Рефлективный отчет по внедрению модуля ИКТ в серию последовательных уроков русского языка
Рефлективный отчет, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков.
На основе внедрения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении»
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни,
и знает способ и средства, как он это может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А.ДистервегОдной из наиболее важных целей образования в настоящее время является развитие коммуникативных способностей учеников. И одним из наиболее эффективных средств для достижения этой цели является ИКТ. Использование информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе позволяет выйти за рамки стандарта, использовать огромное количество источников информации. Применение ИКТ на уроках позволяет сделать их более интересными, так как современные дети с легкостью овладевают цифровыми технологиями. И использование компьютеров, интерактивных досок, работа с презентациями, просмотр видеофильмов и аудиозаписей, поиск информации в интернете привлекают внимание детей в разы сильнее, нежели учебники. Для учителя ИКТ являются значимым инструментом, помогающим в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. (Руководство для учителя. стр. 166)
Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер обладает такими характеристиками, как комплексность, универсальность, интерактивность и является средством самоконтроля, тренажера знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. Мне легко организовать индивидуальную, парную и групповую работу, используя компьютер. Но, в то же время, я не забываю, что компьютер не может заменить учителя, и я стараюсь тщательно планировать уроки и использовать компьютер только тогда, когда он действительно необходим.
Так на третьем уроке в рамках четырех последовательных, темой которого была: «Различение на письме частиц НЕ и НИ» для проверки усвоения материала мною был применен тренажер по русскому языку. Этот урок был проведен в компьютерном классе, где каждый ученик мог выполнить данный вид работы индивидуально. Использование тренажера позволило ученикам проверить свои знания и сразу же увидеть результат, а мне, как учителю, удалось объективно оценить их, так как оценку выставлял компьютер. Работая с тренажером, ученикам необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся теоретических знаний и вопросы, которые были направлены на практическое применение данного правила.
Работая над планом урока по этой теме, я включил этот вид работы к концу урока. Я рассчитывал, что 15 минут вполне хватит ученикам. Они с легкостью справились с вопросами, касающимися теории, а вот на задания на применение правил потребовалось больше запланированного времени. Слабым ученикам потребовалось немного времени после того, как прозвенел звонок с урока. Стоило бы ограничится только теоретическими вопросами, а упражнения выбрать с учебника либо применить иной вид работы.
Использование безграничного пространства сети интернет дает возможность учителю строить урок в соответствии с интересами современных школьников.
Помимо тренажера по русскому языку, я использовал и другие средства ИКТ. Так, к примеру, тема четвертого урока в рамках моей практики звучала: «Правописание НЕ с разными частями речи». К этому уроку в сети Интернет я обнаружил, впервые для себя, флэш-ролик, который отражал правила, представленные в учебнике: частица НЕ при помощи эффектов анимации приближалась к словам разных частей речи, и если по правилам слово пишется с НЕ раздельно, то слово ее отталкивает, если же слитно, то обнимает.
Данный флэш-ролик был продемонстрирован после того, как учащиеся ознакомились с теоретическим материалом учебника. Целью данного вида работы было наглядно представить правило. Во время этих двух этапов урока я обратил внимание, что ученик – Денис, за которым я вел наблюдение в период практики (он относится к слабым ученикам и является больше визуалом), лучше понял правило после просмотра ролика, нежели после устного обзора материала и смог ответить на ряд вопросов. До этого момента я не обращал на это внимание и, зачастую, довольствовался лишь редкими его ответами. Анализируя этот урок, я сделал вывод, что Денис лучше воспринимает информацию, если увидит ее, а не услышит. Поэтому в будущем я планирую начать использовать программу для создания таких анимированных красочных роликов, использовать их на уроках и размещать их на различных Интернет-ресурсах, потому что в сети их на данный момент очень мало.
В отношении цифровых технологий технологические знания предполагают владение операционными системами и компьютерными аппаратными средствами, а так же способностью использовать стандартный комплект программных инструментов, позволяющий набирать и редактировать тексты, создавать электронные таблицы, использовать браузеры и электронную почту. (Руководство для учителя. стр.169).
Анализируя свою работу и наблюдая за работой своих коллег, я пришел к выводу, что самым распространенным видом цифровых технологий, который используется учителями, является презентация, созданная в офисной программе PowerPoint. И это не удивительно, потому что достаточно обладать минимальными знаниями для создания красочных презентаций к урокам, которые разнообразят занятия, значительно сократят время подачи определенного материала, вовлекут учащихся в работу и мотивируют их на достижение результата. Я считаю, что именно при создании презентаций к урокам и проявляется технологическое педагогическое и содержательное знание учителя. Мишара и Келер (2006) утверждали, что, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. (Руководство для учителя. стр.170) В планах к урокам презентации не должны выступать просто как определенный этап, а необходимо четко понимать, для чего они нужны и как они помогут достигнуть поставленных целей.
За время работы в школе я разграничил все презентации, использованные на уроках на три вида:
- презентация-наглядность;
- презентации для объяснения нового материала;
- презентации для закрепления знаний и навыков.
Презентация – наглядность помогает мне вместить огромный объем информации в один файл, будь то различные картинки, портреты поэтов и писателей или же просто какая-либо дополнительная информация. На такую презентацию я отвожу не больше 5 минут урока, так, как считаю, что их достаточно лишь продемонстрировать.
Презентации для объяснения нового материала требуют тщательной подготовки, так как они отражают всю суть новой темы. Здесь я стараюсь использовать все доступные возможности программы PowerPoint: вставки картинок, фигур, видео и аудиозаписей, применение анимации к тексту, отдельным словам, фигурам или картинкам. Благодаря этому, можно наглядно объяснить ученикам правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях, способ образования тех или иных слов. Здесь же возможно размещение и небольших заданий для закрепления изученного.
Для того, чтобы не накапливать раздаточный материал на бумаге (тесты, упражнения, отрывки из различных произведений и др.) я использую, когда это возможно, презентации для закрепления знаний и навыков, в которые я помещаю необходимые для урока задания. Зачастую я создаю слайды с ответами для возможности самостоятельной проверки учениками своих результатов.
В период практики я использовал презентации на всех четырех уроках. Первый урок был посвящен введению в тему «Частицы». На данном уроке я использовал презентацию-наглядность, в которой была представлена история о появлении частиц в речи, краткий теоретический материал по теме, который детям необходимо было перенести в рабочую тетрадь. Такой прием я часто использую, так как он позволяет лучше запомнить информацию, потому что прежде, чем переписать, текст необходимо прочитать. Презентация была наполнена небольшими красочными анимированными изображениями. Так как тема урока звучала обобщенно: «Частица как часть речи», то я не стал отводить много времени на презентацию.
Основной целью второго урока в рамках четырех практических была научить различать и распределять частицы по их разрядам. Здесь мной была применена презентация, которая помогает учителю объяснить новый материал. На первых трех слайдах презентации были показаны три разряда частиц и те частицы, которые к ним относятся. Но здесь я намеренно отразил не все частицы для того, чтобы дети дополнили эти ряды примерами из теоретического материала учебника. После небольшой практической устной работы я обратил внимание детей на следующий слайд, где были «раскиданы» все частицы и три корзины с названиями разрядов. Выбирая частицы, детям необходимо было назвать корзину, в которую ее необходимо отправить. При нажатии на названную частицу она по средствам анимации двигалась в направлении своей корзины. В выполнении этого задания участвовал весь класс, так как им было интересно увидеть результат их ответа. Они с легкостью справились с этим заданием.
Тема третьего урока звучала: «Различение на письме частиц НЕ и НИ». На этом уроке я использовал презентацию с целью закрепления знаний, полученных на уроке. Так как упражнения, представленные в учебнике, касающиеся этой темы, не очень отличаются друг от друга, то после того, как теоретический материал был изучен, я представил ученикам презентацию, в которой были размещены небольшие задания, позволяющие закрепить пройденный материал.
К сожалению, при изучении темы «Правописание частицы НЕ с разными частями речи» возникли трудности с компьютером. Презентация с объяснением теоретического материала и практическими заданиями не хотела открываться. Но, так как это не первый случай в моей практике, я часто, готовясь к урокам, готовлю так же раздаточный материал, который копирует содержание слайдов презентаций.
Такой вид ИКТ, как презентация PowerPoint, я использую почти с первых дней моей трудовой практики, и часто обращаю внимание на то, что многие ученики лучше усваивают материал и охотнее выполняют задания, нежели просто работая с учебником. Я думаю это связано с тем, что у сегодняшних учеников интерес к различным видам цифровых технологий выше, чем к книгам. Таким образом, используя такую простую офисную программу, как PowerPoint можно подать тот же материал, что и в учебнике, но интерес детей к нему будет в разы выше. Так же я всегда первый слайд презентаций я отвожу на запись числа и темы урока, а последний – на домашнее задание. Это позволяет немного сэкономить время, которое тратится на запись этого же на доске.
Так же в период практики я узнал от своей коллеги – классного руководителя 7-го класса, что Денис часто посещает детскую библиотеку и работает там с компьютером. Я рискнул в качестве домашнего задания по теме «Частицы формообразующие, отрицательные и модальные» дать ему возможность приготовить презентацию. Разъяснил, что ему необходимо отразить на слайдах. Он с удовольствием согласился. Конечно же результат был далек от идеала, но прогресс был уже в том, что Денис, будучи слабым учеником, проявил интерес к изучаемой теме, запомнил материал и использовал для создания своей презентации дополнительные источники (интернет).
Так же в период практики мне пришла идея использовать аудиофайлы во время урока. На третьем уроке в рамках среднесрочного плана, на том этапе урока, где ученикам предстояло выполнение упражнений, я включил медленную музыку, взятую из интернета. Была боязнь, что она будет мешать работе учеников, но все вышло совсем иначе. В классе стало меньше шума, работа была выполнена быстрее, и каждый работал самостоятельно, не отвлекаясь.
Хоть мной и применялись некоторые из видов информационно-коммуникационных технологий на уроках, и я считал, что применяю их достаточно хорошо, но после прохождения первого этапа курсов и изучения модуля «ИКТ в обучении и преподавании» я пересмотрел свои взгляды на использование возможностей компьютера и других цифровых технологий. Пропали некоторые сомнения в обоснованности использования тех же презентаций или аудиофайлов. И хотя использование ИКТ не предоставляет возможности обеспечения исчерпывающего понимания о предмете, тем не менее, способны облегчить постижение общего представления о нем, обладая гибкостью в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы совершенствования его преподавания посредством применения новых технологий. (Руководство для учителя. стр. 169) Сейчас в моих планах на будущее – пополнить копилку цифровых ресурсов новыми, открыть в какой-либо социальной сети сетевое сообщество учеников, где можно будет размещать различные материалы, касающиеся предмета.