Конспект родительского собрания на тему Трудные дети или родители?
Социальный педагог МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Андреева Лидия Ивановна
Трудные дети или родители?
(родительское собрание в 6 классе)
Цели:
1. Обсудить проблемы воспитания подростков
2. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к проблемам в воспитании ребенка, вступившего в подростковый период .
3. Развивать у родителей умение искать выход из трудных ситуаций общения с такими детьми
Форма: родительский лекторий
Участники: родители, классный руководитель или соц. педагог
Оформление пространства учебного кабинета:
на слайде – тема собрания, большой лист ватмана - 2, фломастеры, маркеры или интерактивная доска, на доске – памятки с высказываниями великих педагогов, выставка литературы на данную тему, памятки для родителей, мультимедийная установка, презентация.
Вопросы для обсуждения:
Трудные дети. Кто они?
Причины проблем в воспитании.
Родительская поддержка.
Этапы собрания
Организационно-подготовительный этап.
Основной этап.
Подведение итогов. Памятки родителям.
Организационно-подготовительный этап:
1) приглашение родителей на собрание;
2) составление памяток-советов для родителей;
3) подготовка выставки литературы, высказывания великих педагогов, пословицы и поговорки на данную тему;
4)учащимся класса предлагается на листочках описать те ситуации в семье, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.
Высказывания великих педагогов.
Слайд 3.
Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.
Марк Аврелий
Слайд 4
Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством.Я думаю, что существуют ещё очень важные периоды: отрочество, юность…
Ж.-П. Сартр
Слайд 5.
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.
Ф. Бэкон
Наши дети это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, пере своей страной.
А.С. Макаренко
Слайд 6
Пословицы и поговорки:
Лучше матери друга не сыщешь.
Отец сына на худо не учит.
Что есть в сыне лучшего – от родителей.
Родители детям плохо не скажут.
Солнце матери лучше солнца греет.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
Ради ребёнка мать и в огонь бросится
Моя семья – моя крепость
II Основной этап
Ход собрания
1.Вступительное слово
Ещё в XIX веке И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» выдвинул на передний план проблему взаимоотношений представителей разных поколений: старшего и младшего. Для нас с вами эта проблема тоже актуальна, так как ваши дети вступили в подростковый возраст, мы называем его переходным, и многие в этом возрасте резко меняются.
Дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся и способы их избежать или хотя бы смягчить.
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители личности ребёнка. Сейчас вам предлагается тест, который дополнит ваше представление о себе как о родителе.
Задание 1. Тест «Роль родителя»
Слайд 7-8
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?
Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены. что это каприз, мимолётная прихоть
Результаты тестирования вы узнаете в конце нашего собрания, а сейчас давайте поговорим о наших детях.
Слайд 9.
Трудный ребенок… Какой он? Что стоит за этими словами?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Классный руководитель записывает характерные слова на лист ватмана.
(Родители могут назвать следующие слова: лентяй, грубиян, двоечник, неудачник, хулиган, безответственный и т.д.)
Слайд 10.
В характеристике трудного подростка можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”:
невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.
Что случилось с детьми?
Слайд 11.
«Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»
Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом. Классный руководитель записывает на другом листе ватмана ключевые слова
-- Ведущий зачитывает те ситуации в семье, которые, по мнению детей, приводят к конфликтам и непослушанию.
(Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение.)
- Ведущий просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.
Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.
Слайд 12.
В настоящее время учёные считают, что существует всего 4 причины «плохого» поведения ребёнка которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
Слайд 13.
Причина первая – борьба за внимание.
(Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание.
Внимание необходимо для эмоционального благополучия)
Слайд 14-15.
Причина вторая – борьба за самоутверждение, борьба за власть. (Подросток объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.)
Слайд 16-17.
Причина третья – желание мщения.
(Подросток может мстить за:
сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сёстрами;
унижение друг друга членами семьи;
разводы и появление в доме нового члена семьи;
чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу
Слайд 18.
Причина четвертая – неверие в собственный успех.
(Вызывается учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе с учителями, низкая спмооценка)
Слайд 19
Родительская поддержка – это процесс:
в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребёнку избежать ошибок;
который поддерживает ребёнка при неудачах;
- Для того чтобы научиться поддерживать ребёнка, родителям, возможно, придётся изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Поддерживать ребёнка – значит верить в него.
Поддержка основана на вере в прирождённую способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимым для себя.
Для этого родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
Слайд 20
забыть о прошлых неудачах;
помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с любой задачей;
Позволить ребёнку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
Помнить о прошлых удачах и возвращать к ним, а не к ошибкам.
- Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у родителя.
Слайд 21.
Итак, для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
опираться на сильные стороны ребёнка;
избегать напоминания о промахах ребёнка;
показать, что вы удовлетворены ребёнком;
уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
ввести юмор во взаимоотношения с ребёнком;
проводить больше времени с ним;
знать обо всех его попытках справиться с заданием;
уметь взаимодействовать с ребёнком;
позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно;
избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
принимать индивидуальность ребёнка;
проявлять сопереживание и веру в него;
демонстрировать оптимизм.
- Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя
Слайд 22.
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что всё сделаешь хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты к нему готов
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты мог бы сделать это намного лучше.
Эта идея никогда не может быть реализована.
Это для тебя слишком трудно.
- А теперь давайте вернёмся к нашему тесту и подведём итоги.
Слайд 23 -24
Обработка результатов.
Если вы набрали:
30-39 баллов. Ребёнок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять. но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18-30 баллов. Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы через чур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам не хватает либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Слайд 25
Данные научных исследований.
Учёные не обнаружили ни одной черты в поведении и характере подростка, которые бы не зависели от семьи и условий воспитания в ней.
Социологи установили, что неблагоприятные условия в семье характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Слайд 26
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь в воспитании.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.
Слайд 27. Притча
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне:«Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Слайд 28.
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой.
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку:
«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».
Слайд 29
Уважаемые родители, я вас благодарю за сотрудничество и хочу закончить нашу встречу замечательным мудрым напутствием известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет…Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку
Слайд 30
Литература:
1. Образование родителей и школа / под ред. Л. Г. Петряевской. – М: Просвещение, 1988.2. Павлов, А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Воспитание школьников. – 2001. – № 8.3. Перегибов, Г. Азбука воспитания: советы родителям // Воспитание школьников. – 2001.– № 7, 8.4. Семейное воспитание: краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Просвещение, 1990. 5.«Система работы с родителями» Волгоград: Учитель, 2007, авторы Г.А. Леликова, Г.П. Попова
infourok.ru›statya_na_temu_trudnyy_podrostok…on…lidiyagorkova.ru›sovety…moy-trudnyy-podrostok/sosed-domosed.ru›
infourok.ru›statya_na_temu_trudnyy_podrostok…on…etot_trudnyy_podrostkovyy_vozrast.doc
Раздать родителям памятки:
Приложение 1.
Слайд 31
«Свод законов,
с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка».
(Слайд 26)
Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Приложение 2.
Слайд 32 Памятка
Как наладить отношения с ребёнком, избежав конфликта
Опишите проблему. Если вы видите, что ребёнок подрался, не спешите осуждать, кричать, ругаться, критиковать и угрожать, Лучше скажите: «Ну и вид у тебя: синяк под глазом, нос распух, губа кровоточит. Ты подрался?
Дайте информацию. «Драка – это не лучший способ решения проблем, можно серьёзно ранить, покалечить или даже убить человека».
Предложить выбор. «Если ты обидел друга, можно извиниться или прояснить ситуацию словами, но не кулаками».
Опишите свои чувства, своё отношение к событию. «Мне больно видеть, что конфликты ты решаешь силой. Я боюсь за тебя и за тех, с кем ты не умеешь ладить. Это серьёзная ситуация. Могу предложить тебе книгу, которая научит. как решать проблемы мирно».
Напишите записку, превратите всё в игру. «Подраться проще, но приобретёшь врага. Сумеешь убедить – приобретёшь друга».