Исследовательская работа по теме «Мои загадочные кошки» 3 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Исследовательская работа по теме
«Мои загадочные кошки»
9029793091
Работу выполнила :Ученица 3 «Б» класса
Чупина Валерия
Руководитель:
Демченко И. Ф.
2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основная часть.
История одомашнивания кошки.
Кошка в мифологии и поверьях
Коты, кошки в пословицах и поговорках, сказках
Особенности жизни кошки в домашних условиях.
Практическая часть (эксперимент).
Заключение.
Приложение
Введение:
Нашу жизнь в мире природы нельзя представить без животных. Каждому человеку нравиться какой-либо зверь. Мне очень нравятся кошки. Я люблю с ними играть, наблюдать за ними. Я давно знала, что кошки – это удивительные и таинственные животные. У них особое поведение, мне захотелось разобраться в этом.
Актуальность моего исследования заключается в том, что любой ребёнок хочет иметь домашнего питомца, но не знает, как с ним общаться. В своей работе я представлю опыт, который я приобрела, изучая повадки и поведение кошки.
Цель: доказать, что кошка – это необычное и загадочное животное через связь старины и современности, определить роль кошки в жизни человека.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать народный фольклор, в котором встречается
образ кошки на примере русских сказок, колыбельных песен, загадок.
2. Познакомиться с народными приметами, пословицами, поговорками,
поверьями.
3. Определить роль кошки в жизни наших предков и в современном
обществе.
4. Провести анкетирование родителей и детей «Кошка в нашем доме»,
Разработать памятку для родителей «Кошка – друг ребёнка».
Гипотеза: раскрывая необычность и загадочность кошки, я предполагаю, что моё исследование поможет определить роль кошки в жизни наших предков и в современном обществе, заставит задуматься об окружающем нас животном мире.
Практическая значимость работы: данная работа поможет обогатить наши знания в понимании поведения кошек и в воспитании доброго отношения к домашним животным. С результатами моей работы познакомлю учащихся начальной школы и дам им полезные советы. Также планирую выступить перед родителями и вручить им памятки «Кошка - друг ребёнка»
Объект исследования: домашние кошки.
Предмет исследования: поведение кошки.
Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, эксперимент, использование Интернет-ресурсов, обобщение.
Основная часть
Для того, чтобы больше узнать о кошках, я отправились в школьную библиотеку и попросила нашего библиотекаря Румянцеву Татьяну Ивановну подобрать мне литературу про кошек. Как оказалось, книг было очень много: это и энциклопедии, и сказки, и литературные произведения, сборники народного фольклора. Информация была интересная и разнообразная. Изучая научную литературу о кошках я обратила внимание, что кошка появилась в жизни человека очень давно.

Кошки были одомашнены примерно 6000 лет тому назад. В Европу они попали из Египта. В древнем Египте эти животные считались священными. Если в доме случался пожар, египтянин был обязан первым делом спасать кошку. Если кошка, по какой – то причине погибала, хозяева в знак траура стриглись и сбривали брови. Убийство этого животного каралось смертью.
В истории известен такой факт: персидский царь завоевал Египет, приказав своим воинам привязать к щитам кошек. Египтяне не посмели поднять руку на священных животных и сдались без боя. Очень долго кошки не были известны за пределами страны, их вывоз из Египта был строго запрещен под угрозой смертной казни. К счастью для человечества, кошек всё же удалось тайно вывезти и постепенно они распространились по свету.
В средневековой Европе этим животным пришлось несладко. Их обвинили в сговоре с дьяволом. Особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят несчастье. Бедняги подвергались чудовищным пыткам, огромное количество кошек было уничтожено. В результате расплодились в великом множестве крысы, и по Европе пошла гулять смертельная болезнь – чума. Когда людей умерло почти столько же, сколько кошек, отношение к этим животным изменилось: наконец, всем стало ясно, что они – лучшее средство борьбы с опасными грызунами.
А вот в Англии чёрная кошка почиталась, думали, что она приносит удачу, моряки брали её с собой в плавание.
Когда появилась кошка на Руси сказать сложно. Издавна существовало мнение: собака – хозяйка двора, кошка – хозяйка дома. Но то, что крестьяне всегда любили и берегли кошек – это точно. Здесь кошек любили, привечали. Кормили пирогами, сметаной. Им отводили роль няньки маленьких детей.
Недаром их так любят и в наше время. Им доверяли стеречь хранилища муки, пшеницы. Когда вселялись в новую избу, то первой переступала порог кошка. Люди верили, что приход кошки принесёт дому уют и благополучие.
Вывод: кошка приручена человеком давно. С давних времён играет в его жизни важную роль, является хранительницей очага и членом семьи. Человек считает её необычным и загадочным животным, ей поклоняются даже богини, её боготворят. Нередко люди приписывают ей мистические черты.
На уроках чтения по теме «Устное народное творчество» я обратила внимание на то, что образ кошки встречается очень часто. Стало интересно, как же отображается образ кошки в разных жанрах фольклора славянских народов и как влияет на эмоциональное состояние человека. Своё изучение я начала с поверий.
Существует множество таинственных, покрытых мраком поверий, суеверий и примет, связанных с кошкой. Во-первых, большую роль играл цвет кошки. Черный окрас означал ее мистические черты, и поэтому встретить такую кошку считалось плохой приметой. Согласно народным представлениям, кошка находится в распоряжении домового. Поэтому кошку заводят той масти, какого цвета волосы у хозяина дома. Иначе домовой невзлюбит животное и будет выживать его из избы, постоянно сбрасывая с печки. Чёрную кошку не любили, её боялись.
Приобретение кошки сопровождается разнообразными магическими действиями: покупать кошку нельзя, ее можно обменять, например, на куриное яйцо. Кошка в восточнославянской мифологии – одно из самых загадочных животных. Считалось, что «кошачьи зрачки – узкие щелки днем и сверкающие желтые шары ночью – подразумевают связь с луной и подчеркивают умение кошки заглядывать в будущее». Верили также, что кошки умеют предсказывать погоду. Если они «носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер, когда моют уши – собирается дождь, если они усаживаются спиной к очагу, можно ожидать мороза и бури».
С давних времен спутниками моряков в дальних скитаниях чаще всего становилась кошка или петух. Такой выбор не случаен. У многих народов они были носителями счастливых примет. У мореходов был обычай - по построенному судну первой должна пройти кошка. Этим преследовалась цель изгнать всю нечистую силу. Присутствие на судне кошки всегда считалось залогом безопасного и счастливого плавания. В плавании предпочтение отдавали чёрным кошкам.
Если у кошки родились черный и рыжий котята, то рыжего надо отдать, а черного оставить себе - на удачу(современная примета).
Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры. В современной книге по астрологии «Звёзды и судьбы» указано, что у людей под знаком зодиака Козерог талисманом является чёрный кот. В какие поверья верили люди из нашей местности, я решила спросить у своих бабушек и прабабушек. И вот что они мне рассказали.
■ Чёрная кошка перебегала дорогу – к несчастью.
■ Кошки жили на каждом дворе и считались хранительницами домашнего очага.
■ Если у человека в доме не было кошки, то ему подбрасывали маленького котенка.
■ Если человек болен, то кошка чувствует его боль и старается вылечить человека, ложась на больное место.
■ Кошку всегда пускали в дом первой.
Кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно существует примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку» – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать. В некоторых населённых пунктах издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз.
Каждый из нас знает много примет, связанных с кошками. Ведь кошки всегда жили рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ними, замечать свойственные только этому животному особенности поведения. Они умеют предсказывать будущее: приход гостей, землетрясение, ветреную погоду... «Барометр погоды» – так говорят о кошке.
Изучив книги, я нашла только малую часть примет. Вот некоторые из них:
Кошка моет нос – быть морозу.
Кошка в печурку – стужа на двор.
Кошка закрывает нос лапами – к холоду и ненастью.
Кошка моется, вылизывается на пороге дома – к скорым гостям.
Кошка свернулась в клубочек, закрыв нос хвостом - к холодам.
Кошка скребёт лапами и царапает по полу – зимой к метели, летом к дождю.
Кошка ложится брюхом вверх – к теплу.
Распускает хвост - к метели.
Если спит на полу – к теплу.
Кота убить – семь лет ни в чём удачи не видать.
Кормить бездомных котов и кошек – к облегчению страданий усопших родственников.
Кошка в доме – к благополучию и миру в нём.
Больной умрет, если черная или белая кошка войдет в его комнату.
Если из дома, где находится тяжелобольной человек, убегает кот, больной скоро умрет.
Трёхцветная кошка – к везению, полосатая, пятнистая – к деньгам, чёрная кошка к процветанию, кот – к защите.Кошка стену дерет — к непогоде.
Кошка моется, лижет лапу — к вёдру (т.е. хорошей погоде).
Кошка крепко спит — к теплу. Если кошка пытается вырваться из дома ночью, при этом громко мяукая - возможно, плохая погода продлится несколько дней.
Вывод: вспомнив и изучив поверья и приметы, определив в них место и роль кошки, мы ещё раз убеждаемся в том, что кошки – это необычные и загадочные животные, которые очень хорошо предчувствуют и могут предсказать погоду, состояние человека.
С котами и кошками связано много пословиц и поговорок. Мы поработали в этом направлении, нашли пословицы и поговорки о кошках. Всё это ребята оформили в книжки-малышки. Эти книжки мы используем на уроках чтения.
Стар кот, а масло любит.
Кошачья лапка мягка, да коготок востёр.
Где у кошки дела – мышам делать нечего.
Ешь, не бойся, ложка не кошка, рта не оцарапает.
Сболтнул бы коток, да язык короток.
Кошка на порог, а мышка – в уголок.
Не всё коту масленица будет и великий пост.
Кошка с собакой дружно не живут.
Кошки грызутся – мышам приволье.
Кошке – игрушки, а мышке – слёзки.
Кошкино котя – тоже дитя.
Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет.
Грозит мышь кошке, да издалече.
Есть в кринке молоко, да у кота рыло коротко.
Мужик да собака всегда во дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
Кто кошек любит, будет жену любить.
Чем больше кошку гладишь, тем выше она хвост задирает.
Он, как кошка, все на ноги падает.
Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть.
Не играй, кошка, углем, лапу обожжешь!
Гордому кошка на грудь не вскочит.
Кошку девятая смерть донимает.
От хозяйского глаза и кот жиреет.
Что поп, что кот — не поворча не съест.
Кошки со двора, а мышки – на стол.
На душе кошки скребут.
Метаться как угорелая кошка.
Страшнее кошки зверя нет.
Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела.
Продолжая знакомится с литературой, мы нашли немало загадок о кошках.
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это – … Сидит на окошке кошка:
Лапы, как у кошки,
уши, как у кошки,
но не кошка.
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это - ...
У порога плачет,
коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте –
Неленивый я в работе.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
Мордочка усатая,
шубка полосатая,
Часто умывается,
но с водой не знается. Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.
Днем спит,
на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.

Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки. В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь - и убегает.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты. Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка. Мохнатенькая,
Усатенькая,
По кладовкам рыщет,
Сметанку ищет.
В библиотеке и Интернет-ресурсах я нашла много сказок, героем которых является кот. Интересно, что в некоторых сказках кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек. Например: в сказке «Кот и Лиса», кот даже женится на лисе, что делает эту пару сильнее других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Все действия кошки обдуманны. Она хитра и делает всё так, как ей удобно. И в этом тоже сближается с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки, например сказка «Кот, петух и лиса»… Из рассмотренных сказок не было найдено ни одной где кошка, в отличие от лисы, является добрым персонажем, но всё же образ кошки двойственен.
По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон, так как сотворен из рукавицы Девы Марии, «носит сон в рукаве». Народная память сохранила множество колыбельных песен. И в большинстве из них мы встретим образ кота. И это не случайно. Кот мягкий, тёплый, пушистый. Он любит поспать, а засыпая, уютно мурлычет, навевая дремоту и успокаивая.
Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. Этому факту есть объяснение: основное предназначение колыбельных – убаюкать ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон. Поэтому кот может быть отличной нянькой даже капризному малышу. Такой заботливой нянькой он часто и предстаёт перед нами в песенках. Мурлычет вот такой славный котик, поскрипывает колыбелька, потрескивает лучина, а мама тихонько поёт «байку»:
Котик-котик, коток, Котик, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать, Нашу Машеньку качать.
Уж как я тебе, коту, За работу заплачу:
Шубку новую сошью, Да сапожки закажу,
Дам кусок пирога, Да кувшин молока.
Котенька, коток, Котя, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
МовоЛёшеньку качать,
Прибаюкивати.
А игру «Кошки-мышки» знают все… Образ кошки в предметах декоративно-прикладного искусства Образ кошки нашёл своё отражение в предметах декоративно прикладного искусства: вышивка, мягкая игрушка, игрушки из глины.
Пользовались популярностью коты-копилки. Сейчас много можно найти открыток и календарей с изображением кошки.
Изучив образ кошки в народном фольклоре, увидев огромную роль кошки в жизни человека в старину, я решила определить роль кошки в наше время.
Для этого я провела анкетирование: «Кошка в нашем доме». Заполнить анкету я попросила одноклассников. Вместе с мамой я обработала анкеты и выяснила, что данная тема актуальна, потому что кошки живут рядом с нами не одну сотню лет, что домашние животные играли, и всегда будут играть огромную роль в жизни человека, что познавая животных, мы познаём и себя. Играя, наблюдая за своим друзьями-кошками, дети много узнали об их повадках, привычках, о вкусовых пристрастиях и написали мини-сочинения «Усатый-полосатый».
Ещё в одном из источников я прочитала, «что любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в становлении личности ребенка, его психическом и даже физическом развитии».
Я задала себе вопрос: а так ли это на самом деле? И обратилась за помощью к педагогу-психологу нашей школы Семерниной Оксане Александровне. Вот какую информацию она мне предоставила.

«Да, действительно, это на самом деле, правда. Для ребенка животное является источником новых впечатлений, ощущений, переживаний, вместе с ним мы познаём окружающий мир. Порой общение с взрослыми и сверстниками вызывает у малыша определенные трудности. При этом друзей им заменяют кошки: дети доверяют им свои тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности, ведь они не отмахнутся, не высмеют и никому не расскажут. При общении с кошкой ребёнок накапливает позитивный опыт, а его эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на его психическом развитии и способствует более раннему становлению его, как личности».
Вместе с Оксаной Александровной мы решили создать памятку для родителей «Кошка – друг ребёнка» и показать, что кошка необходима в жизни ребёнка.(Приложение 3) Мы пришли к выводу, что общение с кошкой носит положительный характер. Наличие интереса у ребенка к животным всегда должно радовать родителей и всячески приветствоваться и поддерживаться ими.
На родительском собрании ребята нашего класса расскажут о кошках, их повадках, зачитают мини-сочинения о своих любимцах, покажут собранную коллекцию, книжки-малышки. Мы думаем, что информация, полученная от нас, будет полезной для родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя гипотеза о том, что если кошек окружить заботой, следить за ними, направлять их на воспитание, знать повадки и любить то они будут правильно развиваться, не будут болеть, подтвердилась полностью.
Изучив и проанализировав литературу, проводя тесты на своей кошке, я доказала, что кошки действительно очень интересные, сообразительные и умные существа. Наша кошка - оригинальное животное. Она самостоятельна, эмоциональна, наблюдательна, проявляет свой нрав, отлично владеет своим телом и тесно привязана к своим хозяевам.Я рада, что в моей семье живет удивительное и загадочное существо, ведь кошки ещё не до конца раскрыли нам все свои тайные возможности. Благодаря кошке я стала более заботливой и ответственной.
Я поняла, что животный мир безграничен, и существует ещё много вопросов, на которые мне предстоит найти ответ.
ЛИТЕРАТУРА
Детская энциклопедия "1000 вопросов и ответов" Издательство Астрель Харвест, АСТ, 2005г.
Сайт «Все о кошках и котах» http://vsookoshkax.ru/
Фильм ВВС "Загадочные кошки" https://my-hit.org/film/13856/Я познаю мир: Детская энциклопедия: Поведение животных. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО « Издательство Астрель», 2000



Опрос среди одноклассников и друзей. Приложение 1
1. Какое домашнее животное есть у вас? ________________________
2. Как ты относишься к своему домашнему животному? а) нравится, оно очень милоеб) жить не могу без негов) равнодушно
3 . Любишь ли ты проводить время с ним?а) да
б) нет4. Как ты общаешься со своим животным?а) играю /разговариваюб) ухаживаю за ним (гуляю, кормлю)
5. Достаточно ли внимания ты уделяешь ему?а) нетб) дав) не знаю.
6. Кто в вашей семье больше всего любит его?а) мама
б) я
в) папа
г) сестра и т. д.
7. Кого, по твоему мнению, животное любит больше из семьи?а) меня (опрашиваемого)
б) мамув) папуг) никого8. Когда ты с ним разговариваешь, как ты думаешь, понимает оно тебя ?а) точно понимает б) иногда понимает, иногда – нетв) не понимает
9. А ты понимаешь , что хочет «сказать» тебе кошка?
а) понимаю всегда
б) понимаю, но не всегда
в) не понимаю10. Мини-сочинение «Усатый-полосатый»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей Кошка – друг или враг?
1. Была ли у вас кошка в детстве?____________________________
2. Есть ли у вас кошка сейчас в доме?_________________________
3. Что вам в ней нравиться?__________________________________
____________________________________________________________
4. Что вам в ней не нравиться?_______________________________
____________________________________________________________
Как вы считаете, общение вашего ребёнка с кошкой – это польза или вред? И почему?_______________________________________________
______________________________________________________________
Назовите клички кошек, которые вы знаете.___________________
______________________________________________________________
Приложение 3
Памятка для родителей «Кошка – друг ребёнка»
Кошка для ребёнка – это не просто животное, но и друг, с которым можно поговорить, которого можно погладить или прижать к себе, когда плохо.
Психологи выделили 9 причин, которые доказывают необходимость присутствия кошки в жизни ребёнка:
Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество, снимают напряжение, дают положительные эмоции.
Замкнутым, нерешительным детям они нередко заменяют друзей: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности, ведь они не отмахнутся, не высмеют и никому не расскажут.
Они могут помочь ребенку завести друзей и среди других детей.
Наблюдая и общаясь с животными, которые просто не умеют скрывать свое состояние, детишки учатся сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих.
Подвижные, гиперактивные дети, общаясь с кошкой, реализуют избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло.
Животные не умеют говорить, но они издают звуки, сигнализируют о своих потребностях и настроении позой, движениями, взглядом. Дети учатся понимать животных и людей без слов, кроме того, это помогает развитию фантазии, воображения.
Наличие в доме животных дисциплинирует. У ребенка формируется чувство ответственности, потребность и навыки заботы не только о себе, Общаясь с котёнком, играя, наблюдая за его ростом, ребенок постепенно преодолевает свой страх по отношению к другим животным, что в свою очередь поможет ему обрести уверенность в себе, поднять свою самооценку.
Животные способны формировать некоторые черты личности:
непосредственность, мягкость, независимость, аккуратность, собранность, дисциплинированность, общительность, склонность к лидерству, творческие способности.И последнее. Общаясь с животными, ухаживая за ними, ребенок учится доброте, внимательности, состраданию, любви и бережному отношению ко всему живому.