Конспект урока по биологии «Сохраним нашу планету голубой и зелёной»
Открытое мероприятие
«Сохраним нашу
планету
голубой и зеленой»
Из опыта работы учителя биологии
Кубановой Миланы Муссаевны
Тема: «Сохраним нашу планету голубой и зеленой».
Задачи: сформировать знания об охране природы; развивать у учащихся экологическое мышление, экологическую культуру; воспитывать любовь к природе, активных проводников идей охраны природы.
Оборудование: стенгазета «Экологический бюллетень»; стенд «Охраняемые растения и животные» (книги, рисунки, открытки, гербарные экземпляры растений); плакат с высказываниями об охране природы; доска, мел.
План игры:
Вступительное слово учителя.
Очередное выступление ведущих.
Экологические проблемы своего города(перечисляют команды, кто больше назовет).
Ответь на вопрос (отвечают команды).
Послушай рассказ и найди ошибки.
Конкурс стихов.
Решение кроссворда.
Отгадывание загадок.
Экологический бюллетень.
Заключительное слово учителя.
Подведение итогов с учетом баллов.
Ход игры:
Учитель: Земля-это наш дом, а её природа наша кормилица. Без природы жизнь невозможна. Охрана природы-один из важных вопросов современности. Он стоит перед всем человечеством, перед каждым из нас. Охране природы и посвящается наша экологическая игра «Сохраним нашу планету голубой и зеленой».
Ведущая: Ты спрашиваешь,
Как тебя люблю я?
Всей глубиной души, всей высотой
Когда над повседневной суетой
В мечтах она возносится ликуя.
Люблю всечасно, радуясь, тоскуя.
И при свечах, и в полдень голубой
Люблю свободно, смело!
Так на бой идут за правду, славы не взыскуя.
Ведущий: Эй, постой, постой! Чего это ты читаешь? У нас игра посвящена экологии, а не любви. Ты, может, школы перепутала? Тебе, может во 2-ую школу надо, а у нас 1-ая.
Ведущая: Все правильно!
Ведущий: Но мы сегодня будем говорить об экологии, о природе, об окружающем нас мире, о чистоте!
Ведущая: А я и говорю о чистоте! О чистоте жизни, о красоте любви, о счастье человеческих отношений.
Ведущий: Но как это с экологией связать?
Ведущая: Как? Да так! Греческое слово «Oikos» -это значит жилище, местопребывание, дом. Наш дом-природа, окружающий мир. Если бы окружающий мир начал меняться в худшую сторону, скажем, 300 лет назад, то к нашему времени никакой чистоты и красоты в природе не осталось бы. Не было бы ни ясного неба, ни полдня голубого, ни даже цветов-любимых всеми роз, тюльпанов и т. д. И вместо людей были бы мутанты… Мутации-то есть изменения-возникают под действием различных факторов среды: радиации, алкоголя, хим. веществ, и их проявление в потомстве непосредственно непредсказуемо. А знаешь ли ты экологические проблемы своего города?
Ведущий:Я то знаю, а вон наши игроки знают или нет?
Ведущая: Проверим! Будем давать по баллу каждой команде за правильно названную проблему своего города!
(В классе команды «а» и «б», каждая группа по очереди встает и называет экологическую проблему города, ведущие считают баллы).
Экологические проблемы города:
а) отсутствие наглядных пособий предупреждающих о незаконности свалки мусора, отходов в не установленных местах;
б) отсутствие базовых автомоек, проведение мойки автомашин вводоохраной зоне рек и водоемов, не решен вопрос мойки индивидуального автотранспорта;
в) нарушение экологических требований имеются при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов производства;
г) в нашем городе 112 улиц, за исключением нескольких улиц население вываливает мусор в неустановленные места, объектом захламления стали русла рек (Кубань, Джегута, Джеганас);
д) происходит выброс предприятиями в окружающую среду загрязняющих веществ (цем. завод, карьер);
е) уничтожение растительности посредством раскорчевки, вырубки;
ж) упущены вопросы экологического воспитания, повышения юридических знаний в области охраны окружающей природной среды…
Ведущий: Столько проблем! Что же мы можем сделать, чем помочь? (ответы команд, счет баллов).
Проводить посадки зеленых насаждений; вокруг предприятий посоветовать и помочь посадить защитные редуты из деревьев: 1 ряд-дуб черенчатый, клен полевой, 2 ряд-каштан съедобный, ольха серая, 3 ряд-липы, сосны, лиственница, 4 ряд-грецкий орех, ель обыкновенная; выявлять свалки мусора вне полигонов, территории с уничтожением растительности, и передавать эти сведения в экологический кабинет; установить наглядные пособия предупреждающие о незаконности свалки мусора, мойки автомашин; изготовить искусственные гнездовья и развесить, изготовить кормушки и подкармливать птиц; на полях ставить шесты с перекладиной наверху;…
Ведущая: Всё правильно! Что в наших силах мы уже делаем, а чтоб в дальнейшем вести природоохранительную работу, мы должны с вами еще более углубленно изучать науку экологию. А так как мы уже изучаем эту науку, нашим командам придется ответить на следующие вопросы, т.к. этот пункт игры называется «Ответь на вопрос».
4.
а) В каком году и кем был введен в науку термин экология?
б) Что изучает наука экология?
в) Какие основные среды жизни вы знаете?
г) Перечислите факторы живой и неживой природы;
д) Какие вы знаете охраняемые территории?
ж) Какой газ выделяется в окружающую среду в процессе фотосинтеза?
з) Какие вы знаете основные принципы любителей и знатоков природы?
и) Какие растения и животные КЧР подлежат охране?
к) Какие ботанические памятники природы КЧР вы знаете?
л) Какие цветы и растения очищают воздух в городах и поселках? (бархатцы, ноготки, сирень, шиповник, черемуха, настурция, жасмин).
Ведущий: Следующий пункт нашей игры «Послушай рассказ и найди ошибки» (кто больше найдет ошибок).
5Однажды Петя, Катя и Маша пошли в лес чтобы отдохнуть воскресный день. День выдался ясный, солнечный. Ребята переправились через реку и вышли на душистый луг. Вдруг Катя увидела стрекозу с длинными крыльями, поймала её и засунула в банку, сказав: «-Это отличная находка для моей коллекции. Я её засушу». Ребята весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья коровка. Повеселившись, они зашли в лес. «Смотрите, кого я нашел»,- сказал Петя, показывая маленького ёжика. Ёжик, испугавшись, сжался в комочек. «Бедненький, он,, наверное, потерял маму. Я лучше возьму его домой» - и положил ёжика в сумку. Ребята пообедали, мусор после себя оставили там же, чтобы не таскать с собой. Затем Петя залез на дерево и оттуда крикнул: «А здесь есть гнездо!». Он взял одно яйцои спустился вниз. Яичко было маленькое и в крапинках. «Лучше яйцо положить обратно» - предложила Маша. «Ладно, я положу его на место» - сказал Петя и, забравшись на дерево, положил яйцо обратно. Затем девочки собирали лесные цветы. Домой возвращались веселые. Петя нес ёжика, а девочки огромные охапки цветов.
Ведущая: А теперь конкурс стихов.(какая команда больше прочтет). Я тоже прочту вам стихи про природу.
А.Берестов: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
М.Мазин: Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрый обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сочка.
Люби цветы, леса,
Простор полей-
Все, что зовется
Родиной твоей.
С.Вургун: Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Е.Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
убивайте лишь зверей внутри себя.
8 Ведущая: А теперь мы предлагаем отгадать кроссворд. Справившись с ним, вы почтете просьбу (какая команда больше заполнит кроссворд).
Насекомое, питающееся цветочной пыльцой.
Дерево, из которого делают лучины, деготь для смазки колес, лекарство, веники.
Насекомое-санитар леса.
Цветок, распускающийся в марте на проталинах.
Птица, прилетающая к нам зимой.
Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством.
Птица-санитар леса.
Лесной певец.
Грызущее млекопитающее, которое 2 раза в году меняет цвет.
Сама мелковата, а хвост богатый, Светки на ветку скок-поскок, орешек за орешком щелк да щелк.
Хвостатое земноводное.
Травянистое растение тенистого лиственного леса.
Ядовитая змея.
4 8 п с 11 о 5 6 о с 13
1 3 д с р 7 л а г
б 2 м с н я д о 10 л а
а б у н е б я в 9 б а 12 д
б е р е г и т е з е м л ю
о р а ж и н е й а л а а к
ч ё в н р а л я к н н а
к з е и ь ц а д д а а й к р ы а ш 9 Ведущий: Следующий пункт-отгадывание загадок (какая команда больше отгадает).
Протрудился я всё лето,
Рыл в земле ходы хитро
И длиною в два км.
Для себя провел метро (Крот).
Вы барометром могли бы
Называть меня, друзья:
Пред грозою, перед ливнем
Листья складываю я (Клевер).
Охраняю я природу,
Санитар, озер, болот:
Застоявшуюся воду очищаю каждый год. (Ряска).
Что за дерево, ответьте,
Всю весну, когда цветет,
Самый лучший мед на свете
Щедро пчелам раздает? (Липа)
Кто ответ найти поможет!
Знаешь, юный садовод,
Сколько тли коровка божья
За один съедает год? (5-6 тысяч)
Поработать любим все мы,
Мы без дела не сидим:
Неустанно рыхлим землю,
Рыхлим так: её едим. (Дождевые черви)
Первое дело-мир освещать,
Второе дело-крик утешать,
Третье дело-больных исцелять,
Четвертое дело-чистоту соблюдать(Береза, из нее делают лучины, деготь для смазки колес, лекарство, веники).
Собираешься в дорогу…
Все в походе может быть,
А какие травы могут
Быстро кровь остановить? (Камыш,тысячелистник,
полевой хвощ).
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Ни начало, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад и стар,
Что она-большущий шар. (Земля).
10.Ведущая: А теперь послушайте «Экологический бюллетень».
1. Лиса снижает уровень шума в среднем в два раза на каждые 100 метров; одну четвертую часть звуковых колебаний воздуха они переводят в механические, а остальные-отражают и рассеивают
2. Зеленые растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых существ.
3. Одна устрица за 1 час отфильтровывает около 10 литров воды, очищая её от взвешенных органических частиц.
4. Муравьиная семья за день уничтожает до 100 тыс. насекомых-вредителей.
5. Закаливание (утренняя гимнастика, водные процедуры, прогулки)- повышает стойкость организма к резким колебаниям условий окружающей среды, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
6. По средней продолжительности жизни населения наша страна занимает 32 место в мире, а по уровню детской смертности-50 место. В нашей стране на 100 тыс. мужчин трудоспособного возраста приходится 659 смертей, а среди женщин 254 смерти. Можно ли связать все это только с проблемами мед.обслуживания? Ни в коей мере… Важно, каким воздухом мы дышим, что пьем и едим, какой радиации подвергаемся, в каких условиях живем и работаем, каков уровень социальной напряженности.
7. Каждый атом CI (хлора) способен уничтожить 100тыс. молекул озона, озоновый слой находится на высоте 20-25 км.над поверхностью Земли.
8. В почве живут фиксаторы азота-бактерии, обогащающие почву азотом, когда их отмершие клетки минерализуются. Благодаря этому ежегодно поступает около 25кг. азота на гектар.
11.Учитель: Человек должен настойчиво, терпеливо и глубоко изучать природу, охранять природу, разумно расходовать, и умело умножать природные богатства. Помните, что человек любящий, знающий, понимающий природу духовно богаче, добрее, красивее.
12. Подведение итогов с учетом баллов. Победившей команде присуждается приз.
Использованная литература:
Журналы «Биология в школе».
Сведения из экологического кабинета нашего города.
Барометр природы.
И.Литенецкий.
г. Москва
«Детская литература».
1982г.
Очерки природы КЧР
Хапаев С.А.
1981г.
Защищай. Береги. Умножай.
Головановак Т.
М., «Молодая гвардия»
1989г.
Природа и человек.
Новиков Ю.В.
М., «Просвещение»
1995г.