Программа развития личности умственно отсталого ребенка
Государственное учреждение Республики Хакасия «Республиканскийдом-интернат для детей «Теремок»
Программаразвития личности умственно отсталого ребенка
«Малышок»Составитель:
Абакан
2016 г.
воспитатель Бабкова Т.А.
Пояснительная запискаАктуальностьОдним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее.
Категория умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, речи.
В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта, находится глубокое недоразвитие речи.
Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у имбецилов, страдающих гидроцефалией. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других умственно отсталых детей, при обычной для имбецильности степени снижения интеллекта, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети. Такие аномалии свидетельствуют о более грубых локальных поражениях речевых зон коры. Типичное для имбецилов недоразвитие речи соответствует их интеллектуальному недоразвитию.
В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращённой речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка. Дети научаются связывать слово только с определённым предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
Самостоятельная речь младших дошкольников проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определённый смысл.
При исследовании словаря детей отмечается, что после 5 лет они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (например, составив группу овощей, определяют её словом «огород», группу животных называют «зоопарк»).
Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.
В разговоре дети ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.
При характеристике устной речи детей следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, т.к. они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.
Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - всё это тормозит процесс активизации словаря имбецилов, что наиболее ярко проявляется в общении детей. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или учителя необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения.
Развивая речь следует придерживаться четко определенных характеристик речи, к которой следует стремиться и, которые служат критериями оценки высказываний.
Наиболее существенный источник материала для связной речи - это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, чтение для них стихов и рассказов, различные обсуждения в группе.
Данный программа не только развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у детей положительное мотивационное отношение к общению.
Цель программы:развитие личности умственно отсталого ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, личностных качеств.
Задачи программы:Обогащение словарного запаса детей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие связной устной речи.
Реализация программы предполагает проведение преимущественно практических занятий в форме коллективных и индивидуальных игр, тренингов, дискуссий, моделирования художественно-творческого процесса, самостоятельной творческой работы. А так же заполнения карт обследования и развития (приложение). Программа рассчитана на 1 календарный год, реализуется в объеме - 167 часов.
№
п/п Тема Количество часов
Беседа/
экскурсия Творческая
работа Игровая
деятельность
1. Вводное занятие 1 1. Калейдоскоп времен года
2. Хорошо летом! 2 3 4
3. Золотое коромысло над рекою повисло. 2 3 4
4. Лес, точно терем расписной... 1 2 2
5. Унылая пора! Очей очарованье... 1 2 2
6. Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром. 1 2 3
7. Белым снегом всё покрыло... 1 2 3
8. Ёлка наряжается- праздник начинается... 1 3 1
9. Весенний ветерок 1 3 3
10. Добро пожаловать, весна! 1 2 3
2. Развиваемся и играем
1. Мои игрушки. 2 4 4
2. Зачем людям сказки? 1 10 10
3. Что такое доброта? 1 1 1
4. Конкурс «Почемучки» 1 1 1
3. Краски мира
1. Хочу всё знать. 1 2 2
2. Счастье тот добывает, кто ума набирает. 1 2 2
3. Мир вокруг меня. 1 10 10
4. Те, кто рядом
1. Сердце друга, лучше солнца греет. 1 2 2
2. Руки наших воспитателей. 1 2 2
3. Мой дом-интернат. 1 1 1
4. Мы стали на год старше. 1 2 2
Итого: 167 часов 25 69 73
Направление Воспитательные Основные Формы
задачи мероприятия проведения
Общая - развивать Комплекс речевых Ролевые игры,
направлен речевые навыки в занятий беседы, занятия.
ность процессе индивидуальной и группой деятельности Развиваемся и - формировать «Азбука Здоровья» конкурс
играем понимание «Как правильно рисунков
значимости организовать свой беседа о режиме
здорового образа день, чтобы всегда ДНЯ
жизни; быть здоровым, знакомство со
- мотивировать на опрятным и не знать спортивными
посещение скуки» мероприятиями
спортивных «Панорама кружков и развивающих курсов» секций. «Зимние забавы» Калейдоскоп - формировать «Любимая комната - экскурсия
времен года бережное чистая комната» беседа
отношение к «Содержи в порядке выставка
окружающему книжки и игрушки» рисунков
миру, «Как трудится моя положительное группа» отношение к труду. Все, что рядом формировать нравственную культуру;
формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. «Достопримечательности нашего города» изготовление поздравительной открытки, фотовыставка, беседа
Краски мира - показывать «Помоги братьям акция « Помощь
разнообразие меньшим» зоопарку»
культурных и «Птицам нужна изготовление
человеческих помощь» кормушек,
ценностей; «Алло, мы ищем рейды «Проверь
- направлять таланты!» кормушку»
семейное «Картинная галерея» час творчества
воспитание на путешествие в
всестороннее мир творчества
развитие детей. Литература:Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Обследования ребёнка с выраженной умственной отсталостью, в специальном
(коррекционном) учреждении
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Диагноз психоневролога
ФИО родителей (представителей)
Анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды)
Слух
Зрение
Интеллект
Раннее физическое развитие: начал держать голову
сидетьползать
стоятьходить
Дата обследования
Логопед
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:
Покажи, где
Сколько лет
II. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА:
Прикус , язык , саливация нёбо , подъязычная связка , смыкание
губ , губы Строение зубного ряда
III. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.
Присутствие в речи отдельных звуков:
гласных
согласных
Звукоподражания
Отдельные слова
Реакция на звуки:
неречевые
речевые
Выполнение инструкций:
одноступенчатая
двухступенчатая
Состояние пассивного словаря.
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ
• Части тела
голова
волосы
глаза
уши
нос
щёки
рот
ноги
зубы
пальцы
туловище
живот
руки
спина
• Люди
мальчик
дядя
девочка
тётя
• Пища
хлеб
конфета яблоко_ колбаса яйцо
• Животные
кошка
волк
собака_
лиса
корова_
медведь
лошадь
ворона_
• Одежда и обувь
майка
брюки
трусы
рубашка
колготки
шорты
туфли
юбка
• Мебель
стол
кровать
стул
шкаф
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
сидит
ест
стоит
прыгает
лежит
бежит
СЛОВА-ПРИЗНАКИ
большой
холодный
маленький
синий
такой же
красный
горячий
V. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ.
Умение здороваться
прощаться
Умение подражать мимике