Игра-зачет «ПСХЭ и строение атома» для студентов 1 курса СПО не химических специальностей
Зачет по теме: «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.
Строение атома»
Ходырева С.А.
Цель урока: Обобщить, систематизировать знания и выявить уровень усвоения изученной темы.
Задачи:
Образовательные:
1. Установить степень усвоения основных положений темы:
2. Закрепить понятия химической связи, видов химической связи, свойств химической связи, типов кристаллических решеток.
3. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков самостоятельной работы учащихся
Воспитательные:
1.Развивать познавательные интересы учащихся;
2.Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
3.Формировать ответственное отношение к труду; воспитывать умение общаться и работать в сотрудничестве
Развивающие:
1. Развивать умение использовать химическую терминологию
2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
3. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
Методические приемы обучения:
Имитационно-ролевой (организационно-мыслительная игра), творческий, развивающий с использованием интерактивной доски и компьютера.
Тип урока:
Урок- познавательная игра.
Оборудование и дидактические материалы:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, кроссворды, карточки с заданиями, карточки с лабиринтами, задания и учебники для коррекции знаний, оценочные листы для каждой команды.
Примечание:
Группа делится на игровые команды, состоящие из учащихся с разным уровнем сформированности учебных умений и навыков и уровнем мотивации. Участниками команд выбирается капитан, который будет координировать деятельность команды и отмечать в оценочных листах активность участников, которая будет учитываться при выставлении оценки.
Ход урока
Этап урока
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент.
(5 мин)
Мотивационный момент – учитель делает введение к уроку.
Цивилизация планеты Химиков решила погубить нашу цивилизацию, потому что считает землян глупыми и ленивыми существами. Инопланетный разум похитил и разбил на части графическое отображение «закона природы нашей планеты»- периодическую систему, в которой отражен смысл мироздания. Уничтожив ее, они вызовут деградацию землян. Но инопланетяне дают нам шанс доказать, что люди достойны лучшей участи. Они выбрали вас и предлагают вам войти в виртуальную реальность и пройти ряд испытаний. Пройдите и Земля будет спасена. Готовы спасти родную планету? У вас есть 130 минут на то чтобы найти и собрать воедино периодическую таблицу.
Слушают, настраиваясь на предстоящую групповую работу
1 этап «Вход в систему» (15 мин)
Настройка на работу – учитель объясняет условия игры
Прежде всего, инопланетяне хотят проверить, стоит ли вам вообще проходить эти испытания. Поскольку это виртуальное путешествие, попробуйте расшифровать слово пароль для входа в систему, но для этого необходимо решить кроссворд. (кроссворд проецируется на интерактивную доску, а после выполнения задания заполняется участниками команд)
Не расшифровали
Расшифровали
Попали в плен к инопланетянам
(получают задания для коррекции знаний по теме)
Попали внутрь системы (продолжают игру)
Работают в группе разгадывают кроссворд, после завершения этапа вписывают ответы в сетку кроссворда на интерактивной доске.
Если кроссворд не разгадан группа получает задания для повторения и коррекции пробелов в знаниях по теме, и далее работает с использ
°ованием различных источников информации.
2 этап «Период и группа» (25 минут)
Игра – учитель организует и контролирует участие групп в изре.
Итак, вы находитесь внутри системы и получаете первую часть периодической системы. Как известно периодическая система состоит из горизонтальных и вертикальных рядов. По какому пути вы пойдете? (при помощи системы для электронного тестирования проводится выбор «пути» по которому «идет» команда.
Каждый из вас должен ответить на один из предложенных вопросов, за правильный ответ вы получаете инопланетные деньги (химы), за шесть химов вы можете купить вторую часть периодической таблицы.
Получают задания в зависимости от выбранного «пути», работают в группе, обсуждают ответы на предложенные вопросы. По истечению времени каждый участник команды устно отвечает на один из предложенных вопросов, если ответ верен, то игрок приносит своей команде «хим»
3 этап «Элемент» (15 минут)
Продолжение игры – учитель включает учащихся в дальнейший ход игры.
Итак, вы прошли по выбранным дорогам к элементам, а значит к следующему испытанию.
У вас на столах лежат индивидуальные задания, которые вы выполняете самостоятельно в тетрадях.
Выполняют индивидуальное письменное задание в тетрадях.
4 этап «Химическая связь» (15 минут)
Завершение игры – учитель объясняет условия завершения игры.
Итак, вы почти собрали периодическую систему, но вам еще предстоит выкупить у инопланетян еще одну часть и выйти из системы.
Каждой команде необходимо вспомнить все известные виды химических связей, отвечая на вопросы и выписывая из ответа только указанную букву (вопросы проецируются на доску и находятся на столах)
Обсуждают в группе предложенные вопросы, записывают в тетрадь ответ, отмечают нужную букву, из получившихся букв строят слово. Команда первая выполнившая задание правильно получает последний фрагмент ПСХЭ.
5 этап «Выход из системы»
(10 минут)
Выход из системы – учитель руководит процедурой выхода из игры.
Вам удалось спасти Землю и собрать воедино ПСХЭ, но вам предстоит покинуть виртуальный мир, пройдя по лабиринту и записывая цифровую последовательность ходов, это и будет код для выхода.
Лабиринт проецируется на доску и находится на столах.
Сообща проходят лабиринт записывая ходы в тетрадь, та команда которая справилась с заданием первой получает право «вывести» всех остальных из системы, показывая на интерактивной доске маршрут выхода из лабиринта, все остальные команды проверяют правильность, дополняют, дают рекомендации.
6 этап «Рефлексия» (5 минут)
Подводятся итоги урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
После проведения рефлексии собираются тетради и оценочные листы, оценки объявляются на следующем уроке.
По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1 сегодня я узнал
2 было интересно
3 было трудно
4 я выполнял задания
5 я понял, что
6 теперь я могу
7 я почувствовал, что
8 я приобрел
9 я научился
10 у меня получилось
11 я смог
12 я попробую
13 меня удивило
14 урок дал мне для жизни
15 мне захотелось
15