Детские творческие работы на уроках окружающего мира. Авторские детские сказки и стихи о природе.


Детские творческие работы на уроках окружающего мира.
Сказка «Приключения Сэма – Огурца»
Авторы: Морозова Н.И. в содружестве с Кахоровой Рухшоной, ученицей 4 класса.
1.
Жил-был Сэм. Фамилия у него была мудрёная: Кукумбер. Что в переводе означает Огурец.
Его Домик имел зелёные стенки, без окон и дверей. Сэм жил вместе со своими братьями и сёстрами. И хотя им было тесно и темно, жили они весело.
Шло время. В доме становилось всё теснее, стены домика почему-то пожелтели, стало трудно дышать. И вот однажды стены домика затряслись, потрескались, и произошло непредвиденное: Сэм и его родственники с силой вылетели вон.
Вокруг было так много воздуха, зелени! Высоко-высоко ослепительно светил какой-то горячий Жёлтый Шар, на который было больно смотреть. А Сэм всё летел и летел. Ему очень нравилось всё то, что видел он вокруг. Сэм был счастлив! От переполнявших его чувств, от ощущения свободы, от необъятности мира, от обилия воздуха, света кружилась голова и хотелось петь.
Но вот, наконец, Сэм упал на землю. Он лежал на спине, ощущая тепло, влагу, и смотрел в голубую высь, удивляясь необычным оттенкам, звукам, запахам.
Незаметно для себя Сэм уснул. Во сне он снова летал.
2.
Проснулся Сэм от лёгкого озноба и небольшого покалывания в спине. Он попытался повернуться на бок, но это ему почему-то не удалось. Что-то крепко держало нашего
героя.
А вокруг всё изменилось: стало темно. Далеко в вышине засветили какие-то яркие Мигающие Точки, похожие на чьи-то глаза.
Когда снова появился Жёлтый Шар и вокруг снова стало светло, Сэм встрепенулся и увидел то, что его так крепко держало – это был Корешок! Его собственный! «Какая у меня красивая ножка», - обрадовался Сэм.
3.
Прошло время. Сэм вырос, окреп, подружился с соседями, узнал, что Жёлтый Шар – это Солнце, и оно приносит с собой День, а вместе с ним тепло. А когда его нет, наступает Ночь, появляются на Небе Звёзды.
За такими учёными беседами время летело быстро. Вскоре у Сэма выросли Стебелёк, Листья и Усики. Стебелёк был слабенький, но всё тянулся вверх, к Солнцу. Ему помогал Усик, которым он цеплялся за всё, что встречалось у него на пути.
Когда у Сэма появился первый Цветок, все соседи по грядке поздравляли его, пели ему песни. А его лучший друг Тыква даже посвятил ему стихи.
Моему другу Сэму посвящается:
Много воды в теле твоём.
К Цветковым растениям ты отнесён.
Вместе с тобой в семействе одном
Из жаркой Индии вышли вдвоём.
Иваном Грозным завезены.
Длинные плоды вырастишь ты:
Зелёные, полезные, вкусные, целебные,
Незаменимы для пищеварения, Не вызываешь ты несварения.
Тыква.
4.
Дни становились всё короче. Солнце было уже не таким жарким, как раньше.
Сэм и его соседи выросли и превратились в прекрасные Овощи.
И вот однажды пришли Бабушка и её Внучек. Бабушку Сэм знал и любил. Её ласковые проворные руки ухаживали за ним: оберегали от назойливых Сорных Растений, давали попить, защищали от болезней. Сэму понравился маленький любопытный мальчик, который осторожно шёл по грядке, не желая топтать живое Растение.
Сэм потянулся изо всех сил, чтобы привлечь внимание Мальчика.
А Бабушка в это время собирала в корзинку помидоры и ласково приговаривала: «Ах, вы мои красивые!» Это, конечно, им нравилось, потому что они очень гордились своей округлостью и ярким красным цветом.
Наконец, Мальчик заметил Сэма и, с разрешения Бабушки, взял его с грядки. Он бережно прижал Сэма к груди и, согретый теплом его рук, под стук его маленького сердца, Сэм заснул…
Взаимосвязи в живой природе.
Пчела и цветок.
Сказка.
Как только сошёл снег в лесу и пригрело солнышко, в пчелином улье забурлила активная жизнь. Одни пчёлы выталкивали из улья мусор, накопившийся за зиму, другие
проветривали соты, а пчёлы-разведчицы начали облёт окрестностей.
Одна пчела – разведчик, которую все пчёлы величали Пеструшкой,
Первой улетела далеко от улья. Подлетая к поляне, она почуяла еле уловимый и такой приятный аромат. Сомнений не было – так могло пахнуть только цветущее растение.
Пеструшка выровняла полёт и полетела в сторону аромата. Подлетая к опушке, она услышала разговор. Это разговаривали цветы вишни.
- Третий день висят наши цветы, но их не посещают ни пчёлы, ни бабочки. Наверно, они останутся пустоцветами.
Лёгкий ветерок пролетел над деревом, и аромат их цветов вскружил голову Пеструшке, Быстро приблизилась она к цветам.
Цветы услышали знакомое жужжание, обрадовались, и каждый из них захотел, чтобы пчела первой посетила его.
- Сюда, сюда, - звали они, шире раскрывая свои белые лепестки.
Пеструшка присела на ближайший цветок и стала пить свежий нектар. Цветок нежно обнимал пчелу и обсыпал её пыльцой. Затем был второй, третий, четвёртый… . Прошло несколько минут, а Пеструшка уже набрала нектара, а её тельце от прилипшей пыльцы напоминало жёлтый пушистый шарик.
Тяжело летела она, возвращаясь к улью. У летка её ждали другие пчёлы. Они жадно втягивали свежий аромат цветов. А рабочие пчёлы уже собирали пыльцу с её тельца и укладывали в соты, соты заполняли и нектаром.
- Где ты нашла цветки, много ли их там? – спрашивали её подружки.
Вскоре уже целый отряд пчёл, ведомый Пеструшкой, летел по направлению к поляне.
Деревья обрадовались и дружно встретили пчёл. Начался весенний сбор нектара и в сотах улья стал созревать мёд.
Шло время. Цветущих растений становилось всё меньше. Пеструшка вспомнила, как ранней весной первой собирала нектар с цветов вишни, и полетела туда. Летала она, летала, но белых цветов не видела нигде.
- Куда подевались цветы? – спросила она сама себя и услышала вдруг ответ.
- Мы. Вишенки здесь, на месте!- неслось со всех сторон.
Пеструшка заметила, что вместо белых цветов висели красные шарики. Да, на месте цветов алели плоды.
- Это ты помогла нам образовать семена, они спрятаны в сочных плодах, которые склюют птицы, а семена упадут на землю, и из них вырастут новые деревца, - шелестели листьями растения.
Легко без привычной ноши полетела Пеструшка к улью к своим подругам. Пора собираться на зимовку до следующей весны. Она с подругами влетела в улей. Здесь тепло и уютно.
Вот и сказке конец, ну. а пчёлка – молодец! Я там был и мёдком угощался!
Цветы и пчёлы уже много лет помогают друг другу обитать на планете Земля. Цветы угощают пчёл нектаром, пыльцой, а те, в свою очередь, опыляют цветы растений (переносят пыльцу с одного цветка на другой) и помогают им завязать семена.
Так живут они и будут ещё много лет жить вместе, пока на нашей планете существует жизнь! Поэт Александр Блок написал: « Мне цветы и пчёлы влюблённые рассказали не сказку – быль!» (Работа Барягина Алексея, ученика 9 класса. Алексей помогал проводить экскурсию для младших школьников, где рассказал о связях в живой природе растений и насекомых в такой занимательной форме.)Цветок и пчела.
(Почему расстроился цветок)
Сказка.
Как только в лесу сошёл снег, и пригрело солнышко, на лесной опушке расцвёл красивый Цветок. Все жители леса, опушки и даже редкие путешественники любовались его строгими и прекрасными формами. Да и как было не любоваться им – из розетки изумрудных листьев выходила стройная стрелка, наверху её был чудесный цветок в форме вазочки с голубыми, как весеннее небо, лепестками.
Цветку было приятно внимание всех окружающих, и он даже гордился собой и своими формами. Прошло время. Вокруг него уже выросла зелёная трава, и появились другие цветы - лиловые, белые. На них всё чаще обращали свои взоры прохожие.
Это очень обижало Цветок, он сильно грустил. Его лепестки от огорчения потускнели и начали сворачиваться.
Мимо Цветка пролетала его старая знакомая Пчела. В самом начале весны он первый дал ей возможность попить свежий нектар и восстановить силы. Пчела сделала два круга над цветком и села на его лепестки.
- Что случилось, милый дружок, почему загрустил? - спросила она у Цветка.
- Как же мне не грустить, когда уже никто мной не любуется и не восхищается. Всё внимание другим цветкам. Я остался один-одинёшенек. Никто ко мне за нектаром и пыльцой не прилетает, а их у меня много накопилось. Заканчиваются мои денёчки, -
грустно проговорил Цветок
- Ты не грусти, Цветок,- молвила Пчел а.- Я тебе помогу, ты весной снова воскреснешь и будешь ещё красивее и стройнее.
С этими словами Пчела нырнула в вазочку цветка и щедро поделилась пыльцой со своего взятка. Она лапками вытряхивала её из своих карманов на мохнатых лапках. Пыльца покрыла весь цветок внутри, а сама Пчела, сделав дело, попрощалась с Цветком
и улетела.
Прошло ещё некоторое время. Вазочка цветка исчезла, на её месте выросла коробочка. В ней появились семена, и они, как в кладовой, вошли в зиму.
Весной ветер разогнал тучи, и первые солнечные лучи нагрели лесную опушку. Под тёплыми и ласковыми лучами начал таять снег, и из-под него показалась коробочка с семенами.
С каждым днём снега становилось всё меньше и меньше. Вскоре он совсем сошёл, и воздух становился всё теплее и теплее. Коробочка высохла и начала трескаться. Из неё на влажную землю упали семена, набрали влаги и стали быстро прорастать. На опушке появилась дружная семейка молодых ростков, в центре которой гордо возвышался Цветок. Вскоре на нём появились бутоны – вазочки.
Пчела, совершая свой первый облёт окрестностей, подлетела к тому месту, где рос Цветок. Пчела увидела не одно растение, а целую ватагу их.
- Приветствую тебя, мой старый друг, Цветок! – с ходу приветствовала она. – Как перезимовал, как дела?
- Спасибо тебе, Пчела. Благодаря нашей дружбе и твоей помощи я не только возродился, но теперь у меня есть большая семья, - поблагодарил он от всей души Пчелу.
С тех пор каждую весну на опушке леса встречаются друзья - Цветок и Пчела. Они также сильно дружат и помогают друг другу: Цветок и его дружная семейка готовят для Пчелы нектар и пыльцу, а Пчела помогает образовать Цветку семена для продолжения рода.
Вот и сказке конец, ну, а пчёлка – молодец! Я там был, Цветком любовался и пчёлок слушал. ( Воронков Даниил, Липатов Константин, Новиков Максим 2 класс)
Осенняя сказка.
Вы, наверное любите разные сказки?
Наша сказка начинается. в Золотой стране. Правит в этой стране Осень.
В этой стране можно разговаривать не только с людьми и животными, но и с деревьями
Пока ты идёшь по Золотой стране, ты тоже научишься беседовать с ними.
В этой стране животные заготавливают себе еду на зиму и поют песни:
Ветер, ветер по привычке
Дёрнул Осень за косички.
Все листочки посчитал
И по ветру их пускал.
А ежи не растерялись –
Все листочки собирали,
Чтоб зимой тепло им спать.
Дальше мы идём. У дороги растёт большая яблоня. Но на ней нет ни одного яблока.
Задаём ей вопрос:
- Яблоня! Яблоня!
Где ж твои яблочки?
Может ветер их унёс?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Яблоня нам отвечает:
Нет, не ветер их унёс.
Не спалило их огнём.
Града не было с дождём.
Птицы их не поклевали…
Люди оборвали,
Деткам их отдали.
Поспешили мы дальше.
Дубы и осины вдруг
Вспыхнули жарко!
Ну. разве не жалко?
Искрится кустарник, ожогом горя.
Однажды сюда мы спешили не зря:
Любуемся все мы огнём сентября.
Дорога нелёгкая наша была,
И отдохнуть нам давно уж пора! (Пак Вероника, 2 класс)
Весна идёт.
Во дворе у высокого дома,
Там, где нам всё уже так знакомо,
Вновь черёмуха зацветёт,
И в груди у нас сердце поёт.
Шмель похвалится новой норою,
А берёза задышит листвою,
Бархат тополя возобновится,
И у клёна сок по коре будет литься.
И ты знаешь, что это весна идёт,
Впереди нас много радостей ждёт! (Азовцева Елена 2 класс)
Пришла прекрасная пора,
И всё наполнилось красою.
То на дворе уже веснаИ мы идём гулять с тобою.
Весь лес окутался листвой,И птицы прилетели с юга,
И небо брызжет синевой.
И не страшна нам больше вьюга. (Королёва Эсфирь 2 класс)
О цветах
Как совершенны и прекрасны все цветы.
Сколько света в них, гармонии и красоты!
Словно солнца яркие лучи,
К небу тянутся изящно лепестки.
Цветок – живое существо,
Он любит ласку, нежность и тепло.
Ты только посмотри вокруг:
Цветок – не враг, а лучший друг.
Благоухая, он нам жизнь даёт,
И сердце наше соловьём поёт.
Все люди бережно должны хранить
Природные дары,
В них ключ Здоровья,
Совершенства,Чистоты. (Петрое Александра 2 класс)
Самый маленький цветок.
Он не низок, не высок.
Он красив и аккуратен,
Пахнет лучше всех духов. (Виктория Шаталова 1 класс)
Цветок мой нежный и прекрасный,
Рассвету нежному подобен!
Чудесен аромат и ярки краски.
О, ты, цветок!
Ты бесподобен! (Кузьмина Кристина 2 класс)
О плодах
Вишенки спелые
На деревце висят,
А скворцы всё кружатся,
Скушать их хотят.
Склевали бедных вишенок,
Лишь косточки остались.
А весной из косточек
Побеги появлялись. ( Лукьянцева Женя 4 класс)
Значение растений.
Присмотритесь же, ребятки,
Что растёт у нас в саду,
Что растёт у вас на даче
В огороде, на окне.
Выйдешь утром из дома –
Кругом на траве роса.
И сразу бежишь в теплицу:
Как там рассада? Жива?
Слева на длинной грядке
В шахматном порядке
Крепкие и ветвистые
Стоят помидоры душистые.
А справа на грядках коротких
Перец и баклажан.
Вперемежку с цветами садовыми
Готовят свой карнавал.
И вот наступает август.
Какая в нём красота!
А вечером перед закатом
Цветы поливаю сама.
В теплице дурманящий запах:
Это зацвёл табак.
А на розах – принцессах платья…
Только и скажешь: «Ах!».
Синие баклажаны
Прячутся под листвой,
А красные помидоры
Висят кружевной волной.
Вместе с перчиком полным,
И с кабачком золотым
Картошечка, я и не знала,
Как вами мы дорожим! ( Кормилицына Ирина 4 класс)
Тема « Хвойные и лиственные деревья»
Сосна
Росла в лесу долго сосна.
И всем была в радость она.
Зимою к ней клёст прилетал,
А летом измученный странник
Под ней отдыхал,
С восторгом целебный он воздух вдыхал.
И хоть колюча она,
Но всем нам сосна очень нужна! (Липатов Константин 2 класс)

Сосна
Посмотри, какое лето!
Посмотри, какие дни!
Но душой моей согретаТолько ты, одна лишь ты.
Та сосна, что так красива
В одиночестве стоит.
Только ветерок игриво
Её ветки шевелит.
Шишки, словно украшенья,
На её ветвях висят,
И росы прозрачной капли
На иголочках горят. (Гордейчук Анастасия 2 класс)
Викторина (4 класс)
Предлагаемые вопросы викторины составлены по материалам детских проектов, представленных как стендовые доклады.
Темы. «Вода – бесценное вещество на Земле»
«Растения – спутники человека»
Читает 1 ученик:
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
-Вопрос ведущего: «Сколько воды вытекает из неплотно закрытого крана за минуту, за час? Почему надо беречь воду?
Читает 2 ученик:
Поливаем клумбы дружно,
Траву выполем на спор.
А зачем нам это нужно?
Чтоб красивым был наш двор!
-Вопрос ведущего: «Какую пользу нам приносит посадка цветов, полив газонов, асфальта в городе?»
Читает 3 ученик: Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И. фиалки, и герани.
Вот попробуй те вы сами!
-:Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?»
Покажи лекарственные растения, которые растут рядом с человеком в природе.
Читает 4 ученик: Вот как плачет травушка – муравушка:
«Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня, зелёную,
Да всё детушки, да всё малые,
Во зелёном саду гуляючи, бегая, играючи…
- Вопрос ведущего: Почему гибнет трава? Как сберечь травяной покров на газонах пришкольного участка? В лесопарковой зоне?
Какие травы устойчивы к вытаптыванию?
Читает 5 ученик: Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растёт зелёное,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
- Вопрос ведущего: Нужно ли сажать деревья, плоды которых мы не собираем? Почему?
-Назовите деревья, посаженные на нашем пришкольном участке.
Читают ученики заключительные строчки поочерёдно:
Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!