Классный час по теме:«Я — личность. Каждая личность достойна уважения».


Теоретический лицей с. Баурчи
Классный час в 8-В классе на тему:
«Я - личность. Каждая
личность достойна уважения».


Классный рук.: Тельпиз Светлана Петровна

2014-2015 уч. год
Дидактический проект классного часа.
Тема: «Я - личность. Каждая личность достойна уважения». Общая цель: Формирование. Я – концепции. Ключевые цели: Соотносить свои качества к социальным ролям. Выявить свои главные отличия от других. Операциональные цели: 1.Выяснить, что означает слово "Личность”. 2.Понять, что каждый человек-это личность, которая отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.
3. Понять, как важно уважать мнения других, быть терпимыми к окружающим. Виды воспитательной деятельности: самоанализ, беседа по вопросам, словарная работа, обсуждение ситуаций, притчи, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация «Я личность. Каждая личность достойна уважения», доска, эпиграфы к уроку, иллюстрации, словарь. Эпиграфы:
Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.   Каждый человек – особенный. Помни это!
Строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.

Ход классного часа.
1.Создание эмоционального настроя.
Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Мне сказали слово злое,Грустно стало на душе,Захотелось мне, не скрою,Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,Злое слово подбирать.Но подумала: любовьюНадо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,Не взлетала высоко,Я  взяла и улыбнулась.Стало вдруг легко-легко…
Обратите внимание на доску, я выбрала для нашего занятия следующие высказывания. Эпиграфы: Если хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других.   Каждый человек – особенный. Помни это!
Строки из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…» Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.
Учитель: Объясните смысл этих строк. (хочешь уважения со стороны, уважай и сам. Каждый человек особенный, в нем есть что-то свое, личное. Коль ты – человек, достойный уважения). Вывод :В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
Мы поговорим сегодня о человеке. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.
Перед вами лежат листы бумаги. Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я». «Мозговой штурм» (1 мин). Сын, дочь, ученик, покупатель, пешеход  и т.д.   Я – дочь, сын;Я – брат, сестра;Я – ученик, ученица;Я – сосед, соседка;Я – покупатель;Я – пешеход ит.д. Обсуждение ответов. Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.
2.Объявление темы и целей. (1 слайд) «Я – личность. Каждая личность достойна уважения», –  так и будет звучать тема нашего классного часа. Сегодня нам с вами предстоит нелегкая задача, мы должны с вами выяснить, что означает слово "Личность”. И поговорим о том, кого можно считать личностью. Понять, что каждый человек-это личность, которая отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе. (2 слайд)
3. Работа с понятиями.  – Предлагаю начать занятие с определения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному. -Вам необходимо было найти значение этого слова в разных источниках, кроме толкового словаря. Послушаем вас. ( ученик читает со словаря)
Личность – человек как носитель каких-то свойств. (С.И. Ожегов  «Словарь русского языка» 1987 г.)
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества( Советский энциклопедический словарь, 1986 г.) Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009 г.) (3 слайд)
Вывод: Можно сказать, что личность – это человек, обладающий определёнными качествами, с другой стороны,  неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь. Вывод: каждый человек- это личность, обладающий какими-то качествами, путем преодоления каких-то трудностей, подвигов. - Итак, личностью не родятся, личностью становятся. - Какие качества формируют человека как личность?( упорство, работа, знания, труд, испытания, характер…)
4. Работа в группах. Предлагаю работу в группах. 1-хужожники, 2-лирики, 3- философы.
Первой группе задание нарисовать ваше видение личности. Вторая группа постарайтесь собрать по смыслу слова, что бы получилось высказывание личность. Третьей группе аргументируйте, как понимаете слова из Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”?
(Учащиеся аргументируют, объясняют…) Вопрос 1 группе: вот таким вы видите человека, как личность. Значит, для вас важнее, чтобы он был таким… Вопрос 2 группе: вы считаете, что личность-это такой человек… Личность – это человек, который способен управлять своим поведением, деятельностью, у которого свои собственные взгляды. Вопрос 3 группе: вы так думаете, что… и я могу добавить вами сказанному.
(4 слайд)
Вывод: Если я люблю себя, как частицу Божественного, то и к другим я буду относиться также. Любить себя – значит, прежде всего, уважать свою личность, любить и принимать себя таким, какой есть.
-Ребята, а как вы относитесь к себе? - К своим товарищам, одноклассникам? - Всегда ли вы добры и отзывчивы? - А чему учит нас Библия ? – Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово "ЛИЧНОСТЬ”.
(5 слайд)
Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.
– Поднимите руки, кто считает себя личностью.
Вывод.  Чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться.
5. Творческая работа. (6 слайд)
Учитель: Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы.  Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку. Высокий балл «5».
(Ученики пишут).
 Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.
Посмотрите: оценки совпали? Наверное, нет. Почему? - А как мы должны относиться друг другу, чтобы не обидеть ближнего? - Как мы должны проявить себя по отношению к другим ? Быть толерантным.
(7 слайд)
(Быть толерантным - это означает быть терпеливым, уважать других, не взирая на различия. Быть внимательным к окружающим, понимать друг друга, уважительно относится друг к другу, независимо от нации) Вывод: должны быть терпеливыми к чужому, уважать его привычки , вкусы, манеры поведения, слушать, не перебивая…
6. Проблемная ситуация. Вопрос учителя:
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
-Какие личности тогда бывают? ( знаменитый, сильные, слабые…)
(рассуждения учащихся).
Обратите внимание на доску, узнаете этих людей? Можно назвать их личностями? А какие это личности?(успешные, сильные…). Каким путем они всего этого достигли в жизни?
Вывод: Какой бы человек личности не был, он достоин уважения.
Учитель: Ежедневно мы с вами попадаем в различные ситуации, в которых проявляются и положительные, и отрицательные качества человека: пропустил девочку вперёд, поздоровался, улыбнулся окружающим или толкнул кого-нибудь, оскорбил, буркнул что-нибудь в ответ. Но бывают ситуации более сложные.
- Предлагаю вам послушать рассказ одной девочки.
« Недавно я была с мамой в одном городе, мы шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске передвигался с виду крепкий молодой мужчина. Вдруг колесо попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Инвалид упал. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой попытались поднять мужчину. Ничего не получалось. Тогда мы обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. Инвалид просил оставить его в покое»…
- Как бы поступили вы на месте девочки и ее мамы?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?
(высказывания детей)
-Как вы думаете, чем закончится эта история?
(Продолжение рассказа)
«Но мы снова попытались его поднять. Мимо шли студенты.
–Ребята, помогите,- обратились мы с отчаянием к ним.
Студенты усадили упавшего в коляску. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на оставленного на алее инвалида.
Он плакал». - Как вы думаете, почему плакал инвалид? (высказывания детей) от горя, боли, стыда, счастья. - Как проявили себя в данной ситуации прохожие? -А что такое равнодушие?
- Равнодушие – это страшное зло нашего времени. Это черствые, озлобленные, равнодушные люди, способные предать даже ближнего, жить тяжело. Но я уверена, что добрых и отзывчивых людей на земле гораздо больше. -Что вы можете сказать о студентах? ( высказывания учащихся)
-Какой вы можете сделать вывод из данной ситуации? Учитель: А теперь, ребята, предлагаю вас посмотреть видеоролики. Подумайте и ответьте: -Почему три личности ведут себя по-разному в одной и той же ситуации? Они разные по характеру. Каким вы видите Георгия Вицина? ( трусливый, смешной..), Юрия Никулина?(смешным, радостным..), Евгения Моргунова? (безразличным, для него все равно..) (8слайд) Вывод: Три разных типа личности - три разные реакции в одной и той же ситуации. Это просто три вида личности со своими особенностями. (Включается 2 видеоролик) Подумайте и ответьте: (9 слайд) -На ком бы вы могли примерить «личность как звание»? Какой тип характера вы здесь увидели в разных персонажах? (безразличие к судьбе ученика). -Каким вы видите учителя?(агрессивный..). Учащихся? Правильно они потупили с мальчиком? (они, как стадо, им нужен пастух, который их должен вести. Мальчика?( он своим упорством, поведением достиг своих целей. Он увидел в себе человека. -Какой личностью является мальчик? (сильной). -Что значит, видеть человека в человеке?( человек – это не только его внешнее проявление, но и совокупность личных качеств, характеров). Наполеон Бонапарт с детства вел себя, как личность. Это уже не просто особь с особенностями, это - звание способа жизни! -От чего еще зависит, человек какой личностью он стал?( От того, как он себя проявит в жизни). Вывод: Личность может ломаться, личность могут сломать, и тогда человек становится слабой личностью...
(10 слайд)
7. Вопросы для обсуждения: Ребята, подумайте и ответьте на вопросы
1 группа.
Назовите качества настоящей личности.
Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью? 2 группа. Какие качества личности необходимо развивать, чтобы добиться в жизни успеха? В чем, с вашей точки зрения, заключается красота человека?
3 группа.
Зачем человеку другие люди?
Как бы вы ответили на вопрос: «В чем смысл жизни?»

8.Определение качеств. У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные и избавляться от отрицательных качеств.
Возьмите карандаш и напишите, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить, и от каких отрицательных бы избавились, и почему.
(выслушивание и обсуждение ответов учащихся).
Ребята, как вы думаете, как можно избавиться от отрицательных качеств?
9. Видеоролик- притча. « Что мы должны изменить». Посмотрите и скажите, какие жизненные ценности нас волнуют, что для нас важнее.
Упражнение “Письмо самому себе”.
- Предлагаю вам написать письмо самому себе. У вас на столах лежат заготовки писем, которые вам надо написать.
Я,____________________________________________________________________, осознаю, что:
Мне нравятся мои следующие черты: ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Я очень хочу расти и развиваться.
И очень горжусь своими достижениями (напиши какими) _________________________________
______________________________________________________________________________________
Но я не буду останавливаться и хочу идти дальше к новым целям (каким)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Я также признаю, что могу выбирать друзей, собственное дело, распоряжаться своим временем, могу побыть один или с другими людьми — как захочу, однако всегда с пользой для самого себя и других людей.
Я уважаю следующих людей: __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Они помогают мне жить, и я намерен постоянно выражать им признательность за то, что они есть.Я люблю следующие дела: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________И я намерен более настойчиво и полно заниматься ими.
Я сумею в себе воспитать______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10.Рефлексия (10 слайд)

-О чем мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали?
-Какие выводы для себя сделали?
11.Заключительное слово учителя.
Однажды наставник Пути сказал своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто не достоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения». Звучит песня на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»)