Отчет «Рефлективный отчет по серии последовательных уроков»
Рефлективный отчет
по серии последовательных уроков
Во время поиска на вопрос «Каким должен быть современный учитель?» я нашла одно очень хорошее высказывание В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Работая в школе, я поняла насколько верной и точной оказалась эта, казалось бы, простая фраза, и насколько актуальной она была и остается до сих пор.
Основной задачей работы педагога в настоящее время является помогать обучающимся получать новые знания, используя современные и эффективные методы обучения. Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, его статьи и разработки можно встретить в различных газетах, журналах и на сайтах интернета. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Необходимой и обязательной частью работы учителя в наше время является и участие в различных конкурсах, дистанционных олимпиадах. Иногда возникает чувство, что учитель – это личность, способная оставаться по-настоящему активным профессионалом 24 часа в сутки. По моему мнению, прожить такую насыщенную и яркую жизнь может лишь тот, кто влюблен в свой предмет, кто с восхищением рассказывает о нем окружающим, кто каждый свой урок стремится превратить в незабываемое и яркое событие. Его ученики, без сомнения, чувствуют это и поддерживают своего наставника во всех его начинаниях, ведь он всегда готов идти вперед и не останавливаться на достигнутом.
Современный учитель – это человек, который находится в постоянном творческом поиске. Его задача быть не только источником знаний, но и настоящим другом и помощником для своих подопечных. Важнейшим условием успешной работы учителя, по моему глубокому убеждению, является любовь к своим обучающимся. Меняются времена, технологии обучения, методы воспитания, но учитель всегда был и будет человеком, к которому тянется молодежь, он всегда готов придти на помощь, выслушать и вселить надежду и уверенность. Таким образом, профессия преподавателя требует от него присутствия таких качеств как мудрость, отзывчивость, огромное терпение и симпатия к людям. К такому человеку всегда тянутся ученики, родители и коллеги. О нем всегда и везде говорят с глубоким уважением и признательностью. К нему обращаются за помощью и советом, его ценят в том городе или поселке, где он живет и работает, отдавая всего себя воспитанию будущих ученых, артистов, политиков и просто хороших людей.
На первом этапе курсов мы изучали семь модулей, которые рассматриваются в процессе обучения в школе. Каждый из этих модулей мы изучали, опираясь на руководство для учителя, ресурсные материалы. В дальнейшем на практике я, используя эти модули, проводила уроки по предмету. На практике я применяла новые подходы в обучении: диалогическое обучение, критическое мышление, оценивание, ИКТ. В своем отчете я постаралась осветить каждый из этих новых подходов. Но в первую очередь хотелось бы сказать что, прежде чем делать или создавать какие-то новые идеи, немаловажную роль в этом процессе играет убеждения учителя. Поэтому хотелось бы остановиться на такой ценной информации как: убеждение как личное предрасположение к действию. Социологи могли бы именовать его как основную ценность. Убеждения учителя оказывают большое влияние при формировании установок, которые в последствии объясняют принятие решений, и, в итоге- действия в классе. В этой связи обучающий арсенал любого учителя представляет собой совокупность убеждений, знаний и предположений, которые в ситуации взаимосвязи составляют уникальные «обучающие схемы» личности. Пажарес (1992) утверждает, что, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем, его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник.
Однако глубокие убеждения могут ограничивать восприимчивость учителя к новым идеям. Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому , прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей. [1] Это именно то, чему мы на самом деле должны обратить особое внимание. Как показано в руководстве для учителя что на первом месте находится именно убеждения, затем установка, решения и действия. Наверное каждый из нас смог почувствовать себя в роли учителя нового формата, конечно за всех абсолютно ответить не могу, но могу с точностью сказать что, во время процесса обучения учащихся, к своей деятельности работы я отнеслась более глубоко, более серьёзно. На протяжении всей практики я анализировала каждый мельчайший свой ход, прорабатывала детально каждый вид работы, и только после обдумываний , я применяла это конкретно на своих уроках.
В серии последовательных уроков цели были таковыми: расширить и систематизировать лексический запас слов по темам, развивать умения понимания иноязычную речь и реагировать на неё, развивать навыки монологической и диалогической речи , тренировать навыки ведения диалога. Так как моей основной целью было именно то, что бы учащиеся начали говорить, причем не просто говорить , но и понимать, так же быстро реагировать на различные формы и методы обучения. Таким образом в девятом классе где я проводила уроки по английскому языку, я применяла диалогическое обучение в группах. В группах учащиеся готовили вопросы друг другу «ты мне я тебе». В данном случае у учащихся развиваются навыки устной речи, расширяется словарный запас, решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся т.к они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения. Учащиеся также рисовали флипчарты по теме: «Макдональдс» где защищали свои работы, задавали вопросы друг другу. Я увидела на уроке, что мои ученики говорили на английском языке.
Я понимаю, что учащийся может плохо учиться, но хорошо и даже отлично играть в шахматы или плавать и т.д. То есть быть одаренным в одной сфере деятельности, но испытывать трудности в другой. Ученик может быть одаренным в одном предмете, а по другим не успевать. Поэтому, я считаю, что создание профильных, специализированных классов способствует развитию детей в том или ином изучении предмета. В таких классах дети имеют условия для развития своих способностей и достижения успехов. Мы знаем что детям младшего школьного возраста необходимо стремиться как можно чаще вводить упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного. Для детей среднего возраста в усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение. Ну и учащиеся старшего звена отличаются относительно высоким культурным уровнем и кругозором, высокой степенью познавательно-логического поведения, определившимися склонностями и интересами, самостоятельностью, умением сосредоточиться, отрицательным отношением к механическим приемам закрепления. И самое главное то что хотелось бы сказать по поводу именно учащихся старшеклассников, бывают такие моменты , когда учащиеся не могут спросить у учителя то , что им хотелось бы знать. И в этот момент у них наступает процесс «Самообучение».
Я разрабатываю для них задания усложненного характера, на логическое мышление, задания, выходящие за рамки школьной программы. Занимаюсь с учениками в дополнительное время, а главное при распределении заданий учитываю возрастные особенности. Я вижу, что дети любят учиться и познавать новое, делать для себя открытия, быть первым во всем, стремиться к успеху. В современных условиях есть все, необходимая база для работы с детьми, важно вовремя выделить их и начать работать на уроках, распределять задания, учитывая сложность заданий для каждого ученика.
В начале каждого учебного года мы разрабатываем план работы с одаренными и талантливыми детьми, где указываем разные формы и методы работ с учащимися. Я приглашаю учащихся во внеурочное время, и мы готовимся с ними на олимпиады, выполняем задания, усложненные по программе, выявляем ошибки и исправляем. Вот уже третий год ученица десятого класса Сабина участвует на различных видах конкурсов, где получает неплохие результаты. В дальнейшем я хочу проводить большую работу в этом направлении и добиться высоких результатов, думаю, в этом мне помогут те знания, которые получила на курсах.
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Я поняла, что широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании английского языка. В период прохождения практики после первого этапа курсов на уроках я применяла информационно- коммуникационные- технологии. Причем буквально на всех уроках я применяла этот модуль, это помогло мне в проведении различных видов и методов преподавания. Учащиеся с лёгкостью справлялись по каждым заданием, например на уроке по теме «Достопримечательности Лондона», учащимся необходимо было найти те достопримечательности, которые не были даны в презентациях. Таким образом каждый из учащихся смог воспользоваться ресурсами интернета, найти достопримечательности Лондона, которые не были даны в презентациях. Затем они сумели не просто найти и выписать нужную для них информацию, так же смогли составить небольшой рассказ, каждый отвечал по мере своих возможностей, и самое главное это что я говорила выше, что они достигли той цели, которые я ставила перед собой, они говорили на уроке.
Работа по созданию уроков на интерактивной доске близка к созданию презентаций, но презентацию нельзя изменить, внести что-то по ходу урока. Интерактивная доска дает более широкие возможности в этом плане и стимулирует познавательный интерес учащихся. На своих уроках по английскому языку я применяю интерактивную доску для выполнения различных упражнений, объяснения новой темы, изучения новых формул и использую электронные учебники. Немаловажным аспектом является так же и то что, мы должны придерживаться регламента времени, применяя при этом здоровье сберегающие технологии.
При работе с ИКТ на уроке английского языка я хочу назвать его бесспорные достоинства:
- Общекультурное развитие учащихся
- Совершенствование навыков владения компьютером
- Повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету
- Активизация навыков самостоятельной работы
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться. Творчески работающий учитель должен критически мыслить. Поэтому на своих уроках я применяла элементы критического мышления, буквально во время практики проведения серии последовательных уроков, я проходила курсы критического мышления, где помимо тех знаний которые я получила на первом месяце обучения, смогла полностью вникнуть в суть этой технологии. Но, опираясь на информацию, полученную на курсах, перенимала опыт других учителей.
Модуль «Управление и лидерство обучения» основывается на том убеждении, что устойчивое развитие и изменения в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах.
Критическое мышление - что вложено в это понятие? Изучив литературу и присутствуя на уроках коллег, я поняла, что мышление о том как надо мыслить.
Критический мыслящий человек приобретает жизненные навыки наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. Навыки критического мышления такие, как наблюдения, анализ, вывод, интерпретация помогает человеку адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе, которое предъявляет новые требования.
Процессы и навыки, используемые при изучении английского языка, включат сбор и группировку таких доказательств, как развитие речи учащихся в процессе говорения, формируют материалистическое мировоззрение, что в свою очередь способствует оценке основных источников и постановку соответствующих вопросов о них.
В конце каждого урока я проводила рефлексию урока, который тоже является одним из элементов критического мышления.
На каждом уроке я применяла «оценивание» учащихся, так как оценивание знаний, умений и навыков учащихся является неотъемлемым звеном учебно– воспитательного процесса.
Во-первых, выявляется усвоение материала учащимися и пробелы в знаниях, что позволяет правильно планировать учебный процесс. Во – вторых, выясняются психологические особенности учащихся (внимание, память т.д). В - третьих, необходимо отметить главную функцию контроля – обучающую. Оценивание знаний, умений и навыков имеет большое значение для учащихся.
Основные требования, предъявленные к оцениванию являются его объективность, регулярность, дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. К ним относятся: карточки с заданиями, тесты.
В руководстве для учителя выделяют 2 вида оценивания: формативное (обучение для оценивания) и суммативное (оценивание обучения). Формативный вид оценивания повышает самооценку, мотивацию для дальнейшей работы. Из своей практики знаю что, любой вид оценивания несет за собой определенный характер, так и формативный метод оценивания способствует повышению мотивации учащихся, на примере если это отразить, то я бы сказала что слабый ученик Жанбулат во время занятий постоянно задаёт вопросы, порой не относящиеся к теме, и мне приходится давать ему определенный вид работы, так же приходится поощрять его, для улучшения работы, и для повышения интереса к предмету. Никогда не жалею хвалы со своей стороны.
Если раньше я чувствовала себя в роли учителя как то скованно, то сейчас я могу сказать что воздействие окружающей среды, а именно на данный момент, позволяют мне узнать о себе совсем новое. Если я раньше боялась сказать что то не так, высказать своё мнение, то сейчас с помощью данных курсов, чувствуешь себя как то иначе. Чувствуется значимость тебя как личности, индивида, как объекта со своими мыслями и идеями. Я открыла для себя какие-то новые ощущения в плане осмысления, анализирования.
Во мне проявился дух оптимистического настроя на более высоком уровне. Все знания, полученные при изучении семи модулей, в своей дальнейшей работе я буду применять с целью повышения качества знаний, интереса к предмету, реализации полученных знаний учениками в жизни. Этот процесс требует плавного перехода во времени, так как учителю самому нужно адаптировать свои знания новых подходов в обучении в образовательный процесс и мне еще многому нужно будет научиться и научить своих учеников. Что я буду делать это с огромным удовольствием на протяжении всей моей педагогической деятельности.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Давлетова Лариса Базарбаевна Портфолио учителя Отчет С
Группа № 2 3 уровень
г. Уральск 04.05.2014