Выступление на педсовете по теме: О взаимодействии учителя и воспитателя в реализации комплексных задач по социализации адаптированной в социуме личности умственно отсталого школьника.


-558800-51816000Қ
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар балаларға арналған Лисаков арнайы мектеп-интернаты» КММ
КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особенными образовательными потребностями»
Управления образования акимата Костанайской области
Педагогикалық кеңесте сөйлеген сөзі.
Выступление на педсовете.
Тақырыбы: өзара іс-қимыл Туралы мұғалімнің және тәрбиешінің іске асыру кешенді міндеттерді әлеуметтендіру бойынша бейімделген қоғамда жеке тұлғаның ақыл-ой отсталого оқушы.
Тема: О взаимодействии учителя и воспитателя в реализации комплексных задач по социализации адаптированной в социуме личности умственно отсталого школьника.
Әзірледі :Подготовила:
Учитель начальных классов
Орехова Ирина Владимировна.
Тема: О взаимодействии учителя и воспитателя в реализации комплексных задач по социализации адаптированной в социуме личности умственно отсталого школьника.
Социальное воспитание умственно отсталогоребёнка является единственно состоятельным
научным путём его воспитания.
Л.С.ВыготскийПриходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.
Труд учителя относится к группе таких общественно значимых занятий, в которых важное место занимает профессиональная мораль. Учитель начальных классов – первый представитель педагогического цеха, который встречает ребёнка в школе. Он демонстрирует ребёнку самые запоминающиеся образцы учительского поведения и воздействия. Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Социализация-это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности нашей коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей.
Такое нарушение психического развития как УО снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников специальных(коррекционных) школ 8 вида труден. Часто выпускники не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, а также уточнения их жизненной перспективы. Воспитанники школы - интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью. Вопросы социализации весьма актуальны и значимы для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната 8 вида. Исходя из актуальности, целью работы является создание для детей специальной коррекционно - развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, и, в конечном счете,- социальную адаптацию.
Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного воспитания. В школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя и воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих педагогов. Именно учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.
Учитель и воспитатель в школе-интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.
Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников.
Взаимодействие классного руководителя, учителей - предметников, педагога –психолога, медработников имеет своей целью совместно выявить проблемы, возникающие у подростка, прогнозировать развитие личности. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью в коррекционных учреждениях и других, где обучаются такие дети, направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Предприятия, где работают окончившие коррекционную школу дети, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что наши дети:
- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- специфические потребности в общении;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
- неспособность обучающихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
- неструктурированное восприятие социального мира;
- завышенная самооценка.
Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленное формирование социально-бытовой компетенции осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО, позволяет лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.
Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме.
Семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные (и нам это очень хорошо известно на примере наших семей). Такие родители не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. Л.С.Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания».
В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких детей.
Ряд учёных ( В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.И. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы, которая в комплексе с учебной помогает достичь результатов в социально-бытовой адаптации.
Опираясь только на обучение, подражание и повторение социально- бытовая адаптация у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать обучающихся к реальной жизни.
Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.
Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков класса и т.д.
Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.
Это совместная работа с родителями
Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.
Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету,
Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур. Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов. Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Воспитатель или учитель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех целостного учебно-воспитательного процесса обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использовании всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех учебно-воспитательных влияний, во взаимной поддержке, единстве требований.