В данной статье рассматриваются основные принципы в сфере полиязычного образования Республики Казахстан. Вместе с тем, полиязычие определяется в качестве основополагающего принципа.
Султангазинова К.Ж.,
высшая квалификационная категория,
преподаватель лицея при КазГАСА
Особенности преподавания русского языка в условиях полиязычного обучения
Т_йін
Бaл маKалада JазаKстан РеспубликасындаCы білім беру саласындаCы _ш тілде сабаK ™ткізудіS басты aстанымдары Kарастырылады. Сонымен Kатар, _ш тілде оKыту еS негізгі aстаным ретінде аныKталады.
Резюме
В данной статье рассматриваются основные принципы в сфере полиязычного образования Республики Казахстан. Вместе с тем, полиязычие определяется в качестве основополагающего принципа.
Summary
In this article, there considers main principles in the sphere of education in the Republic of Kazakhstan. At the same time, the principle of humanism is defined as one of the basic principles.
Сегодня, в век технологизации и глобализации, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания подрастающего поколения, способного к диалогу с другими культурами. Действенным инструментом подготовки молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира является полиязычие.
Наш лицей при КазГАСА является полиязычной, что обусловило организацию учителями-словесниками нового этапа поисков наиболее эффективных способов обучения родному и неродным языкам. В предлагаемой статье речь пойдет об инновационных подходах, используемых в практике преподавания русского языка в изменившихся условиях.
Какие же изменения произошли в наших взглядах на обучение и какую форму они приняли после того, как философские рассуждения «Развития критического мышления через чтение и письмо» (RWCT) укоренились в нашем сознании, и мы стали пользоваться такими стратегиями на уроках русского языка? Намереваясь проводить занятия с учетом этапов познания (восприятие, осознание, запоминание, применение), первым делом задаём себе вопрос «Как планировать урок?» и пришли к выводу, что необходимо четко и ясно представить четыре основных момента в его структуре и содержании. Это, во-первых, цель урока, во-вторых, ожидаемые на нем результаты, в-третьих, выбор стратегий и четкое представление о характере совместных действий учителя и учащегося для достижения поставленных целей, в-четвертых, проверка результатов, установление уровня освоения материала и разработка критериев готовности учащихся использовать полученные на уроках знания. Размышления над этими четырьмя основными «китами» планирования урока привели к сравнительно-сопоставительному анализу как действенному исследовательскому методу, определившему результаты.
Наряду с программой RWCT, зачастую используемые в нашей школе уроки-презентации (Power Point) с использованием интерактивной доски (флипчарты и игровые приёмы), обязательный активный раздаточный материал (Hand Out) и другие известные методики позволяют так преподнести «трудную» тему, что ученик не только вникнет в ее суть, но надолго запомнит материал и будет стараться использовать полученные знания.
Бесспорен тот факт, что в социальной среде основными умениями и навыками являются коммуникабельность и общительность. Мы на практике убедились, что применяемые нами известные технологии накладывают специфический отпечаток на развитие критического мышления и у обучаемых, и у обучающих. Стратегия критического подхода способствует творческой, коллективной работе, развивает образное и логическое мышление. Воспитывается умение комфортно чувствовать себя в различных ситуациях общения, свободно выражать собственное «Я», в большей степени проявляется терпимость, доброжелательность к окружающим, формируется стремление ставить себя на место другого, готовность к взаимопониманию. И, как результат таких умений и навыков, возрастает уровень коммуникабельности. Тот, кто соприкоснулся так или иначе с философией критического мышления, начинает все чаще прислушиваться к чужому мнению, охотно делится своими знаниями с другими. Это помогает ему легко находить общий язык как с друзьями и коллегами, так и с незнакомыми людьми.
Педагогическая деятельность учителя предполагает ежедневный поиск ответов на многие вопросы, возникающие на каждом уроке. И нам учителям, работающим в полиязычной школе, также приходится решать ряд задач, одна из которых – помочь ребенку, изучающему три языка, не только овладеть грамматическими нормами русского языка, но и стать коммуникабельным человеком, востребованной личностью, умеющей применять полученные знания в дальнейшей жизни. Готовясь к урокам, необходимо тщательно отбирать содержательный материал, продумывать его методическое обеспечение, должное внимание уделить его оснащению.
Во-первых, для каждого занятия целсообразно прорабатывать массу дополнительной литературы, подбирать иллюстративный материал, для этого иногда приходится заниматься поиском в Интернете.
Во-вторых, на стадии побуждения или активизации студентов уместно использовать стратегии «Мозговой штурм», «Ключевые слова», «Ключевые термины», «Предсказания» и т.п.
В-третьих, широко практикуем работу в подгруппах и парах (СРСП, Office-Hours), что не только позитивно сказывается на познавательной активности класса, но и освобождает время для дифференцированного подхода.
В-четвертых, новый материал лучше всего не преподносить в готовом виде, поэтому нужно тщательно продумывать организацию самостоятельных поисково-исследовательских действий учащихся.
Кроме того, домашние задания, рефлексию лучше тоже персонизировать, для чего часто обращаемся к заданиям, связанным с написанием сочинений-миниатюр, эссе, публицистических заметок.
Словарная работа, составление словосочетаний, выполнение аналитических упражнений заданий на конструирование предложений и устное рисование – все формы работы обычно обеспечены тематически однородным дидакти-ческим материалом.
Выработке личностных качеств учащихся способствует стремление поддержать слабых, умение оценивать и себя и своих товарищей, умение признавать достоинства других. Мысленно оценивая каждое из перечисленных качеств, мы могли бы назвать обладателя их совокупностью настоящим человеком.
Современные научные идеи свидетельствуют о наличии значительного комплекса педагогических подходов и принципов, которые в результате их системно-целостного изучения и целенаправленной интерпретации составили теоретическую базу концептуализации полиязычного образования, что позволило определить суть понятий «полиязыковая личность» и «полиязычное образование».
Полиязыковая личность – это активный носитель нескольких языков, представляющий собой: личность речевую – комплекс психофизиологических свойств, позволяющих индивиду осуществлять речевую деятельность одновременно на нескольких языках; личность коммуникативную – совокупность способностей к вербальному поведению и использованию нескольких языков как средства общения с представителями разных лингвосоциумов; личность словарную, или этносемантическую, – симбиоз мировоззренческих установок, ценностных направленностей, поведенческого опыта, интегрированно отраженных в лексической системе нескольких языков.
Выделение в структуре полиязыковой личности инвариантных компонентов основано на теории содержания образования (по В.С. Ледневу), а базовые компоненты обозначены в соответствии с концептом языковой личности.
Полиязычное образование – это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в эмоционально-ценностном отношении к языкам и культурам.
Структура полиязычного образования вполне применима к довузовской системе. При полновесной организации кредитной системы обучения студенту как полиязыковой личности не важно, на каком языке читается необходимый для него курс, ему важен сам курс, кроме того, для него в большей степени значимым представляется профессиональный уровень преподавателя, нежели язык предъявления курса.
Целью и ожидаемым результатом полиязычного образования выступает полиязыковая личность. Полиязычное образование, являясь следствием социокультурной трансформации современной языковой ситуации в Казахстане, предстает как инновационный процесс, который в педагогике понимается как управляемый процесс создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Основным и системообразующим документом среди вышеперечисленных является Концепция развития полиязычного образования в Республике Казахстан. Целью Концепции является разработка стратегии и тактики реализации идей полиязычия в рамках новой парадигмы образования Республики Казахстан. В связи с этим прогнозируется, что полиязычное образование явится мощным фактором и действенным механизмом:
а) повышения конкурентоспособности казахского языка как государственного, прежде всего, за счет того, что он активизируется в сфере получения специальной – профессиональной, социально-политической, культурной – информации;
б) закрепления статуса русского языка как официального языка межгосударственных отношений в странах СНГ (объективная необходимость функционирования единого языка-посредника, а в силу исторического фактора таковым является только русский язык);
в) продвижения английского языка до уровня казахско-русского двуязычия (трехъязычие – это реальность не только для элиты).
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием: оно должно стать конкурентно-способным, высококачественным, таким, чтобы выпускники школ могли легко продолжать обучение, как в вузах своей страны, так и за рубежом. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования в нашей стране является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой – обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным, и иностранными языками. В этой связи понимание значимости коммуникативной компетентности в современном обществе с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам в школе и повышении уровня речевой подготовки учащихся. Цель поликультурного и полиязычного образования заключается в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, уважающего другие культуры, умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Актуальность проблемы
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Методологические основы работы над проблемой
1. Зарубежные концепции поликультурного образования (Д. Бэнкс), межкультурного образования (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Ниен и др.), глобального образования (Р. Хенви).
2. Российская концепция «Воспитания культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» (Г.Д. Дмитриева), теоретические разработки В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой), научные разработки в области поликультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова).
3. Научные разработки в области поликультурного образования ученых НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Т.М. Гусевой, А.И. Келиной, Л.В. Сульдиной, Д.С. Щукина и др.).
4. Теории обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кулибаева Д.Н., Кунанбаева С.С., Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Халеева И.И. и др.);
5. Проблем двуязычия, взаимодействия и взаимовлияния языков, языковых ситуаций и языковой политики (Алтынбекова О.Б., Араева Л.А., Белоусов В.Н., Голев Н.Д., Губогло М.Н., Залевская А.А., Исаев М.К., Карлинский А.Е., Копыленко М.М., Костромина Т.А., Крысин Л.П., Мадиева Г.Б., Нерознак В.П., Смагулова Ж.С., Сулейменова Э.Д., Хасанов Б.Х., Шаймерденова Н.Ж. и др.);
Программы по предметам: эрзянский язык (2-5 кл.) (авторы: Е.В. Вальчук, С.Ю. Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина); английский язык (М.З.Биболетова).
Список использованной литературы:
Нормативные акты РК:
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы: Юрист, 2011.
2. Закон РК «Об образовании» от 07.06.1999 № 389 - Алматы: Юрист, 2010.
3. Государственная программа развития образования в РК до 2010 г. от 11.10.2004 г. № 1459 – Алматы: Юрист, 2007.
4. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006- 2011 гг. – Алматы: Юрист, 2010.
Научная и научно-методическая литература:
1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания: Ростов-на-Дону, 2010.
2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. // Иностранные языки в школе. 2011. № 3. С. 9 -15.
3. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград: Учитель, 2010.
4.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010.
5. Новейший психологический словарь. Шапарь В.Б. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
6. Энциклопедический словарь. Туймебаев Ж.К.: Астана, 2008.
Материалы педагогической практики:
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение,2010.
2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Приложение к журналу «Завуч», 2010.
3. Внеклассные мероприятия. Авт. Ахметова М.А. – ИЯ в школе, № 2, март-апрель 2010 г., стр.56-58.
15