Обобщающий урок по химии в 9 классе по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»


Тема урока:
Обобщение знаний по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»
Цели урока:
Повторить основные вопросы темы.
Выполнить задания на закрепление данной темы, активизируя знания по ранее изученному материалу.
Развивать умения логически мыслить и делать выводы.
Оборудование и материалы:
ПСХЭ Д.И. таблица относительных электроотрицательностей химических элементов.
Базовые понятия и термины урока:
Периодический закон, химический элемент, период, группа, порядковый номер, электронная формула.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Структура урока
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Обобщение и систематизация знаний
Домашнее задание
Подведение итогов урока
Ход урока
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Фронтальная беседа по вопросам:
По каким признакам можно классифицировать химические элементы?
Можно ли провести чёткую границу между металлами и неметаллами?
Какие элементы носят название амфотерных? Приведите примеры элементов с переходными свойствами.
Какие группы сходных по свойствам элементов вам известны? В чём их сходство?
Почему открытый Д.И. Менделеевым закон назван периодическим? Что положил Дмитрий Иванович в основу своей классификации химических элементов?
Какую формулировку открытому закону дал Д.И. Менделеев? Почему эта формулировка не соответствует современным представлениям?
Что такое периоды? Какие периоды называются большими, а какие – малыми?
Как изменяются свойства химических элементов в периодах?
Дайте определение группы. Какие группы называют главными, а какие – побочными?
Как изменяются свойства химических элементов главных подгрупп?
Каково строение атома? Каков состав атомных ядер?
Что такое нуклиды? Приведите примеры.
Почему атомная масса большинства химических элементов выражается дробным числом?
Каков физический смысл порядкового номера химического элемента?
Что вам известно о состоянии электронов в атоме?
Запишите электронные формулы атомов натрия и хлора.
Обобщение и систематизация знаний по теме
(игра – соревнование двух команд)
«Кто больше?»
А) Назовите наибольшее количество элементов-металлов за 2 минуты.
Б) Назовите наибольшее количество элементов-неметаллов за 2 минуты.
Выигрывает та команда, которая больше назовёт.
«Выбери меня».
А) Найти электронную формулу атома азота среди предложенных формул и записать её на доске:
1) 1s22s22p21s21s5; 2)1s22p5; 3)1s2p5; 4)1s22s222p3.
Ответ: 4)
Б) Найти электронную формулу атома кислорода среди предложенных формул и записать её на доске:
1) 1s22s23s23p2; 2)1s22s23p4; 3) 1s2; 4)1s22s22p4.
Ответ: 4)
«Ваша версия».
А) Даны изотопы: 5123V; 115B; 2311Na; 24 12Mg. Найдите среди них изотоп, у которого относительная атомная масса равна 23 и ядро содержит 11 протонов. Рассчитайте количество нейтронов в ядре этого атома. Сколько электронов в этом атоме?
Б) Даны изотопы: 18 9F; 40 20Ca; 91 40Zr; 40 18Ar. Найдите среди них изотоп, у которого относительная атомная масса равна 40 и ядро содержит 18 протонов. Рассчитайте количество нейтронов в ядре этого атома. Сколько электронов в этом атоме?
«Химическая эстафета».
А) Кто быстрее выполнит предложенную схему:
Cl2 HCl NaCl AgCl (1 команда).K KOH K2SO4 BaSO4 (2 команда).Б) Кто быстрее изобразит электронные формулы элементов.
№ 9 и № 18 (1 команда). № 11 и « 15 (2 команда).
В) Кто быстрее выполнит вычисление.
Элемент находится в 7 группе. 1 л его летучего соединения с водородом при н.у. имеет массу 1,63 г. Назовите элемент. (1 команда)Элемент находится во 2 группе. 3*1023 молекул его гидроксида имеют массу 29 г. Назовите элемент. (2 команда).
Г) Кто быстрее заполнит таблицу.
1 команда. Какими особенностями строения атомов обусловлены металлические свойства элементов. Опишите эти свойства на примере двух элементов 3 периода, заполнив таблицу:
Элементы Форма существования
В свободном состоянии В оксидах В гидроксидахФормулы Характерные свойства (уравнения реакций) Формулы Характерные свойства (уравнения реакций)
2 команда. Какими особенностями строения атомов обусловлены неметаллические свойства элементов. Опишите эти свойства на примере двух элементов 3 периода, заполнив таблицу:
Элементы Форма существования
В оксидах В гидроксидахВ соединениях с водородом
Формулы Характер-ные свойства (уравне-ния реакций) Формулы Характер-ные свойства (уравне-ния реакций) Формулы
Характер-ные -свойства (уравне-ния реакций)
При проведении химической эстафеты все задания даются командам сразу, чтобы привлечь наибольшее количество участников. Оговаривается время. За каждое задание определяется количество очков.
«Химический хоккей».
«Нападающий» одной команды задаёт вопросы, «защитник» другой – отвечает.
Примерные вопросы 1 команде:
Какой элемент имеет следующее строение атома: 2,3?
Каким элементам соответствует формула водородного соединения Н3Э. Перечислите.
Элемент какой группы имеет следующее строение атома: 2,8,7?
Сколько электронных оболочек имеет элемент № 31?
Сколько нейтронов в ядре химического элемента № 32?
Примерные вопросы 2 команде:
Сколько электронных оболочек у элемента кремния?
Сколько протонов у элемента № 13?
Сколько электронов имеет элемент № 19?
Элемент какой группы имеет строение атома: 2,8,5?
Назовите элементы, у которых формула высшего оксида Э2О3.
«Объясни увиденное».
1 команда. К бесцветному раствору щёлочи прильём бесцветный раствор фенолфталеина. Наблюдаем малиновое окрашивание. Прибавляем раствор кислоты. Окраска исчезает. Почему? Запишите уравнение реакции.
2 команда. Двое учащихся проводят реакцию между сульфатом алюминия и гидроксидом натрия, используя одинаковые растворы, но сливая их в разной последовательности: первый – к раствору щёлочи прилил раствор соли; второй – к раствору соли прилил раствор щёлочи. Какие явления наблюдали учащиеся при этом? Почему? (в первом случае осадок стойкий, во втором – образуется и быстро исчезает).
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»
Подведение итогов урока.