Развитие быстроты и ловкости на уроках физической культуры в начальной школе
-172085-170180Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370
Развитие быстроты и ловкости на уроках физической культуры в начальной школе
Автор: Доценко Валентина Евгеньевна
Учитель физической культуры
Доценко Валентина Евгеньевна,
учитель физической культуры МБОУ СОШ №17
г.Петропавловск Камчатский, Камчатский край
Актуальность темы.
«Подвижный, быстрый человек гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век, подвержен всем изъянам»
Эта цитата очень подходит для темы нашего разговора. Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия – снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. С годами риск приобретения разного рода заболеваний возрастает, поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни особенно важна.
Уроки физической культуры позволяют развивать основные физические качества, способствуют расширению функциональных возможностей организма и содействуют нормальному физическому развитию школьников. В этой работе я хочу уделить внимание развитию быстроты и ловкости, так как младший школьный возраст является самым благоприятным для развития этих необходимых качеств.
Особенности развития двигательных качеств у школьников.
Программа по физической культуре для учащихся средней образовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных качеств. В каждом её разделе, посвящённом формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных качеств. Необходимо ориентироваться на этот материал и, выделять на каждом уроке от 8-ми до 20-ти минут времени на развитие двигательных способностей.
. Целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных способностей у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Практика показала, что различные двигательные качества развиваются не одновременно и неравномерно. Высокие темпы роста двигательных способностей приходится у девочек на более ранний возраст, чем у мальчиков. В начальной школе нужно обратить особое внимание на развитие быстроты и ловкости, так как в этом возрасте можно очень эффективно развивать эти качества.
Развитие быстроты.
Быстрота движений рассматривается, как способность ребёнка совершать движения, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают три формы качества быстроты:
- быстрота двигательной реакции;
- быстрота отдельных движений;
- быстрота выполнения нескольких движений;(2)
На уроках необходимо использовать не только специальные упражнения для развития этого качества, но и подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий и т.д. Ведущим методом является метод повторного скоростного упражнения. Обычно продолжительность выполнения упражнений на быстроту не превышает 5-10-ть секунд. Эти упражнения предлагаются учащимся во вводной или в начале основной части урока.
Степень сложности упражнений и заданий, используемых для развития быстроты двигательной реакции, будет зависеть от возраста и того учебного материала, который осваивается школьниками на уроках физической культуры. Не следует предлагать учащимся новых, плохо освоенных движений и действий в качестве упражнений на быстроту.
Быстрота отдельных движений наиболее полно проявляется в процессе выполнения мелких движений руками. Это особенно ярко проявляется у детей в играх, связанных с передачей, метанием и ловлей предметов (мячей); в играх на внимание, а также в упражнениях, которые требуют быстрого реагирования на какой -либо сигнал.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Игровые задания и подвижные игры: "Таракан", челночный бег , встречная эстафета, "Переправа", "Невод", "Колдунчики", "Пустое место", "Кошки мышки"(1). Огромное количество эстафет также является хорошим средством для развития этого качества.
Развитие ловкости.
Ловкость – это способность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Основа ловкости – подвижность двигательного навыка. В то время как другие двигательные качества можно развивать посредством относительно простых физических упражнений, для развития ловкости привлекаются упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше всего проводить в начале основной части урока. Объём упражнений для развития ловкости в рамках одного урока должен быть незначительным, в то время как проводить их следует по возможности на каждом уроке.
Для развития ловкости, необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровки.
Игровые задания и подвижные игры: "Цапля","Попади в кольцо", "Метко в цель", "Не потеряй мяч", "Школа мяча", "Третий лишний", "Голова и хвост", "Падающая палка", "Перестрелка", "Охотники и утки", "Мяч в корзину" и "Передал - садись"(1).
Оценка уровня развития двигательных качеств школьников.
Учитель физической культуры должен осуществлять педагогический контроль за уровнем развития двигательных качеств учащихся, учитывать данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений. По мере прохождения учебного материала программы учитель должен проводить проверочные испытания по технике освоения различных двигательных действий. В комплексной программе для определения быстроты используют тест – бег на 30 метров, а для определения координационных способностей- челночный бег.
Систематическая оценка уровня физической подготовленности детей позволяет вести планомерную работу с физически слабыми учениками, своевременно вовлекать этих детей в группы общей физической подготовки, специальной группы и группы лечебной физической культуры. А физически одарённых школьников следует направлять для занятий в секции по видам спорта.
Список использованной литературы:
1. Коротков И.М. Подвижные игры для детей. Москва. « Советская Россия». 1987.
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. Физкультура и спорт. 2003.