Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой
«КРАСНОЮ КИСТЬЮ РЯБИНА ЗАЖГЛАСЬ»
Сценарий литературной гостиной, посвященной Марине Цветаевой.
Вед. Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся , как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Вед.2 Марине Цветаевой был 21 год, когда она написала эти строки, которые, по сути, стали пророческими. Действительно, ее стихи можно сравнить с драгоценными винами, которые лежат где-то в глубоком погребе и ждут своего часа и своего читателя, нас с вами
1 чтец. Красною кистью
рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
2 вед. 26 сентября 1892 года в семье И.В Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств и Марии Мейн родилась дочь Марина.
Звучит муз Ф.Шопена.
1 вед. «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я , мать сказала: «По крайней мере будет музыкантша, Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне ту самую гамму. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку»
2 вед.. Мать Марины Мария Александровна- женщина одаренная и романтическая, была прекрасной пианисткой. Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен, Григ под их музыку дети уходили в сон. Творческая, вдохновенная, интеллигентная атмосфера и доброта царили в доме.
Звучит музыка. Перед портретом зажигаются свечи.
Чтец. Читается стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины»
1 вед. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке постепенно угасал, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так звали ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.
Звучит муз Шопена.
Вед.2 Анастасия Цветаева вспоминает: « В комнате матери висел портрет бабушки , красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой очень рано в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, с правильными милыми чертами, добрым, точно горечью тронутым ртом.
Чтец. Вот, как об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»
Вед 1. В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». «Здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга, не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов»,- писал Н.Гумилев. Сборник был замечен критиками и поэтами, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Волошин лично посетил Марину.
Марина Цветаева. «Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трехпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся небольшой бороды. Вкрадчивый голос.
Волошин.- Можно мне видеть Марину Цветаеву?
Марина.- Я.
Волошин.- А я Макс Волошин. К вам можно?
Марина.- Очень.
Прошли наверх, в детские комнаты.
Волошин.- Вычитали мою статью о вас?
Марина.- Нет.
Волошин.- Я так и знал и потому ее принес.
Марина.- Вся статья – самый беззаветный гимн женскому творчеству и семнадцатилетью.
Волошин.- Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?
Марина.- Я газет не читаю и никого не вижу, Мой отец до сих пор не знает, что я выпустила книгу, Может быть , знает, но молчит . И в гимназии молчат.
Волошин.- А вы в гимназии? Да ведь вы в форме. А что вы делаете в гимназии?
Марина.- Пишу стихи И вот беседа о том, как пишу стихи, что люблю, как люблю Через день получаю письмо, а там стихи.»
Волошин.-
К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя ,благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо- есть
Вед2. Оставив гимназию, Марина Цветаева приезжает в Коктебель. (Высвечиваются фото Коктебеля) к Максу Волошину Там она встретилась с Сергеем Эфроном.
Эфрон.-« Говорят, дневники пишут только одинокие люди. Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Одинок я мои самые сокровенные мысли, мое понимание жизни и людей, мне кажется, что никто так не понимает окружающее, как я»
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Чтец. «Одиночество разомкнула Марина. Они встретились на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу, Она собирала камешки, он стал помогать ей- красивый, грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными, в пол-лица глазами.
Есть огромные глаза
Цвета моря
Вед.2 Заглянув в них и прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же на ощупь, ибо он не отрывал своих серых глаз от е зеленых,- и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.
Чтец. 1913 год. Крым, Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья,любимый человек, дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает6 «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая , с вьющимися у виска струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных ,как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близлруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей нелюбимой внешности Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как в детстве знала ее во – внутренней.
Чтец. Тихо плещется море. Темно-синее небо, мерцающие звезды и стихи :
В огромном липовом саду-
Невинном и старинном-
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вед.2 Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс»Под лаской плюшевого пледа»
Вед 1. 7 марта 1914 года Марина Цветаева пишет: «Я замужем, у меня дочка полтора года- Ариадна (Аля). Моему мужу двадцать лет. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне Он блестяще одарен, умен, благороден. Сережу я люблю бесконечно и навеки. Дочку свою обожаюой самый родной на всю жизнь.
Чтец. Стих. «Я с вызовом ношу его кольцо»
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Исполняется романс «Мне нравится, что вы больны не мной»
Вед2. Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Вед,2 Для Цветаевой Пушкин – это первое проникновение в поэзию. Поэтесса боготворила Пушкина и посвящала ему замечательные стихотворения.
Чтец. Стих. «Нет бил барабан», «Поэт и царь».
Вед.1 Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым , Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца Х!Х начала ХХ века . Она посвящала им стихи, являвшимися выражением ее чувст и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру Александру Блоку.
2 вед. Цветаева преклонялась перед Блоком, считала его воплощенным «духом». Стих. «Имя твое»
Свое убеждение, что не был просто человеком, она выразит в августе 1921 года после смерти Блока, в письме Ахматовой:
«Удивительно не то , что он умер, а то что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом, заживо - посмертным (в нашей любви). Ничего не оборвалось – отделилось. Весь он такое явное торжество духа, такой воочию - дух, что удивительно, как жизнь -вообще- допустила. Смерть Блока я чувствую как вознесение. Человеческую боль глотаю. Для него она кончена, не будем и мы думать
о ней, Не хочу его в гробу, хочу его в зорях.
Чтец. «Думали –человек».
1 вед. Взрослая, зрелая жизнь \марины рошла в лишеиях и одиночестве, и лишь фантастическая преданность поэзии мирила ее с всегдашним бытовым и душевным неустройством. Придавала ей силы переносить удары судьбы.
2 вед. Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию Цветаевых на три с половиной года , В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я книгу эту посвящаю ветру
И встречным журавлям.
1вед. Цветаева не приняла революцию и в 1922 году уехала за границу к мужу Эфрону. Находясь в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думает о Родине. В стихотворении, посвященном Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти.
Чтец. «Русской ржи от меня поклон»
Находясь за границей, Марина не принимает белой эмиграции, в ней все больше зреет интерес к тому, что происходит на покинутой родине.. Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию, может лишь тот, кто потеряет ее вместе с жизнью.
Чтец. «Тоска по родине»
Вед.2 Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. В 1939 году Марина Ивановна вместе со своим сыном Георгием решает вернуться на родину в Россию.
Однако надежды, связанные с возвращением не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али, начало войны, неустроенность, эвакуация в Елабугу, постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы
Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
Вед.1 21 августа 1941 года Марина приехала с сыном в Елабугу, а через 10 дней 31 августа ее не стало. Через 2 года Пастернак напишет:
В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли.
Вед.2 В 1943 году вспоминает Анастасия Цветаева: «Пришла страшная телеграмма. Я раскрыла листок. В нем две строчки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа 1941 года. Целуем ваше сердце. Лиля, Зина.
Стих. «Идешь на меня похожий»
Вед.1 Анна Ахматова писала: «я знаю ,существует легенда о том. Что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии- не верьте этому. ЕЕ убило то время, нас оно убило, как оно убивало многших, как оно убивало и меня, Здоровы были мы- безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся»
Звучит «Реквием» в исполнении Аллы Пугачевой.
Вед.2. время увидело Марину Цветаеву, признало ее нужной и призвало ее. Цветаева пришла уверенно. Ее позвал ее час. Ее настоящий час. Теперь видно насколько и в чем она впереди.
Шафранская Л.В. ГОУ ЦО № 975 , Южный округ
13PAGE 15
13PAGE 14415