задачи помогают такие методические приемы, как «Круг радости», «Наедине с собой», «Обсуждение», «Круг от сердца к сердцу», «Дискуссионный клуб»…
Возможность самореализации в процессе решения учебной задачи порождает
заинтересованность ученика в его результатах.
Реализация деятельности учащихся на уроке – одно из современных требований.
Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению продемонстрирую на таблице.
Компоненты урока Конкретизация
1. Содержание учебного материала. Оно определяется программой или темой урока. Знания надо «добывать» входе умственной или практической работы.
2. Мотивы деятельности. Надо определить вид мотива, который планируется ввести на уроке. Поскольку есть мотив, ученик втягивается в работу.
3. Способы «включения учащихся» в продуктивную деятельность. Это могут быть занятия с учебником «Самопознания» и рабочей тетрадью, наблюдения, исследования, выполнение презентаций к урокам, видео клипы, выполнение коллажей и рисунков, подготовка сообщений.
4. Средства труда учащихся. Учебники, толковый словарь Ожегова, рабочие тетради, компьютер, изо материалы для практической деятельности, музыкальное сопровождение, видеоматериалы.
5. Формы организации труда. Индивидуальная, групповая, коллективная
6. Стимулирование работы. Продумывание мер поощрения (призы, одобрение сверстников, дипломы).
7. Способы руководства. Планирование содержания и способов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие вопросы, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций ( видеоряд, тексты, цитаты), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.
8. Формы контроля. Тесты, рисунки, работа в тетради
9. Тип отношений во время работы. Продумываются формы и условия взаимодействия ученика с учителем и учеников между собой - сотрудничество
Развивающими являются уроки, на которых формируется умение высказывать свое мнение, понимать чужое, вести дискуссию.
Познавательная активность проявляется в самостоятельности составления презентаций и видеороликов на пройденную тему.
Способствуют развитию интеллекта задания типа: «Синквейн», «Да – нет», «Метод незаконченных предложений», «Логические цепочки»- (Природа и Экология…).
Развитию интеллекта способствует система педагогических ситуаций: «Как бы поступил ты?», « Какие нравственные устои в твоей семье?», «Какая главная ценность семьи»… , в которых необходимо найти правильное решение, а также задания, выполняемые учащимися дома.
Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся.