Выступление на семинаре Взаимодействие семьи школы в интересах развития ребенка
«Взаимодействие семьи и школы
в интересах развития личности ребенка»
“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Макаренко
Я являюсь классным руководителем 11 -А класса. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя, осознавать себя и в итоге найти своё дело.
Глубоко убеждена, что организация взаимодействия школы и родителей должна базироваться на результатах изучения семей – анализе семейных анкет, разнообразных тестов, опросников, посещений семей, личных бесед с родителями и детьми, педагогами, ранее работающими с данной семьей. Эта работа позволяет понять уклад семьи, каковы её социальные установки, систему нравственных и духовных ценностей, семейные традиции, педагогическую образованность родителей.
Авторитет школы и классного руководителя, желание родителей сотрудничать со школой во многом определяется умелой организацией и проведением родительских собраний. Я придерживаюсь своего основного правила: встречи классного руководителя и других педагогов с родителями должны основываться на положительной информации, следует отмечать даже самые маленькие достижения детей и родителей. И ни в коем случае не говорить при всех негативную информацию о семье и ребенке. Проблемы конкретных детей и семей решать необходимо индивидуально. Именно индивидуальные беседы, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.. В создании положительного имиджа школы и учителя значение имеет все: внешний вид, манера вести разговор, окружающая обстановка, способ приглашения на встречу (явка на собрание будет значительно выше, если классный руководитель пригласит родителей лично по телефону или с помощью красочно оформленного приглашения). Присутствующие знакомятся с ориентировочным планом воспитательной работы на год, примерными темами родительских собраний, вносят свои коррективы, намечают мероприятия, которые пройдут совместно с родителями, обсуждают, какую конкретную помощь может оказать семья, решают многие другие организационные вопросы.
Большое значения придаю тому, чтобы содержание предстоящей беседы на родительском собрании опиралось на результаты предварительно проведенных диагностических исследований по интересующему их вопросу. Так при подготовке собрания «Поощрение и наказание в семье» сначала было проведено анкетирование ребят по данному вопросу, выяснено, какие виды наказаний и поощрений применяются в их семьях, какие поощрения приносят большую радость, какие наказания по их мнению наиболее действенны.
Родительские собрания проходят в форме «круглого стола», конференции, тематической дискуссии, вечера вопросов и ответов с привлечением психолога, врача и других специалистов и др. В нашем классе наиболее запомнившимися стали конференция «Роль семьи в воспитании ребенка», лекторий «Как сохранить психическое здоровье подростков», круглый стол «Поощрение и наказание в семье», дискуссии «Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии», « Как помочь ребёнку сдать выпускные экзамены. Принуждение – может ли оно быть эффективным?»
Опыт работы показал, что эффективность работы с родителями достигается там, где удается умело сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями. Поэтому в течение всего периода обучения проходили индивидуальные встречи, беседы с родителями по проблемам воспитания и обучения детей.
Ничто так не объединяет людей, как совместная работа: ежегодные ремонты классной комнаты, мелкий ремонт школьного имущества, оформление кабинета, выпуск семейных газет, но всегда все трудовые дела осуществлялись совместно взрослыми и детьми. Такое воспитание не только словом, а делом наиболее эффективно.
В первый год совместной работы родились и многие мероприятия, которые в дальнейшем стали традиционными. Наиболее интересными и запоминающимися стали совместные походы с родителями на природу, шахматно-шашечные турниры, отчетные встречи-концерты в конце учебного года, конкурсные программы, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Матери.
Свои положительные результаты давала и такая форма работы, как встречи на классных часах «Профессии моих родителей», «Есть такая профессия – Родину защищать».
Еще одно из направлений совместной деятельности семьи и общеобразовательного учреждения – это активизация познавательной деятельности учащихся. Дети должны чувствовать постоянную заинтересованность в их учебных успехах, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. На протяжении всех лет обучения в нашем классе царил культ знаний, стремление получать хорошие и отличные оценки. Это было результатом постоянного взаимодействия – контроля родителей и педагогов. Классным руководителем регулярно предоставлялись родителям выписки оценок из классного журнала по всем предметам, информация о пропусках уроков и факультативов. В результате родители могли откорректировать подготовку детей к урокам, по которым возникли какие-либо проблемы.
Сначала для постоянной связи с родителями я использовала мобильную телефонную связь, а в последние три года и Интернет. Некоторые родители имеют адреса электронной почты, что помогает держать их в курсе дел детей, рассылать объявления и просьбы. Большинство старшеклассников общаются через социальные сети. Самой популярной у моих выпускников является социальная сеть «В контакте», в которой создана группа нашего 11-А. Родители чаще зарегистрированы в «Одноклассниках». Данные социальные сети позволяют организовать дистанционное взаимодействие с воспитанниками и их родителями. Хорошим помощником в налаживании дистанционного взаимодействия с семьей является программа «Скайп». Она позволяет не только сделать бесплатный звонок, написать сообщение, но и провести бесплатную дистанционную консультацию для родителей, объединив их в группу.
Все должны помнить, что деятельность родителей и педагогов в интересах развития личности ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, уважающими друг друга, готовыми идти навстречу друг другу во имя общей цели – воспитания полноценной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности.