Использование адыгейских национальных игр для развития скорости, прыгучести и ловкости на уроках физической культуры.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 х. ШунтукПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по физической культуре в 4 классе

«Использование адыгейских национальных игр для развития скорости, прыгучести и ловкости»
Провел:
учитель физической культуры
Скляров Алексей Петрович
Цель урока: Развитие физических качеств учащихся начальных классов на основе адыгейских национальных игр.
Задачи: 1.Развитие координационных способностей

2.Закрепление в игре двигательных навыков, овладение учащимися элементами техники бега и прыжков

3.Воспитание дисциплинированности, ответственности перед коллективом, чувства товарищества, дружелюбия.
Место проведения: спортивная площадка.
Инвентарь: малые мячи, теннисные мячи, длинная веревка.
Контингент учащихся: 4 класс
№ Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
1 2 3 4
I
1.
2.
3.
4.
5.
II
1.
2,


3.
III
Подготовительная часть
Построение, приветствие, объяснение задач урока.
Ходьба на носках руки в стороны, на пятках руки за головой, в полуприсяде руки на поясе
Адыгейская национальная игра «Журавли -журавушки» . Дети выстраиваются в цепочку. Лицом к ним стоит матка. Сначала в медленном темпе, затем во все ускоряющемся, колонна движется, выполняя команду вожака. Дети подражают движению змеи, лягушки и т. д.
Ходьба, восстановление дыхания.
ОРУ с малыми мячами
1)ИП- мяч в руках внизу
1-2- поднимаясь на носки, левую ногу назад на носок, руки вверх прогнуться.
3-4 – вернуться в ИП;
5-8- то же правой ногой
2)ИП- ноги врозь. Руки в стороны, мяч в правой руке
1- наклон влево, передать мяч в левую руку
2-вернуться в ИП
3- то же в другую сторону
4- вернуться в ИП
3)ИП-то же
1-3 – наклоняясь вперёд, передать мяч под ногами «восьмёркой»
4- выпрямиться в ИП
5-8 – то же в другую сторону
4) ИП – выпад на правой ноге, мяч в руках вверху
1-3- выпад на правой ноге с покачиванием
4- прыжком поменять ноги
5-8- то же с левой ноги
5)ИП – основная стойка, руки с мячом внизу; 1- приседания, поднять руки вверх, 2- вернуться в ИП
6)ИП – то же
1- мах правой ногой назад, руки с мячами вверх
2- ИП; 3-4- то же левой ногой
7) ИП- основная стойка
Прыжки на месте, бросание мяча в пол и ловля двумя руками с отскока.
8)ИП- мяч на полу с правой стороны.
1- прыжок вправо через мяч двумя ногами
2- то же влево.
Игра «КЪРУ- МЭЩ» ( « Лебеди и просо» ) Подготовка: Численность игроков не ограничена.Выделяются два участника, которые выбирают себе псевдонимы( «солнце», «серебро», «луна « и т. д. ). Все желающие играть строем проходят в одну линию под соединенными вверху руками этих двух. Замыкающего задерживают и узнают , к какому из двух игроков он пойдет в команду. Таким образом определяются все играющие , и образовываются две команды. Чертится на земле штрафная линия. Необходимо наличие веревки или жерди длинной 2- 2.5 метра. Описание игры: В каждой команде берутся за пояс друг друга все участники , а впереди находящийся держится за концы веревки или жерди. По команде игроки начинают перетягивать друг друга за штрафную линию. Выигрывает та команда, которая заставит своих соперников перейти штрафную линию.
10) Дыхательное упражнение «Гуси шипят»
И. п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-4. Наклон вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе: ш-ш-ш;
5-8- вернуться в и. п.(вдох) .
Основная часть
«IAХЪО» ( Пастух ).
Играющие делятся на две команды. Первая команда – « волки», вторая – « стадо коров » . Выбирается « Iахъо « ( пастух ) . Для охраны стада в руках «пастуха» кнут –веревочка .Очерчивается круг , чтобы стадо могло свободно перемещаться в нем. Когда «пастух» загоняет «стадо» домой ( в круг ) , то на них нападают « волки « , но «коровы» сопротивляются и даже затаскивают их к себе в дом. «Пастух» подбегает и «убивает» «волка», дотрагиваясь до них кнутом.
«ШЫУ» ( «Всадник»)
Игроки распределяются по парам. Отмечается линия старта, на расстоянии 20 м. проводится линия финиша. По команде первый игрок – «конь»- вытягивает руки назад-вниз , второй – «наездник»- берет за руки его. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары соревнуется с победителем другой . Побеждает пара, которая ни разу не проиграла забег.
« ШЭКIO ЩЭРЫУ” ( Меткий стрелок).
На ровной площадке чертится 2 круга диаметром около двух метров за квадратом длиной 7 на 15 м. Любым способом определяются два охотника ( шакIо ). В руках одного из них находится теннисный мяч.
ШакIo ,находясь в своем «унэ» ( доме ), должен попасть в игроков , пробегающих коридор.
Заключительная часть
1.Ходьба на месте с хлопками в ладоши и коллективным счётом, чередуясь (первые четыре счёта хлопают и считают дети, остальные – учитель и т.д.).
2. «Карлики и великаны»
По команде учителя «великаны» игроки должны выпрямиться, поднять руки вверх, по команде «карлики» - присесть, как можно ниже.
3. Подведение итогов занятия, объявление отличившихся учеников. 1’
1’-2’
(2-3 раза)
4-6р
4-6р
4-6р
2-4р
6-8р
4-6р
16р
10-12р
3-4 р.
2- 4р.
3 р.
2-4 р.
2-3 р.
4 р.
4- 5 р. Равнение
Равнение в колонне, соблюдать дистанцию, следить за осанкой
Учащиеся должны крепко держаться за руки чтобы «цепочка» не порвалась, точно повторять движения ведущего, бежать «след в след». Игра останавливается, если «цепочка» порвалась и выбирается новый ведущий.
Не наклоняться вперёд, не сгибать колени.
Не сгибать колени
Держать спину прямо
Держатьспину прямо, пятки от пола не отрывать
Максимальное отталкивание, мягкое приземление
Перетягивать можно только держась за пояс противника
Толкать только своего соперника по паре нельзя.

Дыхание через нос.
Следить координацией движения по сигналу.
« Волк» ,которого затащили в дом , выбывает из игры. « Корова», которую вытащили из дома, выбывает из игры. «Волки», которых ударил «пастух» кнутом, превращаются в «собак» , они помогают «сторожить» стадо.
Нельзя толкать соперника во время движения.
Дотрагиваться до мяча , летящего или лежащего , имеет право лишь охотник. Выбитый игрок заменяет охотника, а тот ,который его выбил, занимает место в коридоре. Выигрывает тот ,который преодолеет коридор большее количество раз за определенный промежуток времени.