Конспект урока на тему: Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество поэтессы. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.
ЛИТЕРАТУРА
11 КЛАСС.
Тема урока: Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество поэтессы. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.
Цель урока: дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях ранней лирики; дать сопоставительный анализ двух стихотворений из ранней лирики («Песня последней встречи» и «Сжала руки под темной вуалью»).
Оборудование : магнитофон, компьютер, кинопроектор, интерактивная доска.
Ход урока
Орг.момент
Работа по теме.
Слово учителя.
1 слайд. Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось ее ранней лирике. В рамках этого урока мы будем говорить только о раннем творчестве Ахматовой. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.
2 слайд. Анна Андреевна Ахматова – великий русский поэт, глубокий и тонкий мастер лирического стиха. Она внесла свой особенный неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги ее бесспорны ,а творчество до сих пор увлекает читателей.
3 слайд. Сейчас мы прослушаем сообщения учащихся о жизни и судьбе поэтессы. Чтение эпиграфа на доске.
4 слайд. Величие Ахматовского стиха
Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я отраженье вашего лица
5 слайд. Чтение высказываний известных людей науки и литературы о творчестве Ахматовой.
Записать ключевые слова, характеризующие лирику поэтессы: монолог, драма, музыкально-лирический дар, песни, повести, эпос, новелла, сюжетность.
6 слайд. Раннее творчество поэтессы. Ахматова и Пушкин.
7 слайд. Вопросы к классу:
В чем заключается величие ахматовского стиха?
Почему ее творчество приобретает всё новых и новых поклонников?
Чем особенна лирика Анны Ахматовой?
Что это за явление в русской литературе– Анна Ахматова?
8 слайд. Раннее творчество. Книги «Вечер» и «Четки» (1910-1911 гг). Чтение стихотворений из этих сборников.
«Сероглазый король», «Заплаканная осень как вдова», «Нам свежесть слов и чувства простоту».
9 слайд. Сопоставительный анализ стихотворений «Сжала руки под тёмной вуалью...» и «Песня последней встречи» с выявлением ряда признаков (свойств), характерных для ахматовской поэтики в целом, и особенно для «Вечера» и «Чёток».
10 -14 слайды. Вопросы для анализа.
15 слайд. Вывод.
Б.М.Эйхенбаум увидел в ранних стихах А.Ахматовой «нечто похожее на большой роман..». Действительно, там есть герои Он и Она, их психологические портреты, история отношений, сюжеты чувств. И неизменнонеразделенность чувства, разлука, невстреча.
В лирике А.Ахматовой целый мир женской души, страстной, нежной и гордой. Содержание жизни героинилюбовь, все ее оттенки –от предчувствия любви до «страсти, раскаленной добела».
16 слайд. Стихотворение «Есть в близости людей заветная черта» в исполнении Анны Ахматовой.
17 слайд. Анна Ахматова и Пушкин.
(Сообщение ученика)
Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям»
Самыми любимыми поэтами Ахматовой считались Блок и Пушкин. Многому она училась у этих поэтов: гармонической точности стиха, соотношению чувства истории с чувством современности и т.д. Кроме того, Ахматова была и исследователем-пушкинистом, напмсала огромное количество статей о Пушкине: «Слово о Пушкине», «Пушкин и дети», «Каменный гость» и др.
18 слайд. Мини-сочинение.
19 слайд. Величие Ахматовой.
20 слайд. Домашнее задание.
Сравнить стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью...» и «Песня последней встречи», выявить ряд признаков (свойств), характерных для ахматовской поэтики в целом, и особенно для «Вечера» и «Чёток».
Вопросы классу :1. Прочитайте стихотворения А.Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью...» и «Песня последней встречи». Когда они были написаны? К какому периоду ахматовской лирики относятся? В каком сборнике впервые были напечатаны? (1911 год, ранний период творчества, сборник «Вечер».)
2. Определите темы обоих стихотворений максимально широко (любовь) и более конкретно (переживания девушки по поводу ссоры (расставания) с любимым человеком).
3. От чьего лица (имени) изображены переживания? (От лица лирического героя (героини), что подтверждается местоимениями “я”, “мне”, “мои”, формой глаголов: “сжала”, “напоила”, “сбежала”, “надела”, “взглянула”.)
4. Попробуйте представить каждое из стихотворений как эпизод некой жизненной истории. Почему это становится возможным? (Зачатки сюжета, “новеллистичность” лирики.)
5. Найдите в сюжетном рисунке обоих стихотворений общее. (Обозначение места действия, появление мотива смерти в момент кульминации, равнодушие, отстранённость объекта переживаний от лирической героини в момент развязки.)
6. Отметьте сходства в указании автора на чувства и переживания, которые прямо не называются. (Психологизм во внешнем проявлении чувства: “сжала руки”, перепутала перчатки, “сбежала, перил не касаясь”, “показалось, что много ступеней...”)
7. Какую роль играет в обоих стихотворениях диалог? (Элемент “прозаизации”, усиливает психологическую напряжённость.)
8. Что общего в интонации обоих стихотворений? (Взволнованность, искренность, высокий накал чувств.)
9. Какой тип интонации преобладает в обоих стихотворениях: напевный или говорной? (Акмеисты читали вслух свои стихи напевая, но тип интонации, по мнению некоторых специалистов, всё-таки говорной, так как очевидна близость бытовой, разговорной речи.)
10. Какие особенности поэтического языка указывают на близость Ахматовой акмеистической установке на “прекрасную ясность”, логическую мотивировку сочетания слов? (“Тёмная вуаль”, “тёмный дом” имеется в виду буквальное значение определения; “терпкой печалью напоила его допьяна”, “беспомощно грудь холодела” романтические штампы благодаря точным эпитетам приобретают новизну, эпиграмматичность.)
15