Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании (выступление на МО)


Выступление на заседании МО учителей начальных классов
Тема: Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.
(Солянова Т.В., учитель начальных классов МОУ «Лицей №4» г. Саратова)
Стремительно меняется жизнь, заставляя нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Под «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приёмы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:
Умение видеть проблемы;
Умение вырабатывать гипотезы;
Умение наблюдать;
Умение проводить эксперименты;
Умение давать определения понятиям и другие.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощённом виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Одна из основных практических задач современного образования – обучить школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умение видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Возможность использования методов проведения самостоятельных исследований и создание детьми собственных творческих проектов ограничены. Исследовательская практика ребёнка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.