Рабочая программа по биологии к учебнику Пасечника Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная Важская основная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________(____________)
Протокол №____
от «___»____________20___г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «ВОШ»
__________(______________)
«____»______________20___г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «ВОШ»
_________Воеводкина Г.А.
Приказ №-116_
от «_01__»_сентября_2015_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чернышёвой Татьяны Витальевны, II кв. категория
по учебному курсу «Биология. Грибы. Бактерии. Растения»
6 класс
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;
сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;
познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Архангельской области.
Согласно действующему Базисному учебному плану программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «Важская основная школа», который составлен на основании Регионального базисного учебного плана, на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно: 34 часа – федеральный компонент и 34 часа – региональный компонент базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Архангельской области. В рамках курса «Биология» 6 класса модулем изучается «Краеведение». 34 урока биологии включают в себя темы, связанные с разнообразием природы Архангельской области, особенностями процессов, идущих в местных экосистемах, и антропогенном воздействии на них.
Программа реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Для изучения курса «Биология» применяются классические типы уроков: УИНМ – урок изучения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УК – урок контроля, УОП – урок обобщающего повторения.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Биология. 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Структура рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание тем учебного курса
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Календарно-тематическое планирование
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Список литературы

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование разделов и тем Всего
часов Количество часов
Теоретические Практические
Введение 2 1 Экскурсия - 1
Клеточное строение организмов 5 2 Лабораторных работ – 3
Царства бактерии и грибы 7 5 Лабораторных работ – 2
Царство растения 8 4 Лабораторных работ – 4
Строение и многообразие покрытосеменных растений 16 3 Лабораторных работ – 13
Жизнь растений 16 13 Лабораторных работ – 2
Экскурсия - 1
Классификация растений 7 6 Лабораторных работ – 1
Природные сообщества 5 3 Лабораторных работ – 1
Экскурсия - 1
Развитие органического мира 2 2 ИТОГО 68 39 Лабораторных работ – 26
Экскурсий - 3
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Биология – наука о живой природе.
Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани.
Лабораторные работы.
Устройство микроскопа и приемы работы с ним.
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
Пластиды в листьях традесканции.
Обучающиеся должны знать: устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы, основные виды тканей.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки.
Царства Бактерии и Грибы
Строение и жизнедеятельность бактерий. Значение бактерий. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные работы.
Строение шляпочных грибов.
Плесневый гриб мукор.
Обучающиеся должны знать: особенности строения бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Обучающиеся должны уметь: распознавать представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов и ядовитых.
Царство Растения
Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники. Хвощи Плауны. Голосеменные. Покрытосеменные.
Лабораторные работы.
Строение зеленых водорослей.
Изучение строения мха.
Строение спороносящего хвоща и папоротника.
Изучение строения хвои и шишек.
Обучающиеся должны знать: что изучает ботаника, представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения, приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условиям.
Обучающиеся должны уметь: распознавать растения различных отделов, сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян растений. Прорастание семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листа. Строение стебля. Видоизменённые побеги. Строение цветка. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы.
Строение семян двудольных растений.
Строение семян однодольных растений.
Типы корневых систем.
Изучение внутреннего строения корня.
Строение почек, расположение их на побеге.
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
Клеточное строение листа.
Строение кожицы листа.
Внутреннее строение ветки дерева.
Изучение видоизменённых побегов.
Изучение строения цветка.
Соцветия.
Плоды.
Обучающиеся должны знать: строение семян цветковых растений, внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листьев, их видоизменения, зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания, строение цветка и основные типы соцветий, строение и классификацию плодов, роль цветковых растений в природе и жизни человека.
Обучающиеся должны уметь: распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.
Жизнь растений
Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Передвижение воды по стеблю. Растительный организм как единое целое. Размножение споровых и голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у цветковых растений.
Лабораторные работы.
Химический состав растений.
Передвижение веществ в растении.
Обучающиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности у растений, фотосинтез, рост и развитие растений, способы вегетативного размножения растений, процессы опыления, оплодотворения и образования плодов и семян.
Обучающиеся должны уметь: определять всхожесть семян, сравнивать способы размножения растений различных систематических групп, распознавать типы плодов.
Классификация растений

Основы классификации растений. Семейства Двудольных. Семейства Однодольных.
Лабораторные работы.
Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Обучающиеся должны знать: основные систематические группы растений, основные признаки семейств классов однодольных и двудольных.
Обучающиеся должны уметь: выделять основные признаки растений, составлять их морфологическое описание, сравнивать растения разных систематических групп, находить сходства и различия в их строении.
Природные сообщества
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы, их влияние на растения. Приспособления растений к различным экологическим факторам.
Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Смена растительных сообществ.
Последствия деятельности человека в растительных сообществах.
Лабораторные работы.
Строение растений разных экологических групп.
Обучающиеся должны знать: приспособленность растений к среде обитания, типы взаимосвязей растений разных видов в растительном сообществе.
Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, последствий деятельности человека в сообществах, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Развитие органического мира
Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Обучающиеся должны знать: основные этапы и доказательства исторического развития растительного мира.
Обучающиеся должны уметь: доказывать, что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития мира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль растительных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
выявлять изменчивость организмов, приспособления растительных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля ИМО
Введение. 2ч.
1 2.09 Биология – наука о живой природе.
РК. Фенологические наблюдения. Сезонные изменения в природе.
Вводный УИНМ, УПЗУ Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Основные царства живых организмов. Должны знать: значение термина «биология», основные царства живых организмов, роль биологии как науки в жизни людей.
Должны уметь: наблюдать за сезонными изменениями природы Фронтальный опрос Комнатные растения, гербарии, рисунки представителей царств живой природы, гербарии хлебных, овощных, сорных, лекарственных растений
2 4.09 РК. Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». УПЗУ Методы изучения живых объектов. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов и явлений. Практическая работа План маршрута, записные книжки, блокноты, карандаши.
Тема 1. Клеточное строение организмов. 5ч.
3 9.09 Устройство увеличительных приборов.
Л.р.№1 №Устройство микроскопа и приемы работы с ним» УИНМ, УПЗУ Устройство увеличительных приборов.
Должны знать: устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними.
Должны уметь: пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты. Лабораторная работа Ручная и штативная лупа, микроскопы, микропрепараты
4 11.09 Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро).
Л.р. №1. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». УИНМ, УПЗУ Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка кожицы лука. Строение клетки кожицы лука. Должны знать: строение клетки, называть клеточные структуры и их значение.
Должны уметь: находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки.
Лабораторная работа Микроскопы, лук, йод, вода, пипетки, препаровальные иглы, пинцет, предметные и покровные стекла
5 16.09 Строение клетки (пластиды).
Л.р. №3. «Пластиды в листьях традесканции» УИНМ, УПЗУ Строение клетки. Хлоропласты. Хлорофилл. Лабораторная работа Таблица «Строение растительной клетки», микроскопы, лабораторное оборудование
6 18.09 Жизнедеятельность клетки. УИНМ Жизнедеятельность клетки. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Должны знать: протекающие в клетке жизненно важные процессы, роль хромосом
Должны уметь: описывать последовательность стадий деления, отличать молодую и старую клетку. Индивидуальный, фронтальный опрос. Таблицы «Строение клетки», «Размножение клетки»
7 23.09 Ткани.
КУ Ткани. Виды тканей. Функции основных видов тканей. Должны знать: определение термина «ткань», основные виды тканей.
Должны уметь: распознавать строение тканей Письменный опрос Таблицы с изображением растительных тканей
Тема2. Царства бактерии и грибы. 7 ч.
8 25.09 Строение и жизнедеятельность бактерий. УИНМ Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки
Должны знать: особенности строения бактериальной клетки.
Должны уметь: распознавать представителей бактерий Фронтальный опрос Культура бактерии сенной палочки.
Таблица «Строение и формы бактерий»
9 30.09 Роль бактерий в природе и жизни человека. УОП Роль бактерий в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Должны знать: место и роль бактерий в природе и жизни человека.
Должны уметь: сравнивать строение растительной и бактериальной клеток Письменный опрос Банки, в которых был заложен материал для опытов
10 2.10 Грибы.
РК. Общая характеристика грибов. УИНМ Признаки царства Грибы. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания. Должны знать: особенности строения грибов
Должны уметь: сравнивать грибы с растениями и животными Индивидуальный, фронтальный опрос. Таблицы «Грибы», муляжи, натуральные объекты, д/ф «Грибы»
11 7.10 Шляпочные грибы.
РК. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана (на местных видах)
Л.р. №4. «Строение шляпочных грибов». УИНМ, УПЗУ Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Должны знать: особенности строения шляпочных грибов, определение терминов «мицелий», «микориза»
Должны уметь: приводить примеры шляпочных грибов Архангельской области, различать съедобные и ядовитые грибы. Лабораторная работа Муляжи и модели шляпочных грибов, таблицы
12 9.10 Плесневые грибы и дрожжи.
Л.р. №5. «Плесневый гриб мукор» УИНМ, УПЗУ Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл; дрожжи. Должны знать: определения терминов «сапрофиты», «паразиты», особенности строения мукора и пеницилла.
Должны уметь: выделять признаки царства Грибы. Лабораторная работа Таблица «Плесневые грибы», белая и сизая плесень, пробирки с дрожжами в питательном растворе
13 14.10 Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. КУ Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека Должны знать: определение термина «паразиты», влияние грибов –паразитов на растения
Должны уметь: распознавать представителей грибов-паразитов Выборочный опрос Гриб-трутовик, пораженные клубни картофеля, гербарии.
14
16.10 Обобщающий урок по темам «Бактерии» и «Грибы»
К.р. №1 по темам «Бактерии» и «Грибы» УОП Термины и понятия по теме Письменный опрос Карточки для 4 вариантов с заданиями
Тема 4. Царство растения. 8ч.
15 21.10 Разнообразие, распространение и значение растений. РК. Основные группы растений. УИНМ Царство Растения
Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные Должны знать: что изучает ботаника, называть основные группы растений.
Должны уметь: выделять особенности низших и высших растений. Фронтальный опрос Таблицы, гербарии различных растений
16 23.10 Одноклеточные водоросли.
РК. Водоросли. Многообразие водорослей.
Л.р.№6 «Строение зеленых водорослей». УИНМ, УПЗУ Основные признаки водорослей как низших растений.
Одноклеточные водоросли. Места обитания и распространения. Значение. Должны знать: признаки низших растений, отличительные особенности одноклеточных водорослей
Должны уметь: сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки Лабораторная работа Микропрепараты одноклеточных водорос-лей, таблицы «Одноклеточные водоросли»
17 28.10 Многоклеточные водоросли.
РК. Бурые и красные водоросли Белого моря. КУ Многоклеточные водоросли. Строение: слоевище, ризоиды. Места обитания, значение в природе и жизни человека. Должны знать: особенности строения многоклеточных водорослей
Должны уметь: распознавать водоросли различных отделов Выборочный опрос Таблица «Многоклеточные водоросли», гербарные экземпляры
18 30.10 Лишайники.
РК. Лишайники, их строение, разнообразие (на местных видах) КУ Лишайники. Особенности строения, места обитания и распространения. Значение. Должны знать: особенности строения лишайника как симбиотического организма
Должны уметь: распознавать местные виды лишайников Индивидуальный, фронтальный опрос. Таблица «Строение лишайников», коллекция лишайников.
19 11.11 Мхи.
РК. Многообразие, среда обитания, строение мхов (на местных видах)
Л.р.№7. «Изучение строения мха». УИНМ, УПЗУ Высшие споровые растения. Основные признаки мхов. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Роль в природе и жизни человека. Должны знать: признаки высших растений, особенности строения мхов
Должны уметь: распознавать растения отдела Моховидные, выявлять усложнения в строении по сравнению с водорослями. Лабораторная работа Живые и гербарные растения мха, табли-ца «Строение мха»
20 13.11 Папоротники. Хвощи. Плауны.
РК. Многообразие, строение, среда обитания (на местных видах)
Л.р.№8. «Строение спороносящего хвоща и папоротника» УИНМ, УПЗУ Основные признаки папоротникообразных. Многообразие папоротников. Значение в природе и жизни человека. Должны знать: особенности внешнего строения папоротников
Должны уметь: сравнивать и находить черты усложнения в строении Лабораторная работа Гербарные экземпляры папоротнико-образных, таблицы.
21 18.11 Голосеменные.
РК. Многообразие, строение, среда обитания (на местных видах)
Л.р. №9. «Изучение строения хвои и шишек». УИНМ, УПЗУ Многообразие и особенности строения голосеменных. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. Значение. Должны знать: особенности внешнего строения голосеменных
Должны уметь: сравнивать и находить черты усложнения в строении Лабораторная работа Таблицы, коллекции голосеменных растений и их шишек
22 20.11 Покрытосеменные.
РК. Многообразие, строение, среда обитания (на местных видах) КУ Особенности строения покрытосеменных. Жизненные формы. Многообразие. Значение. Должны знать: особенности внешнего строения покрытосеменных
Должны уметь: сравнивать и находить черты усложнения в строении Индивидуальный, фронтальный опрос. Комнатные растения, гербарные экземпляры, модели цветков, муляжи плодов, стенд «Эволюция растений»
Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 16ч.
23 25.11 Строение семян двудольных растений.
Л.р. №10. «Строение семян двудольных» УИНМ, УПЗУ Строение растительного организма на примере покрытосеменных. Строение семян растений. Особенности строения семян двудольных растений. Должны знать: строение семян двудольных
Должны уметь: устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося растения Лабораторная работа Семена фасоли, лабораторное оборудование, таблицы.
24 27.11 Строение семян однодольных растений.
Л.р. №11. «Строение семян однодольных» УИНМ, УПЗУ Строение семян растений. Особенности строения семян однодольных растений. Должны знать: строение семян однодольных
Должны уметь: сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений Лабораторная работа Семена пшеницы, коллекция семян однодольных, таблица «Строение зерновки»
25 2.12 Виды корней и типы корневых систем.
Л.р. №12. «Типы корневых систем»
РК. Условия произрастания и видоизменения корней (на примере местных видов растений) УИНМ, УПЗУ Функции корня. Виды корней: главные, боковые, придаточные. Типы корневых систем: мочковатая и стержневая. Должны знать: внешнее строение, функции корня, виды корней и типы корневых систем.
Должны уметь: распознавать виды корней и типы корневых систем Лабораторная работа Проростки фасоли и кукурузы, луковица с корнями, гербарий, таблицы
26 4.12 Зоны корня.
Л.р. №13. «Изучение внутреннего строения корня» УИНМ, УПЗУ Ткани, образующие корень. Зоны корня: корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения. Должны знать: внутреннее строение корня.
Должны уметь: устанавливать взаимосвязь между зонами корня и их функциями. Лабораторная работа Таблицы, микропрепараты
27 9.12 Видоизменения корней. КУ Видоизменения корней в соответствии с его функциями. Должны знать: видоизменения корней.
Должны уметь: устанавливать взаимосвязь между видоизменениями корней и их функциями Выборочный опрос Корнеплоды, плющ, монстера, гербарные экземпляры, таблицы.
28 11.12 Побег и почки.
Л.р. №14. «Строение почек, расположение их на побеге».
РК. Изучение строения побега (на местных видах растений) УИНМ, УПЗУ Побег. Строение побега. Почки. Виды почек, расположение их на побеге. Должны знать: строение побега, почки, виды почек
Должны уметь: объяснять, что почка - видоизмененный побег Лабораторная работа Опытные растения-побеги, таблицы, лупы, лабораторное оборудование
29 16.12 Внешнее строение листа.
Л.р. №15 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» УИНМ, УПЗУ Листья простые и сложные. Функции листьев. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле. Должны знать: строение и функции листа
Должны уметь: распознавать и описывать внешнее строение листьев Лабораторная работа Таблицы, гербарные экземпляры, комнатные растения.
30 18.12 Клеточное строение листа.
Л.р. №16 «Клеточное строение листа».
Л.р. №17 «Строение кожицы листа» УИНМ, УПЗУ Клеточное строение листа. Ткани листа. Должны знать: функции кожицы, мякоти листа и жилок.
Должны уметь: объяснять взаимосвязь строения листа с условиями обитания растений Лабораторная работа Комнатные растения, микропрепараты, микроскопы, листья
31 23.12 Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменения листа.
РК. Изучение типов листьев (на местных видах растений) КУ Видоизменения листа в зависимости от влажности и освещенности. Должны знать: видоизменения листьев
Должны уметь: показать зависимость видоизменений листа от различных экологических факторов Индивидуальный, фронтальный опрос. Бегония, кактусы, колеус, алоэ, пеларгония, гербарные экземпляры.
32 25.12 Строение стебля.
Л.р. №18 «Внутреннее строение ветки дерева» УИНМ, УПЗУ Строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Функции стебля. Должны знать: ткани стебля и функции слоев стебля
Должны уметь: объяснять влияние условий на рост стебля в толщину Лабораторная работа Гербарий, спилы древесины, таблицы
33 13.01 Видоизменения побегов.
Л.р.№19. «Изучение видоизменённых побегов».
РК. Изучение видоизмененных побегов (на примере местных видов растений) УИНМ, УПЗУ Видоизменённые побеги: корневище, клубень, луковица. Должны знать: видоизменения побегов
Должны уметь: приводить примеры растений с видоизмененными побегами Лабораторная работа Таблица, клубни картофеля, луковица, гер-барии (пырей, ландыш)
34 15.01 Строение цветка.
Л.р. №20. «Изучение строения цветка». УИНМ, УПЗУ Строение цветка. Функции цветка Должны знать: строение цветка
Должны уметь: сравнивать цветки вишни и тюльпана Лабораторная работа Живые цветки комнатных растений, муляжи цветков, таблица, лупы
35 20.01 Соцветия.
Л.р. №21 «Соцветия»
РК. Изучение соцветий (на примере местных видов растений)
УИНМ, УПЗУ Соцветия. Биологическое значение соцветий. Должны знать: виды и значение соцветий для опыления
Должны уметь: приводить примеры растений, имеющих различные соцветия Лабораторная работа Соцветия в гербариях, таблицы.
36 22.01 Плоды.
Л.р. №22 «Плоды»
РК. Многообразие плодов (на примере местных видов растений) УИНМ, УПЗУ Плоды. Функции плодов. Виды плодов. Плоды сухие и сочные, одно- и многосемянные. Должны знать: виды и функции плодов
Должны уметь: распознавать виды плодов по коллекциям и рисункам Лабораторная работа Таблицы, коллекции плодов и семян, муляжи плодов
37 27.01 Распространение плодов и семян. КУ Способы распространения плодов и семян Должны знать: способы распространения плодов и семян
Должны уметь: выделять приспособления у плодов к распространению Выборочный опрос Коллекция плодов и семян, таблицы
38 29.01 Обобщающий урок по теме «Цветок и плод»
К.р. №2 по теме «Цветок и плод» УОП Основные термины и понятия по теме. Письменный опрос Задания по вариантам на карточках
Тема 6. Жизнь растений. 16ч.
39 3.02 Химический состав растений.
Л.р. №23 «Химический состав растений». УИНМ, УПЗУ Химический состав растений.
Должны знать: химический состав растений
Должны уметь: проводить опыты, доказывающие состав растений Лабораторная работа Марлевые мешочки с тестом, вода, йод, семена подсолнечника
40 5.02 Минеральное питание растений. КУ Минеральное питание растений. Должны знать: минеральные вещества, необходимые растениям
Должны уметь: выделять особенности минерального питания Выборочный опрос Таблица, оборудование для опыта
41 10.02 Фотосинтез. КУ Условия, необходимые вещества для фотосинтеза и его продукты. Должны знать: космическую роль растений
Должны уметь: описывать механизм фотосинтеза Выборочный опрос Опытные растения, стеклянные колпаки, едкая щелочь (КОН), вазелин
42 12.02 Дыхание растений. КУ Приспособления растений для дыхания. Значение дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Должны знать: приспособления растений для дыхания
Должны уметь: сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания по заданным критериям Выборочный опрос Комнатные растения, известковая вода, таблицы
43 17.02 Испарение воды листьями. Листопад. КУ Факторы среды, влияющие на испарение. Значение испарения для жизни растений. Должны знать: влияние условий среды на испарение
Должны уметь: описывать опыты, демонстрирующие испарение Выборочный опрос Опытные экземпляры растений
44 19.02 Передвижение воды и веществ по стеблю.
Л.р. №24 «Передвижение веществ в растении» УИНМ, УПЗУ Причины движения воды по сосудам стебля. Транспортировка веществ. Должны знать: транспортные пути воды, минеральных и органических веществ в растении
Должны уметь: описывать опыты, демонстрирующие транспорт воды и веществ Лабораторная работа Таблицы, лабораторное оборудование и материал для опыта
45 24.02 Прорастание семян. УИНМ Условия прорастания. Правила, сроки посева и глубина заделки семян. Рост и питание проростка. Должны знать: условия прорастания семян
Должны уметь: устанавливать соответствие между размерами семян, сроками посева и глубиной заделки Письменный опрос Материал для опытов, таблицы, рисунки учебника.
46 26.02 РК. Экскурсия №2 «Зимние явления в жизни растений» УПЗУ Наблюдение, описание биологических явлений. Должны уметь: наблюдать за сезонными изменениями природы Практическая работа Карточки с заданиями, план маршрута
47 2.03 Растительный организм как единое целое. УОП Растительный организм как единое целое. Должны знать: о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме.
Должны уметь: доказывать, что растение — целостный организм и все процессы в нем взаимосвязаны и взаимообусловлены Индивидуальный, фронтальный опрос. Гербарии, таблицы, комнатные растения.
48 4.03 Способы размножения растений УИНМ Особенности полового и бесполого размножения. Должны знать: виды размножения
Должны уметь: показывать биологическое значение полового, вегетативного и спорового размножения Выборочный опрос Схема «Виды размножения»
49 9.03 Размножение споровых растений. КУ Размножение и развитие водорослей, мхов, папоротников. Должны знать: этапы размножения споровых растений
Должны уметь: сравнивать размножение водорослей, мхов и папоротников, делать вывод о родстве и единстве происхождения Письменный опрос Таблицы «Во-доросли», «Мхи», «Папоротники», рис. в учебнике
50 11.03 Размножение голосеменных растений. КУ Органы размножения голосеменных, условия и приспособления для размножения Должны знать: этапы размножения и развития голосеменных
Должны уметь: делать вывод о преимуществе размножения семенами перед размножением спорами. Фронтальный опрос Таблица «Голо-семенные», рисунки в учебнике
51 16.03 Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
РК. Вегетативное размножение покрытосеменных (на примере растений Архангельской области) КУ Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений. Должны знать: способы вегетативного размножения
Должны уметь: объяснять биологическое значение вегетативного размножения Индивидуальный, фронтальный опрос. Таблицы, комнатные растения
52 18.03 Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. УИНМ Двойное оплодотворение цветковых растений. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Должны знать: особенности полового размножения покрытосеменных
Должны уметь: описывать этапы размножения и развития цветковых растений Фронтальный опрос Таблицы, коллекция и муляжи плодов
53 30.03 Способы опыления у покрытосеменных растений. КУ Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление. Приспособления у ветро- и насекомоопыляемых растений. Должны знать: способы опыления у цветковых растений, приспособления растений к различным способам опыления
Должны уметь: объяснять значение опыления в жизни растений. Выборочный опрос Таблицы «Опыление цветковых растений»
54 1.04 Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»
К.р. №3 по теме «Жизнь растений» УОП Термины и понятия по теме Письменный опрос Варианты вопросов
Тема 7. Классификация растений. 7ч.
55 6.04 Основы классификации растений. УИНМ Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность. Должны знать: основные систематические группы и категории растений.
Должны уметь: выделять основные признаки растений Фронтальный опрос Магнитные карточки «Систематика рас-тений», живые и гербарные экземпляры.
56 8.04 Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. УИНМ Должны знать: основные признаки семейств однодольных и двудольных.
Должны уметь: распознавать однодольные и двудольные растения. Выборочный опрос Гербарии дикорастущих и культурных растений.
57 13.04 Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
РК. Характеристика растений семейства Крестоцветные (на местных примерах). Биологические основы выращивания сельскохозяйственных растений семейства. КУ Признаки класса Двудольные.
Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. Должны знать: отличительные признаки растений семейства, их хозяйственное значение
Должны уметь: составлять их морфологическое описание. Индивидуальный, фронтальный опрос. Гербарные и живые экземпляры растений семейства крестоцветных
58 15.04 Семейства Розоцветные и Пасленовые.
РК. Характеристика растений семейств Розоцветные и Пасленовые (на местных примерах). Биологические основы выращивания сельскохозяйственных растений семейств. КУ Должны знать: отличительные признаки растений семейства, их хозяйственное значение
Должны уметь: составлять их морфологическое описание. Индивидуальный, фронтальный опрос. Таблицы и гербарии представителей семейств
59 20.04 Семейства Бобовые и Сложноцветные.
РК. Характеристика растений семейств Бобовые и Сложноцветные (на местных примерах). Биологические основы выращивания сельскохозяйственных растений семейств. КУ Должны знать: отличительные признаки растений семейства, их хозяйственное значение
Должны уметь: составлять их морфологическое описание. Индивидуальный, фронтальный опрос. Таблицы и гербарные экземпляры представителей семейств
60 22.04 Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.
РК. Характеристика растений семейств Лилейные и Злаки (на местных примерах). Биологические основы выращивания сельскохозяйственных растений семейств.
Л.р. №25 «Морфологическая характеристика злаков и лилейных» КУ Признаки класса Однодольные. Значение растений основных семейств класса Однодольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. Должны знать: отличительные признаки растений семейства, их хозяйственное значение
Должны уметь: составлять их морфологическое описание. Индивидуальный, фронтальный опрос. Лабораторная работа Таблицы, живые и гербарные экземп-ляры представителей семейств
61 27.04 Обобщающий урок по теме «Классификация растений»
К.р. №4 по теме «Классификация растений» УОП Основные термины и понятия по теме Письменный опрос Тестовые задания, планы морфологического анализа
Тема 8 Природные сообщества. 5ч.
62 29.04 РК. Основные экологические факторы и их влияние на растение. УИНМ Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Экологические факторы, их влияние на растения. Должны знать: основные экологические группы растений,
Должны уметь: выявлять особенности строения растений разных экологических групп. Фронтальный опрос Комнатные растения, гербарии растений природных зон, открытки.
63 4.05 РК. Характеристика основных экологических групп растений (на местных примерах)
Л.р. №26 «Строение растений разных экологических групп» УИНМ УПЗУ Приспособления растений к различным экологическим факторам. Должны знать: понятие об экологических факторах, их влиянии на растения.
Должны уметь: делать выводы о взаимосвязях в природе. Лабораторная работа Таблицы, живые и гербарные экземпляры растений
64 6.05 Растительные сообщества
РК. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. УИНМ Растительные сообщества. Типы растительных сообществ: сосновые, еловые, лиственные леса Должны знать: приспособленность растений к среде обитания
Должны уметь: анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения Индивидуальный, фронтальный опрос. Гербарии растений леса, луга, культурных растений.
65 11.05 Взаимосвязи в растительном сообществе.
РК. Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк - смешанный лес - ельник) КУ Взаимосвязи в растительном сообществе. Смена растительных сообществ. Причины смены растительных сообществ Должны знать: типы взаимосвязей растений разных видов в растительном сообществе.
Должны уметь: анализировать и оценивать воздействие последствий деятельности человека в сообществах Индивидуальный, фронтальный опрос. Фильм «Растительные сообщества», таблица «Смена сообществ»
66 13.05 РК. Экскурсия №3 «Многообразие природных сообществ Архангельской области и влияние на них деятельности человека» УПЗУ Последствия деятельности человека в растительных сообществах.
Должны уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Практическая работа Карточки с заданиями, блокноты, карандаши.
Тема 9. Развитие органического мира. 2ч.
67 18.05 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. УИНМ Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные, многоклеточные, выход растений на сушу, происхождение высших споровых и появление семенных растений. Должны знать: основные этапы и доказательства исторического развития растительного мира.
Должны уметь: доказывать, что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития мира. Индивидуальный, фронтальный опрос. Стенд «Развитие растительного мира».
68 20.05 РК. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Архангельской области. Роль человека в природе. Охрана растений. Красная книга Архангельской области. Летние задания. УОП Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Индивидуальный, фронтальный опрос. Красная книга Архангельской области
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тема Кол-во
часов Формы контроля
Введение 2 Текущий контроль
Клеточное строение организмов 5 Текущий контроль
Царства бактерии и грибы 7 Текущий контроль
Контрольная работа -1
Царство растения 8 Текущий контроль
Строение и многообразие покрытосеменных растений 16 Текущий контроль
Контрольная работа -1
Жизнь растений 16 Текущий контроль
Контрольная работа -1
Классификация растений 7
Текущий контроль
Контрольная работа -1
Природные сообщества 5 Текущий контроль
Развитие органического мира 2 Текущий контроль
ИТОГО 68 Контрольных работ - 4
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интерактивная доска «Smart»
Мультимедиапроектор «Beng»
Компьютерное оборудование
Принтер «ML – 2510»
Микроскоп «Биомед 2П-3»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс» ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004г.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Медиатека по биологии»
1С: Репетитор. Биология
Набор таблиц «Растения нашей Родины»
Набор препаратов по гистологии
Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов
Набор семян для курса ботаники
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарий по систематике растений
Гербарий культурных растений
Гербарий медоносных растений
Гербарий важнейших культурных растений
Гербарий кормовых трав
Коллекция «Почва и её состав»
Коллекция «Набор удобрений»
Коллекция семян сорных растений
Коллекция голосеменных растений
Муляжи томатов
Муляжи фруктов
Муляжи корнеплодов и плодов
Динамическая модель «Размножение шляпочных грибов»
Динамическая модель «Классификация растений и животных»
Макеты по биологии
Лупа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии – Официальные документы в образовании, 2005, №4.
Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2006.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2009.
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В.В. – Москва: «Дрофа», 2009
Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: «Учитель», 2007.
Ишкина И.Ф. Биология. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: «Учитель», 2002
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс – Москва: «ВАКО», 2011