Роль книги и чтения в воспитании и обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья. Опыт, традиции, инновации
Роль книги и чтения в воспитании и обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья. Опыт, традиции, инновации.
Все мы прекрасно знаем, что чтение имеет большое воспитательное значение, развивает положительные нравственные качества: любовь к своей Родине, чувство коллективизма, книги помогают познать мир, учат доброте, сопереживанию,справедливости. Роль книги и чтения в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно: для большинства из них мир открывается именно через книгу. Ребёнок с отклонениями в развитии не может в полной мере осознать содержание прочитанной книги в силу того, что у него медленный темп чтения, бедный речевой запас, он не умеет правильно выбрать книгу, практически в два раза снижена любознательность в сравнении с обычными детьми. Такому ребёнку нужна систематическая помощь со стороны учителя, воспитателя и библиотекаря, именно они занимаются руководством чтения.
В условиях коррекционной школы библиотечное обслуживание приобретает свою специфику. Практика показывает, что никакие списки литературы, требования прочесть ту или иную книгу, сами по себе не могут вызвать у детей желание их прочесть. Значит, чтобы книга стала для обучающихся потребностью, следует качественно проводить не только индивидуальную работу, но и массовые мероприятия, способные вызвать любознательность и интерес.
Основная задача, которая стоит перед библиотекой, - развитие творческих способностей учащихся путем приобщения их к чтению, а девизом библиотекаря должны стать слова Януша Корчака (педагога, врача, писателя): «Мы должны не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания»
Руководство чтением детей требует от библиотекаря творчества, мастерства, знания литературы и своего читателя. Очень важно увлечь ребёнка книгой, чтением, беседой, помочь ему преодолеть чувство неуверенности в себе, создать ситуацию успеха. Таким образом, сложилась определённая концепция деятельности библиотеки по воспитанию интереса к чтению у детей с отклонениями в развитии.
Основы культурного вдумчивого чтения, закладываются, естественно, в начальных классах. Специфика нашей школы такова, что через библиотеку проходят все маленькие читатели. Во второй половине дня в соответствии с режимными моментами для ГПД запланирован библиотечный час. Второй год в библиотеке работает библиотечный кружок «В мире книг». Составлена рабочая программа библиотечного кружка, с пояснительной запиской, целями и задачами, с тематическим поурочным планированием. Программа предусматривает открытое сотрудничество библиотекаря, педагога и ребенка.
В.Сухомлинский писал о том, что «Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя». Наша работа по программе помогает как можно раньше открыть им это окошко, ведь школьная библиотека – первая библиотека в жизни ребенка.
Моя задача заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного.
Формы работы библиотеки разнообразны. Большой популярностью в библиотеке пользуются литературные беседы и обзоры к юбилейным датам любимых детских писателей, литературные викторины, громкие чтения. Книги для чтения выбираю в соответствии с возрастом и уровнем развития ребят. Чаще всего это сказки. У детей это самый любимый жанр. Литературная и народная сказка по праву считаются ядром круга чтения учащихся мл. возраста. У детей сказка вызывает сильнейший эмоциональный отклик. Более всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопережевания, сострадания любимым героям. Вначале я объясняю детям, что сказки бывают литературные и народные. Народные сказки делятся на группы, это волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Объясняю, чем они отличаются друг от друга. Выразительное чтение и обсуждение сказки помогает ребенку усвоить идейное содержание текста, развить образное и логическое мышление. Часто завершаем чтение рисунками. Рисовать, а особенно срисовывать понравившиеся картинки дети очень любят. Рисование благотворно влияет на психику, способствует развитию мышления, моторики рук. Поэтому часто провожу конкурсы на лучший рисунок по прочитанным произведениям.
Мною собраны и разработаны литературные викторины, конкурсы, турниры для учащихся разных возрастов. В основе этих игр лежит книга. Литературные игры контролируют знания детей и развивают. Они строятся на читательском багаже ребенка, и предлагают вспомнить то или иное произведение, назвать его героев или сюжет. Когда ребенок отвечает на вопросы викторины, то у него работает память, мышление и проверяются не только знания, но и глубина прочтения.
Мною разработано тематическое планирование «Основы книжной культуры» для учащихся 2-9 классов, которое предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, книге и культуре чтения. Содержание уроков постоянно корректируется, добавляется что-то новое, в частности создаются электронные презентации.
Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.
Формы проведения библ.уроков разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Темы занятий строятся с учетом возрастных особенностей учащихся, где повторяются отдельные темы, и эта повторяемость оправдана усложнением материала, т.е. объем материала меняется от простого к сложному, от краткого к подробному.
Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт. Показываю уч-ся, какие интересные, красочные книги есть в нашей библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. Рассказывая об отделах библиотеки, ребята знакомятся с такими понятиями, как абонемент, читальный зал, формуляр, книжная выставка, стеллаж, фонд и т.д. Показываю, как расставлены книги на полках; слева направо, корешком наружу, по алфавиту фамилий авторов. Объясняю детям правила пользования библиотекой. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Вместе с детьми выполняем простейшие операции по ремонту книг в мягкой обложке. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.
Читателей среднего звена и подростков уже отличает стремление к самостоятельности. Техникой чтения они уже более или менее овладели. И темы библиотечных занятий усложняются. Ученики узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги, о справочном аппарате библиотеки. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.
Наблюдая за детьми в конце года, становится заметно, что многие из них становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Умеют правильно называть произведение. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления. Используя элементы книги, могут определять по ним примерное содержание книги.
Ещё одним эффективным методом приобщения ребенка к чтению является применение новых информационных технологий, которые наглядно помогают лучше усвоить информацию. Школа стремится создать комфортную среду для наших воспитанников. Улучшается материальная база и библиотеки, где имеется компьютер, интернет и мультимедиа. Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические средства позволяют оживить рассказ библиотекаря, сделать его более наглядным, привлекать видео и аудиоматериалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов, использовать огромные ресурс при подготовке мероприятий, а также шире раскрыть имеющийся фонд и дополнить недостающие материалы. Размножить материал из изданий, что имеются лишь в одном экземпляре, распечатать статью из электронной энциклопедии, или скопировать на диск (съёмный носитель) информацию из Интернета
Мультимедийные средства являются инновационным направлением в работе школьной библиотеки. Ни один библиотечный праздник не проходит без использования мультимедиа материалов.
Ежегодно я провожу литературные праздники посвященные Месячнику школьных библиотек и Недели детской книги, где обязательно использую презентацию, мультимедиа викторины и обзоры, видеосюжеты. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов делают мероприятие необычным, увлекательным, запоминающимся.
Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она является информационным центром школы.
Роль книги и чтения расширяет эмоциональный мир ребенка, подстегивает творческий потенциал, формирует духовную основу личности, а также является необходимым условие социализации детей. Работа с учениками классов коррекционной школы требуют от библиотекаря чуткости, терпения, доброты, больших душевных затрат, но с лихвой окупается осознанием своей профессиональной востребованности.
15