Разработка урока по русской литературе на тему Лирика С.Есенина. Предельная искренность и лиризм его поэзии
Дата:
Урок литературы "Лирика С.А. Есенина. Предельная искренность и глубокий лиризм его поэзии". 11 класс
Тема: Лирика С.А. Есенина. Предельная искренность и глубокий лиризм его поэзии
Цель урока: ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твердой жизненной поэзии в судьбе человека.
Оборудование: Презентация
Эпиграф:
... Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения "неисчерпаемой печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного заслужено человеком... A.M. Горький.
Ход урока
Приветствие ,оргмомент, запись темы и эпиграфа урока.
Прослушивания аудиозаписи песни Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении ансамбля "Золотое кольцо".
Слово учителя.
Да, действительно, восторженной любовью к природе продиктованы поэтические средства Есенина в пейзажных стихотворениях. В обычных, ничем не примечательных картинах природы он находит самое прекрасное, нежное, привлекательное. Это можно увидеть уже в первом опубликованном в печати стихотворении "Береза". Блеск, серебро, золотой огонь, белая бахрома создают живописную зарисовку ясного, тихого, морозного
дня.
Воспевание родной природы, упоение ее красотой соседствует в поэзии Есенина с таким же восторженным восприятием радостей земного бытия.
Сообщение цели урока.
Основная часть урока: выразительное чтение стихотворений наизусть и анализ их содержания. (Парты в классе расставлены так, что юноши и девушки сидят лицом другдругу.Заранее подготовленное выразительное чтение стихотворений исполняетсяюношами, девушки анализируют содержание исполненных стихотворений).
"Не бродить, не мять в кустах багряных "
(под аккомпанемент гитары)
Анализ: Чистым, целомудренным чувством проникнуто стихотворение. Это одно из лучших произведений ранней лирики. "Отоснилась ты мне навсегда",- говорит поэт о девушке, которую когда-то любил. Прежнее чувство ушло безвозвратно в прошлое, но навсегде осталось она в памяти как светлая тайна, как песня, как мечта. Нежный облик любимой неотделим от прекрасной природы. Красота девушки сравнивается с алым соком ягоды, с розовым закатом, с лучистым снегом. У нее сноп волос овсяных, зерна глаз, запах меда от невинных губ. Воспоминания о любимой возникают именно тогда, когда особенно заметна красота окружающей природы.
Учитель: Все есенинское творчество представяяет собой единое целое - своеобразный лирический роман, главным героем которого является образ Поэта. Неслучайно поэтому ^характерная примета его творчества - автобиографичность.
Ученица рассказывает об истории создания стихотворения "Собаке Качалова"
"Дай, Джим, на счастье лапу мне..."
Учитель: (зачитывает последние строки стихотворения). У кого же просит прощения поэт в этом стихотворении? _
Анализ: (литературное исследование) Рассказ ученицы о Галине Бениславской.
Учитель: Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны "вешки", а новые найти было далеко не просто.
"Я помню, любимая, помню..."
Учитель: Брак с С.А. Толстой не был для Есенина счастливым (зачитывается воспоминания С. Виноградской). Рассказ о самоубийстве Бениславской на могиле Есенина (используются материалы из книги И. Шнейдера "Встречи с Есениным").
"Я спросил сегодня у менялы..."
Учитель: Речь идет о зарождающихся нежных чувствах к какой-то прекрасной Ладе. Находясь на Кавказе, Есенин написал свой лучший лирический цикл «Персидские мотивы».
"Никогда я не был на Босфоре..."
"Шаган, ты моя, Шаганэ..."
Анализ: Шаганэ НерсесовнаТертерян (Тальян)- армянская учительница, прекрасно владеющая русским языком, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл "Персидские мотивы", который был создан поэтом во время 3-х поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин). "Миловидная смуглая девушка, принесшая записку от Есенина и стихотворение "Дай, Джим..."
Качалову, была та самая Шаганэ, персиянка. Внешнее сходство с любимой девушкой ("Там, на севере, девушка тоже, на тебя она страшно похожа...") и ее певучее имя вызывали у Есенина большое чувство нежности к Шаганэ.
Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал из ее домашней библиотеки книги, а, расставшись, подарил ей свой поэтический сборник «Москва кабацкая»_(1924 г.), сопроводив дарственной надписью: «Дорогая моя Шаганэ, вы приятны и милы мне. С. Есенин" Кстати, прощаясь с Шаганэ Тальян, Есенин писал:
"В Хороссане есть такие двери..."
Анализ: В красавице поэт хочет видеть близкого друга, с которым мог бы поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами. Такого отношения к женщинам не'зналиперсидские лирики. (Для них женщина была лишь предметом наслаждения). Лирический герой не представляется нам каким-то условным персонажем. Это живой поэт Есенин с его заботами и тревогами. Ему нужно, чтобы любимая девушка знала о самом дорогом и сокровенном для поэта.
В стремлении поэта найти в женщине настоящего друга, а не только возлюбленную кроется один из источников полемики Есенина с персидскими лириками. Рабское положение женщин, на протяжении веков существовавшее в странах мусульманскогоВостока, не могло не вызвать протест у свободолюбивого русского поэта. Воспевая чувство настоящей любви, Есенин тем самым отстаивает равноправие женщины, т.к. в "Персидских мотивах" есть и подражание восточным лирикам, и спор с ними.
Учитель: Но где бы ни был Есенин, он всегда помнил о своей матери, вспоминал о ней ссыновней нежностью.
"Письмо к матери "
Анализ: Нежный, любящий сын высказывает матери самые лучшие пожелания. Любовь к матери сочетается у Есенина с такой же любовью к своему краю, к родительскому дому. Воспоминания о нем вызывают самые светлые чувства, самые нежные слова.
Учитель обращается к портрету С. Есенина, созданному Ю. Аникушиным в 1923 г.
Почему художник запечатлел именно такой образ поэта? (изможденное старческое лицо, страдальческое выражение глаз). После выслушивания мнения учащихся учитель вновь обращается к стихотворениям поэта.
"Мне осталось одна забава..."
"Ты меня не любишь, не жалеешь...
"Не гляди на меня с упреком..."
"Мне грустно на тебя смотреть...
"Письмо к женщине" (обращается к 1-ой законной жене Зинаиде Николаевне Райх, матери двух его детей).
Видеофильм «Живой Есенин»
Учитель: За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эриху (другу, поэту-имажинисту) известное стихотворение, написанное кровью на блокнотном листе. Почему Есенин вручил свое последние поэтическое откровение Эриху? Не потому ли, что был уверен, что он покажет его Галине Бениславской? Ведь именно Эриху Есенин как-то восторженно произносил: "Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая! Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!" Быть может, именно ей и посвящено это стихотворение.
"До свидания, друг мой, до свиданья..."
Учитель: На общем настроении поэта сказывались мучившие его мысли о неверно прожитых годах, неудовлетворенность личной жизнью, прогрессирующая болезнь. Не отбыв срока лечения в московской психиатрической больнице, он уехал в Ленинград и там в состоянии депрессии ночью 28 декабря 1925 г. покончил собой. После трагической гибели поэта появилось слово "есенинщина" - так называли упадочнические настроения среди части молодежи, подогреваемые наиболее мрачными стихотворениями Есенина. Но это уже тема следующего урока.
Итоги урока.
Домашнее задание: выучить наизусть и подготовиться к анализу наиболее понравившегося стихотворения Есенина.
Самоанализ открытого урока
По русской литературе в 11 классе.
Тема: Лирика С. А. Есенина. Предельная искренность и глубокий лиризм его поэзии.
Учитель русского языка и литературы Тулегенова К. С.
Цель урока: ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твердой жизненной поэзии в судьбе человека.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Оборудование: мультимедийный комплекс (презентация).
Форма мероприятия:
Открытый урок проводился в рамках предметной недели по русскому языку и литературе. Проводился урок в 11 “Б’
классе: урок был направлен на то, чтобы учащиеся прочувствовали искренность и глубокий лиризм его поэзии, а также - миссию русской литературы в эпоху сталинизма, любовь к его поэзии, милосердие – к его судьбе. Была сделана учителем замечательная презентация, где увидели ученики живого Есенина, фотографии, похороны, также прозвучали стихи, которые читали Злищев, Безруков, сами ученики, прослушивание аудиозаписи песен Есенина, сообщения о женщинах поэта.
Думаю, что цель, поставленная учителем, достигнута, т.к. ребята с огромным удовольствием работали на уроке: анализировали стихотворения, готовили сообщения.
15