Мастер-класс Роль взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Крымска муниципального образования Крымский район
Педсовет
Тема: «Роль взаимодействия семьи и школы
в интересах личности ребенка».
Выполнила:
Е.В. Сергиенко, заместитель директора по ВР.
2011 год
Тема: «Роль взаимодействия семьи и школы
в интересах личности ребенка».
План проведения:
«Роль взаимодействия семьи и школы в интересах личности ребенка»
Е.В.Сергиенко
Главное назначение семьи – воспитание детей.
Эффективность Закона
Чем же занять свободное время?
Задачи взаимодействия.
2. «Изучение семьи школьника» выступление психолога.
3.«Сведения социума родителей и результат профилактической работы с семьями» Ю.Н. Овчинникова.
4.«Методы работы педагога с родителями? Традиции школы» зам.директора по ВР.
5.«Эффективные формы работы с родителями в классном коллективе»
Учитель начальной школы, классный руководитель.
6.Гражданский форум «Проблемы взаимодействия семьи и школы».
«Роль взаимодействия семьи и школы
в интересах личности ребёнка »
Вернуть в школу утраченные ценности без
семьи, без самого народа невозможно.
Ю.П.Азаров.
1 слайд
2 слайд
Главное назначение семьи – воспитание детей.
Семья – персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров:
социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
технико-гигиенический зависит от жилищно-бытовых условий, особенностей образа жизни;
демографический определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его воспитании на том или ином возрастном этапе играет семья.
3 слайд
4 слайд
Современные семьи, развиваются в условиях новой общественной ситуации. Наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости воспитания детей в семьях.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Совсем недавно вступил в силу Закон «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ». Принятие этого Закона обусловлено жизненной необходимостью.
В первый же месяц статистика подтвердила, что Закон необходим и действует:
выявлено 23000 безнадзорных детей;
более 1500 родителей были привлечены к административной ответственности за неисполнение Закона.
Закон предусматривает, что в зоне ответственности за судьбу ребёнка находятся: во-первых – школа и семья, во-вторых общество и органы власти.
Эта повседневная наступательная работа (организация и проведение рейдов в вечернее время, профилактических мероприятий) всех неравнодушных к судьбе ребенка - семьи, общественности, правоохранительных органов, власти - позволила снизить подростковую преступность в крае на 40 %.
Эффективность Закона можно измерить не только сухими цифрами изменения среды. Главным результатом Закона можно считать, что изменились мы сами – и дети, и взрослые: стали внимательнее, ответственнее, заботливее, научились любить и беречь.
Благодаря Закону возрождаются семейные ценности, крепче становится кубанская семья, в которой ребенка всегда воспитывали в духе глубокого уважения к родителям, обществу, государству.
Новый закон Краснодарского края стоит на защите семьи и детства, становится надёжным фундаментом прочного дома для счастливой кубанской семьи.
Определены основные функциональные обязанности современной семьи.
воспитательная;
оздоровительная;
духовно-нравственная;
познавательно-образовательная;
бытовая;
трудовая;
культурно-просветительская;
досугово - творческая;
стимулирующая самостоятельный опыт личности;
охранно-защитная.
Поставлены главные задачи семейного воспитания:
гармоническое развитие ребёнка;
забота о здоровье детей;
помощь в учении;
трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
помощь в социализации личности;
формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
развитие интересов, склонностей, способностей к творчеству;
подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Школа является хранителем традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения. Классному руководителю, учителю необходимо более глубокое изучение семьи школьника для повышения качества взаимодействия с семьёй.
Большое внимание уделяется культурному уровню семьи.
Приобщение детей к культурным ценностям. Привитие навыков гостеприимства, культуры общения в семье, культура речи, эстетика быта.
Увлечения членов семьи, способы проведения семейного досуга, сохранение семейных традиций.
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
В настоящее время становимся свидетелями, что не только дети, но и взрослые зачастую задаются вопросом, чем же занять свободное время?
В качестве альтернативы глава администрации (губернатор) Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв называет спорт, творчество, духовность, так формулирует задачу власти – «строить спортзалы и детские площадки, открывать кружки, школы искусств, обеспечивать максимальную занятость детей и взрослых».
В связи с этим увеличивается финансирование, выделены средства на строительство 108 современных комплексных спортивно-игровых площадок на территории школ, более 2.600 млн. рублей в этом году потрачено на строительство спортивных сооружений. Радует и то, что на территории нашей школы тоже ведётся строительство новой школьной площадки.
Всего в крае будут открыты 300 спортивных площадок , 30 спортивных комплексов, 8 бассейнов!..
Взрослые и дети должны ориентироваться на здоровый образ жизни, продлевающий саму жизнь в среднем, по данным учёных, на 20 лет!
Всем известно, что в семье президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева отдаётся особое предпочтение тяжелой атлетике, в семье председателя правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина видам борьбы (самбо, карате, дзюдо), горным лыжам, а в семье нашего губернатора Александра Николаевича Ткачёва любят играть в волейбол.
Наша с вами задача способствовать повышению культурного уровня семьи. Поэтому необходимо на родительских собраниях в индивидуальной работе с семьями пропагандировать здоровый образ жизни, занятия спортом, уделять внимание занятости детей в свободное от уроков время.
Мир увлечений широк и многообразен.
Хорошо, когда интересы детей разделяет вся семья.
Исследователи обратились к 1500 школьникам с вопросом о том, что такое, по их мнению, счастливая семья. Наиболее часто повторявшийся ответ гласил: "Это семья, где люди проводят время вместе". Семьи, в которых люди находят время друг для друга, гораздо более крепки и устойчивы. Есть много простых способов совместного семейного времяпрепровождения: походы в кино, в театр, выезды на природу Все это укрепляет и сближает семью.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Семья – ячейка общества, социальный институт А что вкладывает каждый из нас в это слово? Как мы его понимаем? Папа, мама, Я – просто идеал, а может банальный стандарт. Все начинается с семьи – здесь мы впервые узнаем о мире, учимся общаться с людьми, учим законы жизни. Кто с детства всегда был рядом? - родители. А если говорить о любви – любовь к матери одно из самых сильных чувств, ведь оно рождается вместе с ребёнком, не увидев ещё света малыш уже любит свою маму. Но семью можно понимать как всех родственников – начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая троюродными племянниками. Одна кровь, род, фамилия, традиции – всё это одна большая семья. Для многих это просто слова – ведь не все семьи идеальны.
Домашний очаг. Мой дом – моя крепость. Только там ребёнок может почувствовать себя защищенным, там его поймут, помогут и поддержат. В доме всегда должна царить атмосфера уюта и если его нет или нет одного из родителей – то семью уже нельзя назвать полноценной. Очень часто говорят, что если из семьи ушёл отец, то семья продолжает существовать, просто без одного её члена, но если из семьи уходит мать, то семья рушится. Я считаю, что такая формулировка неправильна, не совсем корректна и даже немного обидна. Семья это то общество людей, в котором ребёнка принимают любым, где его любят и ценят, и совсем это не зависит от какого-то точного количества человек. Даже если в одной квартире, доме живут два человека, например, дочь и отец, то это тоже следует называть семьёй. Ведь самое главное, чтобы родители и дети уважали друг друга. И если так случилось, что в семье нарушена взаимосвязь между родителями и детьми на помощь приходят люди.
Задача педагога, помочь взрослым и детям понять друг друга, способствовать целенаправленному воспитанию и обучению ребёнка в каждой семье.
Задачи взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей.
Функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая;
бытовая.
Организация взаимодействия школы и семьи предлагает:
изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей класса;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
21 слайд
22 слайд
Что даёт педагогу изучение семьи?
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.
При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные:
1.Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищно-бытовые условия, возможно, наличие подсобного хозяйства, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2.Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3.Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклиамт в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложнённая, неблагоприятная).
(Выступление педагога-психолога школы)
23 слайд
Как осуществляется дифференцированный подход в работе с родителями?
Дифференцированный подход строится на выделении пяти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на пять типов:
1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития свлих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предложения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешнее благополучие семьи, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: семьи находящиеся в социально-опасном положении, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
(Выступление социального педагога школы)
24 слайд
29-32 слайды
Каковы
содержание,
формы,
методы
работы педагога с родителями?
Содержание работы педагога с родителями включает три основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой..
Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
В практике школы используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
За 2005-2008 годы накоплен опыт взаимодействия с семьёй. Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями учащихся обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы были положены принципы:
-сотрудничество учителей и родителей;
-ответственность родителей и учителей за воспитание несовершеннолетних;
-взаимное доверие.
Планируя работу с родителями, учитывается не только их заинтересованность, но и новые направления развития общества. Так, в сентябре состоялись общешкольные тематические родительские собрания по параллелям 1-11-х классов по ознакомлению родителей с Законом «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ».
В школе значительное внимание уделяется воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности. Классные руководители работают с семьями индивидуально, проводят тематические родительские собрания каждую четверть. Для улучшения работы с родителями ведётся аналитическая деятельность социальной службой школы, классными руководителями изучаются особенности семейного состава родителей учащихся. Ежегодно на начало учебного года обновляется банк данных классных коллективов, создаётся социальный паспорт школы, проводится работа по адаптации школьников, изучается занятость и интересы детей и родителей в свободное время, в соответствии, с чем планируется работа школы с учениками и родителями.
В сентябре стали традиционными тематические родительские собрания для родителей пятиклассников, на которых проводится экскурсия по школе, подготавливается выставка рисунков по ПДД, с целью напомнить родителям о безопасном следовании детей из дома в школу и обратно.
В ноябре традиционный концерт для мам учащихся 5-7 классов.
В декабре и январе проводятся общешкольные родительские собрания, направленные на выбор будущей профессии старшеклассниками. Для этого приглашаются преподаватели специальных учебных заведений, специалисты центра занятости населения города Кырмска.
Оказывается помощь в устройстве подростков на временную работу в период летних каникул, с целью материальной поддержки семей и занятости несовершеннолетних.
В этом году особое внимание уделялось изучению микроклимата в семьях и классных коллективах, а также занятости детей во внеурочное время (в семье и учреждениях дополнительного образования).
(выступление О.В. Дидяшкиной)
Любому ребёнку достаточно того, чтобы его ждали в любое время, любили его и мирились с его характером, уважали его принципы и ценили его достоинства.
У каждого человека должна быть семья.
Часто мы говорим «Наша школьная семья». И это тоже семья. Ведь семья это место где тебя воспринимают таким, какой ты есть. Там не стоит доказывать, что-либо, пытаться объяснить, тебя поймут. Вот только не всегда молодёжи нужна такая большая любовь со стороны взрослых. Взрослые заботятся, переживают, сочувствуют, радуются, ругают - это норма. Но нельзя перегибать палку.
Очень часто мы слишком много требуем от детей, очень часто запрещаем то, без чего нормальный человек даже развиться по-настоящему не может, очень часто чувствуем себя не Учителями и Родителями, а хозяевами, а мы в свою очередь становимся подчинёнными. Родители внушают детям, что нужно сделать то-то, пойти туда-то, лишь только потому, что сами не успели вовремя сделать это, и дети выполняют, забывая про личное мнение и желание. Например, в плане образования, учатся зачастую для родителей, для оценок, получают профессию тоже для родителей и по их желанию, но самое удивительное, что всё это делается по какому-то неизвестному чувству долга, боятся разочаровать близких, не задумываясь, что тем самым ломают себя. Если же семья стремится к идеальным отношениям или хотя бы к общепринятой норме, то взрослые должны помнить, что нужно уважать и согласовывать интересы друг друга.
Семья - это комплекс отношений и противоречий, но есть одно, что объединяет любую семью - это традиции, общий характер, манера восприятия мира и воспитание. Часто люди забывают это, обвиняют, друг друга в том, что делают сами, но, не замечая этого. Иногда занимаясь построением собственной жизни и занимаясь решением собственных проблем, не замечают, как одному из близких плохо, как он нуждается в поддержке. При таких ситуациях лучше всего помогает разговор, очень жаль, что вовремя мы не готовы к диалогу, а когда становимся, готовы, то уже становится поздно - либо взрослеют дети, либо проблема решается человеком с пылу, с жару, в одиночку, не прося помощи.
Гражданский форум.
33 слайд
Заголовок 2Заголовок 315