Урок по истории на тему Мой край в годы Великой Отечественной войны (11 класс)












Тема урока:
«Мой край в годы Великой
Отечественной войны»

(урок истории в 9 классе)






Полянская Анна Владимировна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа» Тимского района Курской области,
учитель истории и обществознания
307081 Курская обл., Тимский район, с. Становое, ул. Тюнинская , д.65
8(47153)3-22-42, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 8-903-633-89-95










Становое, 2015 год


Проблема

Кто не знает о тяготах войны,
тот никогда не оценит
в какое замечательное время он живёт.

Почему нужно помнить о Великой Отечественной войне?
В каждом поселке, селе есть свои герои, «сыны» Родины, которые прославили нашу страну. Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени. Что мы знаем о том как жилось детям Тимского района в военное и послевоенное время? Как война повлияла на их судьбы?
Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но мы, жители земли Становской, должны навеки запечатлеть их в нашей памяти и передать потомкам.
Гипотеза:
Жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.
Цель и задачи проекта
Цель:
Создание условий, способствующих нравственно – патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России;
Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
Задачи:
Изучить литературу, рассказывающую о событиях Великой Отечественной войны в нашем крае;
Записать воспоминания земляков о Великой Отечественной войне, которые в то время были еще детьми и подростками;
Расширить знания об истории родного края в годы Великой Отечественной войны и детях, которые жили в нем в послевоенное время посредством интервью и др. источников.
Систематизировать полученные данные.

Характеристика проекта
Тип проекта: творческо-исследовательский
По содержанию: детское творчество, исследования детей
По составу участников: детско-взрослый
Методы исследования:
- Изучение литературы о военных действиях в нашем крае;
- Работа с архивом администрации Становского сельского совета, краеведческого музея, сельской библиотеки;
- Сбор воспоминаний очевидцев войны детского возраста.

Характеристика источниковой базы:
- литература, описывающая события военных лет в нашем крае;
- записи бесед воспоминаний детей войны:
Кислинской Клавдии Тимофеевны (1926 г/р),
Булгакова Дмитрия Прохоровича (1935 г/р),
Сергеевой Екатерины Дмитриевны (1928 г/р),
Гамовой Зинаиды Петровны (1930 г/р),

Форма работы – метод учебных проектов.
Основные формы реализации проекта: экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, оформление книги, консультации для родителей.

Этапы, механизмы и сроки реализации проекта
Продолжительность проекта: 5 недель.
Сроки реализации проекта: март – апрель
Режим работы: урок (круглый стол)
План проекта
Этап/сроки
Деятельность педагога
Деятельность учащихся

Погружение в проект
Организация деятельности
первая и вторая недели

 
Сообщает тему проекта «Мой край в годы Великой Отечественной войны».
Знакомит:
- со смыслом проекта, мотивирует учащихся.
Формулирует:
- проблемный вопрос проекта;
 цель и задачи.
Выдвижение гипотезы:
Жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.



-деление на группы:
1 группа – статисты - подготовка информации о истории нашего села в военные и послевоенные годы
2 группа – корреспонденты – сбор информации о детях военного и послевоенного времени;
3 группа – редакторы – обработка собранной информации

Осуществление деятельности/
третья
 
Консультирует учащихся по необходимости
Корреспонденты беседуют с бабушками и дедушками, жителями села, выясняют подробности их жизни в годы войны. Статисты собирают и обрабатывают информацию об истории родного края в годы войны.

Презентация/
четвертая – пятая неделя
 
Принимает отчет:
-обобщает и резюмирует полученные результаты;
-подводит итоги обучения;

Представляют результаты своей деятельности


Определив задачи, учащиеся обсуждают ход работы, этапы её выполнения. Варианты проекта сопровождаются рисунками, краткими описаниями, схемами. Каждая группа обсуждает информацию по теме, выбирает базовый вариант. Учитель помогает составить план действий.
Группы работают по принципу: «Что необходимо для получения результата? Как это лучше всего сделать?»
Материально-технические ресурсы:
1.     Подбор наглядного материала (фотографии).
2.     Подготовка изобразительного материала.
3.     Создание условий для проведения открытого урока (оформление кабинета).
4. Ноутбук, проектор, сканер, фотоаппарат, магнитофон.

Ожидаемые результаты и критерии оценки результативности проекта
Самооценивание и рефлексия помогут дать ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения. Используются в проекте устно, в ходе встреч.
Обратная связь от сверстников.
Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников. Используется в проекте в обсуждениях и для заключительного представления.
Критерии оценивания:
-отмечается срок сдачи работы, аккуратность и грамотность выполнения, творческий подход.
Предполагаемый результат проекта:
Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне, расширены знания о жителях Тимского района в военные и послевоенные годы.
Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Закреплены навыки продуктивной деятельности при оформлении Книги памяти.
Сформировано уважительное отношение к детям войны; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др).
Сформировано умение организовывать командную работу.
Продукт проектной деятельности
- создание Книги памяти «Дети Великой Отечественной войны».

ХОД УРОКА
Пояснительная записка
Данный урок является завершающим этапом исследовательского проекта «Дети Великой Отечественной войны». Учащиеся подведут итоги своей поисковой деятельности, результатом которой явился выпуск книги «Дети Великой Отечественной войны».
Оформление: ноутбук, проектор для сопровождения выступления учащихся фотоматериалами, выставка детских рисунков о войне.
Присутствуют:
Учащиеся 9 класса, администрация школы, журналист районной газеты, представители районной и школьной библиотеки, почётные гости (дети войны), родители учащихся.
I. Организационной момент
Дети рассаживаются за 3 стола по группам.
В каждой группе свое задание. Собранный материал по тематике лежит на столах.
1 группа – статисты - подготовка информации о истории нашего села в военные и послевоенные годы
2 группа – корреспонденты – сбор информации о детях военного и послевоенного времени;
3 группа – редакторы – обработка собранной информации, работа с архивными документами, фотоматериалами.
II. Вступление
Учитель: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы проводим круглый стол, посвящённый детям Великой Отечественной войны. Над проектом мы работали 5 недель. Пришло время подвести итоги нашего исследования. Каждая группа будет презентовать одну из страниц нашего общего проекта. Прошу гостей принять участие в обсуждении вопросов, дополнять выступающих или поправлять, если это необходимо.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года
III. Тимский район в годы войны
I группа
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.
1 ученик:
В ходе работы над проектом наша группа работала над архивными данными в нашем музее. Нам удалось узнать следующее
IV. Война глазами детей
II группа
1 ученица: Наша группа занималась сбором информации о детях военной и послевоенной поры. Работая над проектом, мы разыскали жителей села, которые в военное и послевоенное время были ещё детьми, организовали с ними встречи. Истории, которые мы услышали, помогли нам понять, как тяжело жилось детям в то время.
2 ученик: Мы встретились с Кислинской Клавдией Тимофеевной (1926 г/р), Булгаковым Дмитрием Прохоровичем (1935 г/р), Сергеевой Екатериной Дмитриевной (1928 г/р), Гамовой Зинаидой Петровной (1930 г/р).
Представляем вам результаты наших исследований.
Всем, кто вынес ту войну,
В тылу иль па полях сражений.
Принёс победную весну,
Поклон и память поколений
Подвиг народа в минувшей войне, это подвиг не только воинов армии и флота, но и подвиг тружеников тыла.
3 ученик:
Кислинская Клавдия Тимофеевна
Дата рождения: 6 сентября 1926 год
Место рождения: с. Становое, Тимского района
Место проживания в военные и послевоенные годы: с. Становое




4 ученик:
Булгаков Дмитрий Прохорович
Дата рождения 19 июня 1935 года
С.Становое Тимского района







5 ученик:
Сергеева Екатерина Дмитриевна
Дата рождения 24 марта 1928 год
Место рождения: с. Становое









6 ученик:
Гамова Зинаида Петровна
Дата рождения: 09 января 1930 года
Место рождения: село Становое









Ученица: Работая над проектом, мы поняли, что жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом. Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Им будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их жизнью в те далёкие суровые годы, будем рассказывать о них другим.

V. Презентация книги «Дети Великой Отечественной войны»
III группа
1 ученик: Сегодня мы представляем вашему вниманию книгу «Дети Великой Отечественной войны». В неё вошли воспоминания очевидцев войны детского возраста, которые вы сегодня смогли услышать в ходе данного мероприятия. Они в очередной раз подтверждают, что людям пришлось пережить тяжелые условия жизни и неимоверные трудности.
Война научила выживать, находить выход из безвыходной ситуации и работать. Только совместный труд, забота друг о друге помогли людям выстоять в столь тяжёлое время.
2 ученик: Конечно, мы смогли отразить в нашей книге лишь небольшую крупинку воспоминаний о большой войне, которая лишила рассказчиков детства и отравила жизнь горькими воспоминаниями.
3 ученица: Мы хотим на память подарить вам эти книги. Знайте, что мы, современные дети чтим историю нашей страны, чтим её героев.
Учитель:
Скоро наступит самый светлый праздник - День Победы. Да не прервётся наша память... Потому что живы ещё участники, защитники, очевидцы дней минувшей войны. Низкий Вам поклон и почести Вам, несломленным страшной войной!
Наш круглый стол, я считаю, прошёл очень плодотворно. Все были готовы к общению, смогли поделиться своими знаниями.
Кроме того, мы ещё раз подтвердили старшему поколению, что история нашего края, история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не безразличны нашей молодёжи.
До новых встреч!
Музыка звучит. Учитель благодарит детей за проделанную работу, благодарит гостей и родителей за внимание и оказанную помощь.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15