Технологическая карта урока ИЗО 3 класс по теме Картина- пейзаж
Класс: 3
Учитель: Григорьева Е.М.
Тема: Картина-пейзаж.
Тип урока: изучение новых знаний
Цель: познакомить учащихся с жанром изобразительного искусства «пейзаж», разнообразием видов и пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; рассмотреть особенности построения композиции пейзажа.
Задачи :
- Формировать навыки работы художественными материалами в выполнение пейзажа;
- Развивать творческую активность, воображение , память, пространственное мышление;
- Воспитывать интерес и уважение к произведениям искусства; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.
Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование : репродукции с картин А. К. Саврасова, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.И. Куинджи, презентация « Картина-пейзаж » ,музыка А.Вивальди «Времена года», бумага, краски, кисти.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент -Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. - И так, начнем!- Желаю удачи!
Приветствуют учителя.
Садятся на места.
Улыбаются. Р. Осуществляют самоконтроль.
К. Контролируют свои действия в классе.
2.Мотивация учебной деятельности.
Звучит тихая музыка А.Вивальди "Времена года".
Учитель : Пришла весна на место встречи,
Накинув бережно на плечи
Платок в сиреневых цветах
Дорога детства так знакома:
Сиренью улицы цветут,
И тороплюсь к родному дому,
Где так тепло, когда там ждут.
(Н.Веденеева) УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ! ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -
ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ, В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.
(А.С.Пушкин)
В: - Ребята, о чём эти стихотворения?
-Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах.
- Обратите внимание на доску, что здесь лишнее? (Необходимо убрать натюрморт, портрет)
О:- О природе.
Учащиеся по желанию выходят к доске и убирают не нужные репродукции.
Л. Проявляют интерес к изучению материала.
К. Слушать и понимать речь других;
Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.
3.Постановка учебной задачи - Ребята, давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока.
Учитель: Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем! - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой?
- Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с жанром «пейзаж», с художниками -пейзажистами .
О:- Познакомится с творчеством художников- пейзажистов;
Научится выполнять пейзаж различными живописными материалами. Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию;
П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.
4.Изучение нового материала. В: - Итак, что такое пейзаж?
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
В: - Ребята, кто может назвать художников этого времени?
- Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
В: - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
В: - А как меняется? Что вы наблюдали?
- Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.
- Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим на какие виды делится жанр пейзажа ( см. презентацию)
Сельский (рисуются поля, деревенские дома)
Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)
морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты. - Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной. О: - Пейзаж- это изображение природы.
О :- Левитан, Шишкин, Саврасов, Васильев и др.
О: - Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.
П. обобщают информацию о жанре пейзажа и о его видах; определяют роль и место пейзажа в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения.
К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.
Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции.
Физкультминутка Учитель показывает движениями.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше! Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений
5.Творческая практическая деятельность учащихся - Как правильно построить пейзаж?
Этапы построения.
1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.
2.Работа начинается с наброска карандашом.
3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.
4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.
Законы перспективы. 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. 4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.
6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.
- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.
Учащиеся выполняют пейзаж по настроению. Используют живописные материалы
Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Л. Самоопределение
6. Итог урока. Рефлексия. Выставка , анализ и оценка работ учащихся.
В: - Что мы изучали на уроке?
Учитель предлагает закончить предложение:
•«За этот урок я понял, что…».
•«Мне понравилось…».
•«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
•«Главным для меня было...».
• «Урок дал мне для жизни…». Учащиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.
К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников.