Инновации в физическом воспитании дошкольников согласно ФГОС


Инновации  в физической культуре дошкольников
        Современный этап развития физической культуры претерпевает ряд изменений под воздействием перемен, происходящих и в российском обществе, и в системе образования в целом. Как отмечает Е.Г.Сайкина, активизация инновационных процессов в отечественной физической культуре отвечает духу времени и современному этапу общественного развития, отражает тенденции, присущие социокультурному пространству России XXI века. Отличительной характеристикой данного этапа является модернизация, гуманизация и индивидуализация системы физкультурного образования и физической культуры в целом, появление в системе физической культуры направлений оздоровительной направленности. В связи с выходом  РАСПОРЯЖЕНИЯ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2006 N 1261-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга активно идёт обновление содержания системы физической культуры, проектирование инновационных программ и технологий. Грамотное и целенаправленное внедрение инновационных подходов в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, учащейся молодёжи является сегодня одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ дошкольных учреждений, школы, средних профессиональных и высших учебных заведений.
          Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в дошкольном  детстве.
       
      Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития качества образования с целью оптимизации содержания методов и форм образования.
     Эффективность педагогических инноваций в значительной степени определяется наличием и уровнем развития у педагога инновационной культуры: отражение целостной ориентации личности педагога на инновационно-педагогическую деятельность в его мотивах, знаниях, умениях и навыках, в образах и нормах поведения (гибкое продуктивное мышление, активное воображение, способность к проектной деятельности и к самообразованию).
     Одним из главных современных инновационных преобразований в системе дошкольного образования является изменение содержания  физического развития и воспитания детей в соответствии с ФГТ: выделение образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», направленных на реализацию следующих задач:
«Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о ЗОЖ
 «Физическая культура»
1.развитие физических качеств;
2.накопление и обогащение двигательного опыта ( овладение основными движениями)
3.формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
       В соответствии с современными требованиями развиваются и инновационные процессы по данному направлению:
1. Система модульного подхода в организации
модели здоровьеукрепляющиего и здоровьеформирующего обучения
модель культуры здоровья
модель здоровьесберегающего поведения
системная модель физкультурно-оздоровительной работы
модель реализации  и интеграции образовательных областей
На основе модульного подхода обеспечивается включение нового содержания  в реализацию основной задачи – охраны и укрепления здоровья детей.
2.Технологии формирования стремления к здоровому образу жизни
Здоровьесберегающие - направлены на сохранение здоровья: технологии диагностики и контроля за состоянием здоровья и физическим развитием; технологии оптимизации педагогического процесса; организация сбалансированного питания; профилактические мероприятий по снятию эмоционального напряжения, уменьшению заболеваемости; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
Здоровьеукрепляющие - направлены на укрепление и стимулирование здоровья: оптимальный режим двигательной активности: подвижные и спортивные игры в помещении и на улице, физкультминутки и динамические паузы, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные праздники и досуги,
Лечебно-оздоровительные технологии, направленные на  компенсацию здоровья детей (массаж, стопатерапия, ароматерапия, инфракрасная сауна, оздоровительное плавание, гомеопатический комплекс и др.), закаливание, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапияЗдоровьеформирующие - направлены на приумножение здоровья: Технологии обучения здоровому образу жизни (Физкультурные и оздоровительно-развивающие занятия)
3.Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольниковна основе формирования информационной компетентности воспитанников по 8 группам тем:
«История физической культуры» - теоретичекие сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр.
«Организм человека» - темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека и различных двигательныхвозможносей мальчиков и девочек, «Основы личной гигиены», «Физические  упражнения» - значение и предназначение конкретных упражнений, «Охрана здоровья и ОБЖ», «Растим человека», «Играем сами», «Весёлая физкультура»
4.Рефлексивно-игровые технологии: стабилизация и коррекция самооценки развитие физических качеств на основе комплексного анализа двигательной деятельности детей
5. Проблемно-игровые технологии: игротренинги6. Технология проектной деятельности: информационно-познавательные проекты по приобщению к ЗОЖ
7.Комплексно-тематическое направление непосредственной образовательной деятельности в рамках области «Физическая культура»
8. « Фитнес» можно рассматривать как  инновационную систему физических упражнений, связанную с оздоровлением человека, совершенствованием его физического развития и физической подготовленности, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы и мотивационной определённостью, личной заинтересованностью. 
Стратегия физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности фитнеса направлена:
- на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
- на формирование активной личной позиции в достижении результатов по укреплению здоровья, приобщения к здоровому образу жизни, повышению уровня физической подготовленности;
- на внедрение в педагогической среде фитнес-технологий;
- на развитие эффективных форм и способов организации досуга детей с помощью позитивно-ориентированной рекреационно-оздоровительной деятельности. В педагогической практике широко используются:
танцевально-игровая гимнастика, двигательный игротренинг. фитбол- и степ- аэробика, лечебно-профилактический танец, ритмопластика, элементы стрейчинга.
Таким образом, суть перехода к инновационному образованию состоит не в поиске абсолютноновых, универсальных педагогических технологий, а в изучении особенностей и способов эффективного применения традиционных средств и методов воспитания, имеющих серьезное физиологическое, гигиеническое и психолого-педагогическое обоснование. Только в этом случае инновации будут выполнять свою главную функцию – являться существенным элементом развитияобразования, приводящим к модификации его содержания и качества.
        На сегодняшний день « фитнес» можно рассматривать как  инновационную систему физических упражнений, связанную с оздоровлением человека, совершенствованием его физического развития и физической подготовленности, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы и мотивационной определённостью, личной заинтересованностью. (1, 14)
         Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре - фитнес-технологии, который встречается и в научных исследованиях, и в методических разработках, и в образовательных программах.