Буклет Рекомендации по выполнени артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.








Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.







Список использованной литературы:

1.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Т. А. Куликовская Москва, ГНОМ и Д, 2007 г.- 64 с.
2.Артикуляционная гимнастика: Е. А. Пожиленко Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г.- 92 с.
3.Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.
4.Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук Москва, Литера, 2007 г.- 64 с.
5.Уроки логопеда для всей семьи: Е. С. Анищенкова, В. И. Мирясова Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.- 176 с.















«Для чего нужна
артикуляционная гимнастика»












Подготовила:
учитель-логопед Федоренкова Е. Г.





Южноуральск
2016
Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.










РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.
2. Каждое упражнение выполнять по 5 – 7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по счету от 5 до 10 – 15 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
6. Взрослый показывает выполнение упражнения.
7. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.













Упражнения для губ
1. «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. «Хоботок»- Вытягивание сомкнутых губ вперед.
4. «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. «Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка
1. «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. «Чашечка» - Рот широко открыт. Передний и бо ковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
3. «Иголочка» - Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
4. «Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
5. «Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
6. «Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
7. «Почистить зубы» - Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
8. «Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.



Заголовок 215