Программа по развитие речи
Образовательная область «Речевое развитие»
Пояснительная записка
Особое значение имеет средний возраст 4-5 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей идет становление качественной стороны речи. Появляется контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих. К этому времени владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, появляется возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а так же получить необходимую информацию. Именно со среднего возраста ставится задача обучение детей связной речи. В средней группе отрабатывается речевое оформление диалогов в ситуациях приветствия, обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, приглашения. Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде своеобразного диалогического тренинга. Прекрасными моментами для проведения подобного тренинга являются традиции группы (приветствие, подведение итогов дня, прощание и др.); экскурсии (обязательным моментом любой экскурсии является отработка речевого этикета и культуры поведения); специальная организация детей для выполнения заданий и поручений (парами, подгруппами). Для пополнения речевого оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений. В средней группе дети занимаються в составе больших подгрупп и всей группой. Данная программа разработана на основе программы « От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная деятельность по развитию речи проводится длительностью до 20 минут один раз в неделю, 36 раз в год.
Цель:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Особенности развития детей целевой группы;
В среднем возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно- следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Формы работы;
Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельности, фронтально и подгруппами.
Планируемые результаты и система оценки индивидуального развития детей.
-значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
-активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
-осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
-осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
-рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
Развитие речи
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Содержание воспитательно-образовательной работы
№ содержание воспитательно-образовательной работы Деятельность, где данная
тема является основной
1 Пересказ литературно-художественного произведения 4
2 Звуковая культура речи 4
3 Беседа по теме 7
4 Рассказывание по сюжетной картине 13
5 Заучивание стихотворения 4
6 Описание предмета, картины 4
Всего 36
Перспективное календарно-тематическое планирование
Месяц Тема организационной деятельности Программное содержание
Сентябрь Рассказывание по картине « Осень» Учить составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно.
Пересказ литературно-
художественного
произведения об осени Учить понимать нравственный смысл произведения, пересказывать содержание
эмоционально.
Описание игрушек «Овощи» Учить детей правильно называть овощи. Самостоятельно описывать.
«Рассказывание о фруктах» Учить составлять описание фрукта. Называть характерные признаки.
Октябрь Описание сюжетных
картинок « Обувь» Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию.
Рассказывание о действиях и качествах предмета в диалоге Развивать навыки диалогической речи, общение в парах друг с другом, со взрослыми.
Звуковая культура речи: звуки с и сьОбъяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении
Рассказывание о родном городе Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре.
Ноябрь Звуковая культура речи: звук ц Упражнять детей в произнесении звука (ц). совершенствовать интонацию выразительности речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука (ц).
Описание игрушки Учить составлять короткий описательный рассказ по игрушке. Самостоятельно описывать игрушку.
Рассказывание по картине «Мама моет посуду» Учить составлять рассказ по картине. Укреплять артикуляционный аппарат. Закреплять представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине.
Декабрь Рассказывание по набору
игрушек
«Дикие животные»
Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять навыки правильного произношения звука (с) в словах и фразах.
Беседа по сюжетным
картинам « Зима» Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию.
Заучивание стихотворений о зиме Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать стихотворения.
Рассказывание по картине «Таня не боится мороза» Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану предложенному воспитателем; выделять звуки в слове; подбирать слова на заданный звук.
Январь Пересказ литературно-
художественного произведения о зиме. Учить понимать нравственный смысл произведения, пересказывать содержание.
Беседа по сюжетным картинам « Зимние забавы» Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова.
Заучивание стихотворений о зиме и зимних забавах Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать стихотворения.
Рассказывание по набору предметов Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.
Февраль Рассказывание по картине «Куры» Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию.
Беседа о домашних животных. Д/и «Назови правильно» Формировать представления о домашних животных. Сообщить новые сведения о животных. Учить правильному произнесению детенышей домашних животных.
Звуковая культура речи: звук ш
Показать детям артикуляцию звука (ш), учить четко произносить звук; различать слова со звуком (ш).
Беседа о транспорте Обогатить и уточнить представления о транспорте; понимание общественной значимости труда шофера, водителя.
Март «Рассказывание по набору игрушек» Семья.
Формировать первоначальное представление о семье.
Беседа по сюжетной
картине « Весна» Учить составлять короткие рассказы по картине. Закреплять умение самостоятельно подбирать слова.
Пересказ литературно-
художественного произведения о весне Продолжать формирование навыков связной речи. Учить подбирать правильные по смыслу слова. Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответственной интонацией.
Рассказывание о
прфессияхПродолжать учить описывать профессии. Учить выделять голосом определенные слова.
Апрель Заучивание стихотворения
Г. Лапдонщикова «Весна» Учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства, развивать образность речи, творческое воображение
Звуковая культура речи: звуки р, рьУпражнять детей в четком и правильном произнесении звука р.
Пересказ литературно-
художественного произведения Учить подбирать правильные по смыслу слова. Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответственной интонацией.
Беседа о нашем городе Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.
Май Рассматривание и описание иллюстраций, картинок к 9 Мая Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке. Четко и правильно произносить сочетание звуков.
Заучивание
стихотворения
Е. Благининой «Черемуха» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средство выразительности; развивать образность речи детей.
Беседа по теме «Насекомые» Познакомить с названиями насекомых, упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Рассказывание на тему
« Лето» Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.
Список литературы
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010
М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Развернутое перспективное планирование. Средняя группа. – Волгоград