Конспект урока литературы на тему ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. (5 класс)


Урок литературы 5 класс № 57.
Дата ____________________
Тема: ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
Цель: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.
Основные понятия: стихотворение, тема.
Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, иллюстрации, портреты писателей.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворения, словарная работа, прослушивание аудиозаписи.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент.
Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.       Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.
Цель этапа: актуализация знаний обучающихся.
      — Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Какое название получила в истории война 1812 г.?
Звучит песня «Священная война».
      — Почему война с германским фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?      — Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?      — Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?      — Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?
    -   Во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.      Михаил Васильевич Исаковский: песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).      Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).      Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде: сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.      Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»: поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).
2. Целевая установка.
Цель этапа: знакомство с темой, целями урока      — В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.      3. А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста».Цель этапа: анализ стихотворения.
     А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
 Б.Беседа.
      — Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?      (В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед»).      — О каком событии идет речь в стихотворении?      (Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку).
      — Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?      (Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность).В.      Словарная работа.
      Работаем с лексикой стихотворения по 1-му заданию учебника (с. 159).      — Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.      — Бедовый, из тех, что главарями у детей... — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.      — А он гвоздит — не выглянуть из башен... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.      — ...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.      — Заходим в тыл и полный газ даем.И эту пушку, заодно с расчетом,Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
Г. Продолжение беседы.      
- В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему?
( Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца).
      — Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?
      (На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).      — Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.
Д. Работа с иллюстрацией (стр. 157).
      - Прочитайте отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (2-е задание учебника, с. 158):
      «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.      На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия, война, — что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».      В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе — не только человеческое, но и горе всей русской земли.      — Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».
      4. Слово учителя.  Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.
Цель этапа: краткое знакомство с историей Брестской крепости.    -  Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833—1838 гг. для обороны западных границ России. В начале XX в. она была модернизирована. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием П. М. Гаврилова, И. Н. Зубачева, Е. М. Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.      В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой Брест».      5. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...».
Цель этапа: анализ стихотворения.
     А. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
 Б.Беседа.
      — Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»?      (Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия).      — Какая картина поразила рассказчика?      (Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.      Для детей сложно разобраться со словами: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...» Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)      — К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?      (Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу).      — «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?      (Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.      Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли»).      — Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель, в горах Урала»?      (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь).
      — О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?      (Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».      Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, — поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг — защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой).III. Итог урока.
Цель этапа: обобщение информации.
Слово учителя.
     - Стихотворение Симонова — глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей — описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, — именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.           — В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.
«Был трудный бой...»«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен...»«Тут угадай-ка, за каким домишкойОн примостился, — столько всяких дыр».«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:От дома к дому шел большой пожар».
-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?
(Не забывать имена героев)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Звучит песня «День победы».
 IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
      Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...» или А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Литература
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 2/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. коровин.-2-е издание – М.: Просвещение, 2013
Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013.