Доклад «Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно отсталого обучающегося в условиях школы-интерната»
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно отсталого обучающегося в условиях школы-интерната»
( выступление на семинаре по дефектологии)
Подготовила:
учитель русского языка
Жданкина И.Н.
2017 г.
«Самый высокий результат образования — толерантность»
Хелен КеллерС каждым днем все увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.
Толерантность – это новое модное слово, которое широко используется в печати и педагогической литературе, но что оно означает?
В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Толерантность имеет почти одинаковый смысл во всех языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великодушным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого, таким, какой он есть.На мой взгляд, наиболее точное и ёмкое понятие дал заведующий кафедрой психологии МГУ профессор А.Г. Асмолов - «толерантность»- это искусство жить в мире непохожих людей».
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.
Особая роль в формировании толерантности принадлежит, безусловно, педагогам. Перед нами стоит сложная задача: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе образования.
Развитие толерантности как важного качества личности в ее ценностном отношении к окружающему миру: признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность - важная составляющая нравственной основы личности.
Проблема формирования толерантности у умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии.
Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Воспитанники коррекционных школ менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Часто наблюдаются у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты — обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет у них необходимые привычки.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный и может быть реализован как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Мы должны научить ребенка правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Смысл деятельности педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:
к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
к проявлению педагогами толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность учеников;
к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды ;3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах и методах воспитания толерантной личности.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий.
Через какие приёмы можно формировать толерантность?
— Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
— Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
— Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
— Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Важная воспитательная задача — помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
В нашей школе-интернате есть старшие дети и младшие, есть здоровые и есть больные (например, с нарушением координации и т.п.), среди взрослого персонала есть молодые и люди старшего возраста. Но многие наши дети не замечают возраста окружающих, не соотносят их возраст, здоровье, силы. Сам ребенок не может осознавать чужого возраста, болезни, но если ему объяснить, научить его считаться с состоянием другого человека, то тогда он научится помогать малышам и взрослым. Если ему указать на это, то чаще всего он с удовольствием будет браться помогать, будет сопереживать чужому горю, т. к. во многих поступках ребенка с умственной отсталостью нет злого умысла.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми и т. п.). Педагог подсказывает детям «добрые», «хорошие» поступки.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. В этом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
Основой их формирования является прежде всего повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь также должна стать объектом внимания педагогов. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача педагогов.
Одним из средств формирования толерантности и влияния на мировоззрение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является этическая беседа. Тема беседы зависит от возрастных особенностей детей, от уровня их нравственной подготовленности.
Особенность проведения этических бесед заключается в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы .Также могут широко использоваться уроки нравственности. Уроки нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности.
Для наших воспитанников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать воспитанникам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. На этом этапе классные руководители вместе с воспитателями формируют и развивают чувство сплоченности классного коллектива, обучают детей взаимодействию при решении проблем в коллективе, разделению труда при выполнении заданий, воспитывают у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, а также формируют традиции классного коллектива. Формировать толерантность у умственно отсталых школьников необходимо постоянно, в течение продолжительного времени, на всех уроках, в процессе игровой деятельности, на примере жизненных ситуаций, близких детям, на внеклассных занятиях, при проведении режимных моментов. Чтобы у детей с нарушенным интеллектом «сердце становилось умным, а ум добрым», от педагога постоянно требуются огромные усилия, тщательная подготовка к каждому уроку, мероприятию.
В заключение своего выступления , я хотела бы процитировать высказывание древнеримского философа Сенеки : «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого»