Статья Социализация умственно отсталого ребёнка в условиях интернатного учреждения
Социализация умственно отсталого ребёнка в условиях интернатного учреждения
В социализации умственно отсталого ребенка особое значение имеет его полноценная подготовка к жизни. В Декларации о правах умственно отсталых лиц, особо оговорено право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для возможности воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания, в период обучения в школе или интернате. Поэтому проблема социальной реабилитации умственно отсталых детей является актуальной. В нашей школе функционирует 3 группы интерната, где проживают 32 воспитанника: смешанная группа (младший школьный возраст), группа девочек и группа мальчиков. Дети из разных близлежащих населённых пунктов Саяногорска. Работают 2 группы продлённого дня по 12 человек в каждой. Дети 1-х классов и во второй группе дети 2-3 классов.
С детьми ведётся целенаправленная работа по трудовому, умственному, физическому развитию воспитанников, организации их досуговой деятельности. Уделяется внимание социализации детей, подготовке их к полноценной жизни.
В качестве средств социальной реабилитации педагоги используют: а) средства учебной деятельности: познавательные мероприятия с элементами соревнования и т.п.; б) средства внеклассной работы: занятия по морально-нравственной тематике, знакомство с увлечениями товарищей, знакомство с жизнью за рубежом, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, почту, в магазин, аптеку; в) средства организационной работы: организация взаимопомощи в коллективе группы, хозяйственная работа. Изучая результаты деятельности учащихся, отчёты о деятельности работы интерната и групп продлённого дня за прошлые годы, наблюдения на уроках, внеклассных мероприятиях позволили педагогам работать по системе социальной реабилитации умственно отсталых детей.
Цель: Подготовка умственно отсталых детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. Педагоги интернатного учреждения работают над следующими задачами: 1) создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в ученическом коллективе; 2) обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребёнка в условиях школы-интерната и внешкольного пространства; 3) вооружение учащихся знаниями о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах; 4) развитие умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускника во взрослое общество; 5) сообщение знаний о различных профессиях, требованиях к ним, профориентация в соответствии с возможностями ученика.
Воспитатели работают по основным направлениям социальной реабилитации.
Интеллектуальное направление: диагностика уровня развития; знакомство со школой; организация элементарной игровой деятельности с использованием интеллектуальных игр, дидактических игрушек; чтение вслух для всей группы.
Духовно-нравственное направление: регулирование отношений между учениками; знакомство с правилами поведения и общения; обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности; закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи; формирование уважения к старшим, родителям; знакомство с азами православной веры.
Национально-патриотическое направление: знакомство с некоторыми произведениями народной культуры, основными традициями русского народа; изучение основных вех становления Российского государства; осмысление государственной терминологии
·; изучение истории родного края; получение представлений о других нациях.
Экономическое направление: знакомство с понятиями "деньги", "цена", "стоимость", формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды.
Правовое направление: знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах, борьба с воровством, внушение недопустимости присвоения чужого имущества, изучение прав и обязанностей ученика школы-интерната.
Трудовое направление реабилитации наиболее сильно повлияло на увеличение числа занимающихся в кружках трудовой направленности. Улучшается дисциплины в классе во время урока и самоподготовки. Эстетическое направление: знакомство с основными видами художественного творчества, знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей, участие в самодеятельности. Физическое направление социальной реабилитации позволило повысить физическую тренированность и силу детского организма. Они важны в социализации умственно отсталых детей, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом. По активизации внеучебной работы, направленной на социализацию детей, хочется отметить и то, что ребята стали бывать на экскурсиях, посещать общественные места (рынок, Дом культуры, ЦДТ, почту), давать концерты, встречаться с работниками органов социальной защиты, образования, известными людьми т.п.
Дети были участниками реализации проекта «Фольклорная группа «Печки-лавочки» (в рамках Программы «100 классных проектов», VII краеведческого марафона «300 лет вместе», конкурса «Лучшие трудовые династии», конкурсно-игровой программы в рамках проведения Декадника детей с ограниченными возможностями, награждены дипломом за победу в VI и за участие в IX Республиканском фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя». Неоценима роль воспитателей, занимающихся с детьми кружковой работой: кружок «Народные умельцы», «Волшебный клубок». Работы детей: рисунки, поделки, вязанные и вышитые изделия, под руководством воспитателей, можно увидеть на школьных, городских и Республиканских выставках. Ежегодно воспитанники принимают участие в городском предновогоднем конкурсе, организованном газетой «Среда», на лучшую Новогоднюю игрушку, поздравительную газету, за что также имеют грамоты и памятные подарки. В вечернее время для воспитанников интерната проводятся два раза в месяц развлекательные и спортивные мероприятия. Стало традицией проведение фольклорных праздников с Реабилитационным центром г. Саяногорска.
Интересное новшество внесла в жизнь воспитанников Юнгблюд Э.С. Каждую неделю она с детьми выпускает мини газету «Неделька», о жизни детей ГПД за прошедшую неделю. В этой газете фотографии, стихи, заметки. И для детей и для родителей это очень интересно!
Воспитатели проводят большую работу с воспитанниками. Каждый сотрудник помнит, что в центре учебно-воспитательного процесса находится конкретный ребёнок со своими интересами, нуждами, противоречиями, проблемами. Задача каждого взрослого - помочь, посоветовать, защитить, научить.
Результаты свидетельствуют о повышении эффективности целенаправленного процесса социализации. Дети стали лучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимать происходящие вокруг события, уверенней чувствовать себя в общественных местах. Анализ их психологического состояния показал снижение уровня тревожности у большинства детей. Не маловажным показателем успешности стала активизация взаимоотношений умственно отсталых детей с нормальными сверстниками.
15