Доклад Роль русского языка и литературы в формировании личности ученика и в его будущей жизни
Доклад на тему
«Роль русского языка и литературы
в формировании личности ученика
и в его будущей жизни»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
КМОУ «Копёнская ООШ»
Насонова Надежда Николаевна
2016 год
Русский язык и литература являются важнейшими базовыми национально-культурными ценностями русского народа, передаваемыми от поколения к поколению, являющимися основой духовно-нравственного развития и воспитания личности. Опора на них определяет самосознание российского народа и позволяет человеку противостоять разрушающим влияниям. «Через родное слово, - отмечал выдающийся педагог К.Д.Ушинский, - отражается вся история духовной жизни народа». Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного «сырья», пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его «золотым» фондом – пословицами и поговорками, фразеологизмами, синонимами и антонимами, - обращение к русской классической и лучшей современной литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.
Не случайно такое огромное значение придаётся русскому языку в Российской Федерации в последние годы. Многое было сделано для сохранения языка в 2007 году, объявленном Годом русского языка, и в последующие годы.
26 мая 2016 года, выступая на Съезде Общества русской словесности, Президент РФ В.В.Путин сказал, что вопросы русского языка и литературы заслуживают большого внимания, потому что «речь идет о сохранении ни больше, ни меньше национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими».
Он отметил, что «Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям, а русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. Они необходимы, чтобы мы понимали друг друга не только на уровне простейшей коммуникации и сиюминутных потребностей. Это связь с историей и культурой своего народа и сопричастность судьбе Отечества, то, что объединяет людей в нацию. И мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество».
Действительно, в ряду школьных предметов русский язык и литература занимают основополагающее место. Бесспорно, что важнейшим базовым школьным предметом является математика, поскольку она учит мыслить, логически рассуждать, аргументировать, доказывать и т.д. Но всё это: логические рассуждения, аргументация, доказательства – осуществляется при помощи языка, и чем лучше человек владеет языком, тем успешнее может быть аргументация и цепь доказательств. Поэтому русский язык – самый важный школьный предмет, ибо он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился: к математике или физике, истории или биологии. А для понимания нужно прежде всего знать, что означают слова в тексте и как они связаны между собой. Именно на это должно быть направлено школьное преподавание русского языка. К сожалению, нередко школьники не знают значений многих слов. По мнению тех же математиков, многие учащиеся не в состоянии понять условие задачи, а без этого, естественно, вопрос о её решении уже не возникает.
Русский язык учит не только понимать чужие тексты, но и создавать собственные, то есть говорить и писать. При этом нельзя всё сводить к правилам орфографии и пунктуации. Добавлю, что надо ещё выбирать слова и выражения в соответствии с ситуацией, характером отношений с собеседниками и т.д. А главное – надо уметь внятно объяснить свою точку зрения, убедить собеседника.
«Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью», - утверждал А.И.Куприн в начале прошлого века, а сегодня такая потребность ещё более возрастает, поскольку по разным причинам рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, где раньше вход ему был «строго воспрещён». Снижается духовность речи, растёт количество слов-пустоцветов, идёт вульгаризация языка. Наши дети «в совершенстве» овладели ненормативной лексикой. Хотя зачастую не умеют правильно формулировать свои мысли, их словарный запас очень скуден. В связи с этим задача школы, в первую очередь учителей-словесников, - противостоять этим разрушительным явлениям, способствовать тому, чтобы грамотная и красивая речь вошла в моду, стала правилом хорошего тона, одним из главных приоритетов человека, тем качеством, по которому в нашем обществе оценивали бы человека.
Литература в школе составляет тесное единство с русским языком. Литература – это воплощённая в слове важнейшая часть культуры народа, плод его размышлений о смысле жизни, сокровищница его нравственных и эстетических идеалов.
Русская классическая литература в своих лучших образцах – а именно они изучаются в школе – формирует то, что мы называем мировоззрением: национальное самосознание, духовно-нравственный облик подрастающего человека, понимание универсальных законов бытия, раскрывает и развивает его творческий потенциал. Поэтому литература является одним из основополагающих школьных предметов в деле воспитания личности. Задача учителя – привить молодым людям вкус к чтению, научить их понимать и любить литературу, извлекать из прочитанного важнейшие для жизни уроки. Что происходит с человеком, когда он читает классическое литературное произведение? Каждый читающий художественную литературу создает в своем сознании художественный образ. И чем сильнее писатель, тем ярче образ в нашем сознании. Каждый из нас, читая художественный текст, становится соавтором, для самого себя актуализирует содержание художественного произведения. И вот это подменить невозможно ни кино, ни телевидением, ни Интернетом. Потому что с чтением ты сам режиссер, ты сам художник, ты сам постановщик. Именно в этом непреходящее значение художественной литературы, её роли в формировании личности и культуры человека.
Каждый урок литературы позволяет опытному учителю незаметно, ненавязчиво формировать личность, менять в правильном направлении нравственные и эстетические ориентиры ученика. Ребята учатся различать мнимые ценности (богатство, слава, успех, внешняя красота) и подлинные, такие, как честность и порядочность, ответственность за свои поступки, патриотизм и готовность защищать свою Родину, товарищество и любовь, верность и преданность семье. Так, изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, обычно акцентируем своё внимание на патриотизме русского народа (и это правильно), но часто упускаем важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из смертных грехов. Князь Игорь не только из патриотических побуждений, но и из жажды славы отправился в поход на половцев. А в результате его безответственных действий погибло много русских воинов, враги же хлынули на Русскую землю, уничтожая и разоряя всё на своём пути. Так гордыня и потеря ответственности за свои поступки повлекли за собой огромные человеческие трагедии. Не надо забывать и о том, какой прекрасной видится автору наша Родина, как он передаёт любовь к ней. О том, как эгоизм и неумение управлять своими чувствами привели хорошего человека к предательству товарищей, родных и своей Отчизны, проникновенно и поучительно рассказал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба». О том, что жизнь построена на взаимной любви отцов и детей, утверждает И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети». А если человек это отвергает, «отрицает», он теряет нравственную опору и обрекает себя, как Базаров, на одиночество и гибель. Подобные примеры можно перечислять до тех пор, пока не назовёшь весь список программных литературных произведений. Такова русская литература с присущими ей гуманизмом, патриотизмом, высокими нравственными требованиями к человеку, идеалами добра, милосердия, сострадания.
Такова важнейшая роль русского языка и литературы в формировании личности ученика. Мы сеем зёрна разума и доброты, а как они прорастут, будет видно, когда ученик выйдет из стен школы.
С родным языком ему придётся встречаться везде и всегда. В нашей стране на русском языке пишутся все официальные документы, без которых не может существовать государство: тексты законов и разнообразные приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и отчеты. Все эти документы должны быть написаны понятно и недвусмысленно, и каждый гражданин страны должен уметь читать такие документы и при необходимости составлять их сам. На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты. На русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны. Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России – независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами, которые может ему предоставить государство. Кроме того, в нашем многонациональном государстве знание русского языка обеспечивает человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей. Хорошее знание русского языка для любого человека, проживающего на территории нашей страны, а особенно для того, кто находится на государственной или общественно значимой службе (чиновники, журналисты), – это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет. К сожалению, наше общество, в том числе и образованная его часть, пока недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком. А ведь чем лучше мы умеем его использовать, тем большего мы можем достичь: умение выразительно говорить и писать зачастую становится ключом к профессиональному успеху, к завоеванию симпатий окружающих. Научившись ещё в школе понимать, анализировать любой текст и все его подтексты, человек не поддастся недобросовестной рекламе или политической демагогии, не позволит собой манипулировать.
Можно ли так же определённо утверждать, что русская литература в дальнейшей жизни нынешнего школьника будет занимать хоть какое-то место? Может быть, прочитав в школьные годы «Капитанскую дочку», «Войну и мир», другие великие творения русских писателей, бывший ученик больше не прикоснётся к книге? Так и проживёт жизнь, ни разу не вспомнив об отцовской трагедии Тараса Бульбы, убившего сына-предателя и видевшего казнь другого сына-героя? Может, никогда не всплывёт в его памяти: «Я помню чудное мгновенье»? В нынешнем прагматичном, бездуховном мире таких людей – а все они учились в школе – очень много. К сожалению, чтение книг сейчас стало в России немодным. Главные причины нелюбви современной молодежи к чтению, по мнению социологов, - это ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению. В СМИ не часто пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни: шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и пр. А герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.
Но, к счастью, есть и такие молодые люди, которые идут по жизни, не расставаясь с книгой. Со школьных лет у них сформировалась потребность в чтении хороших книг, выработался художественный вкус, книга стала для них не только источником знаний, но и учителем жизни, настоящим другом, с которым приятно общаться. Они читают потому, что получают от этого удовольствие и наслаждение. Потом их дети безо всякого принуждения полюбят книгу.
Нет таких приборов, таких параметров, которые бы точно установили степень воздействия на человека, его характер, образ мыслей, поступки, на его жизнь словесного искусства и вообще искусства. Большое количество прочитанных книг, конечно, не является той основой, на которой строится материальное благополучие, положение в обществе, приобретается высокооплачиваемая работа. И всё же тот, кто проводил бессонные ночи в раздумьях над судьбами героев Пушкина, Толстого, Достоевского, Булгакова, кто пропускал через свой разум и своё сердце их сомнения, разочарования и радости, тот приобрёл бесценный для жизни духовный опыт, знание людей и самого себя.
Великий русский поэт Ф.И.Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Мы, учителя-словесники, тоже не знаем, какую роль сыграют наши предметы, наши школьные уроки в будущей жизни учеников. Но всегда надеемся на то, что «божественный глагол» русской словесности зажжёт сердца ребят светом разума и добра.
15