Классный час на тему: С Победой в сердце
Цели:
содействовать сохранению исторической преемственности поколений, бережному отношению к традициям своего народа и формированию российской национальной гордости за героическое прошлое народа-победителя и гордости за достижения родной страны и Кубани;
приобщение учащихся к базовым национальным ценностям и воспитание чувства патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре;
формирование у учащихся системы социальных ориентиров, позволяющих школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор;
продвижение достижений своей малой родины как части великого наследия России.
Ход классного часа:
Ребята, на празднике Последнего звонка была объявлена тема сегодняшнего Единого Всекубанского классного часа. Кто запомнил и сможет озвучить тему еще раз? (Тема – «С Победой в сердце!») –
Слайд 1.
Что такое победа? (ответы учащихся)
Посмотрите, как это слово толкуется в великих словарях:
Слайды 2 - 4.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Побеждать – 1) победить кого, осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; 2) быть первым при состязании.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Победа 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника.
Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).
2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в
результате преодоления чего-н.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка,
Т. Ф. Ефремова.
Победа
Успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника.
Успех в спортивном состязании, соревновании, закончившийся поражением соперника.
Какое-л. достижение в результате долгой и упорной работы.
перен. Успех в борьбе за что-л. , какое-л. достижение в результате преодоления чего-л.
Многие из вас, как видите, давали очень правильные, точные ответы. А теперь рассмотрим примеры этих объяснений в нашей жизни, в нашей истории.
Слайды 5 - 12.
1.Успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника. Это… Победа в ВОВ, 70-летие которой мы отмечали совсем недавно. 8 мая у нас прошел классный час, тема которого была «Память сердца». О чем мы говорили, о чем вспоминали?
Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.
Война – это 4 года ада, это 1 418 бессонных дней и ночей. За это время фашисты уничтожили 1710 советских городов и более 70 тысяч сел и деревень. В годы войны было сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек, 20 миллионов русских людей погибли, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. Страна потеряла 30% национального богатства.
Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина.
Слайды 13 – 14.
(Федотов Николай Андреевич, Пигунов Михаил Тимофеевич, Будина Мария Федоровна).
В этом году мы встречались с ветеранами, которые прошли эту войну. Они рассказывали нам о том, что в их памяти о тяжелых военных годах, что в виде крупных воинских соединений казачьи войска внесли ценный вклад в деле победы над фашистской Германией.
Слайд 15. Фильм «Летопись Отечества. Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны».
В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители. Расставались любимые, никто тогда не думал о себе. Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей. Это память сердца всего народа.
Как вы понимаете слово память? …
Слайд 16. «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
А что можно считать подвигом? …Слайд 17. Письмо
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?(Звучит вальс «В лесу прифронтовом» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского. Учитель, раскрыв солдатский конверт-треугольник зачитывает строки из письма танкиста А. Голикова любимой)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросы классу: 1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).3) Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?4) Какие чувства испытывает солдат к Тоне?Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста.
Слайд 18. Волжская баллада
Ребята, послушайте балладу Льва Ошанина, которая была написана через некоторое время после окончания войны (накидываю шаль себе на плечи и читаю наизусть)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Вопрос классу: Как вы поняли основную мысль баллады?…(предполагаемые ответы учеников) …
Война жестока, она ломает судьбы людей, рушит семьи, их счастье, разлучает любимых, порой навсегда... …Но люди умели довольствоваться малым, ценили и осколки былого счастья, примером является Наталья - героиня баллады. …У женщины большое доброе сердце – оно не очерствело во время войны-, она преданна своему любимому мужу, даже тогда, когда видит тело без ног и рук, забирает его домой. И продолжает жить! И не жалуется на судьбу! Никто не видел ее слез. …Когда возвращается ее муж, она «ни мертва ни жива» – злую шутку с ней сыграла война, ведь она смирилась с мыслью, что ее любимый - калека, а оно вон как вышло. Возможно, напутали что-то с документами, или они были однофамильцами. Но муж все понимает без слов и кланяется жене до земли. Вопрос классу: Сравните две истории, что общего в них вы бы отметили?(предполагаемые ответы) … Безграничная любовь и преданность! В первом случае танкист в последние минуты жизни пишет письмо любимой, на его коленях ее портрет, так легче и умирать не страшно, зная, что где-то далеко есть любимый человек. Во втором – для Натальи важно, что любимый жив! Любимый – калека лучше, чем мертвый любимый. …Это и есть великая сила любви, которая помогла и явилась спасительной силой для Алексея Ковалева, который вернулся домой. Не упрекнув жену ни в чем, а лишь поклонился ей до земли.
Слайд 19. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся Парад Победы. 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы. Много горя и страха принесла война, но несмотря на голод, холод, разруху, наш народ победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе, победил фашизм!
Слайд 20.
День Победы. День Победы - праздник всей страны! Духовой оркестр играет марши. День Победы - праздник седины. Наших прадедов, дедов. Даже тех, кто не видал войны, -Но её крылом задет был каждый .
Слайд 21.
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» – "От героев былых времен не осталось порой имен».Слайды 22 – 24.
2. Успех в спортивном состязании, соревновании, закончившийся поражением соперника. Это … Победа в Олимпиаде -2014 в г. Сочи. Двенадцать кубанских спортсменов приняли участие и добились победы. Кубань гордится своими спортсменами: И.В.Караваева, Е.А.Кафельников, А.Н. Москаленко. Эти знаменитые, успешные люди поверили в свои силы, преодолевая преграды и трудности на своем пути.
Слайды 25 - 27.
3.Какое-либо достижение в результате долгой и упорной работы.
Кубань славится выдающимися учеными: В.С. Пустовойт, Н.И. Вавилов, А.И. Носатовский, П.П. Лукьяненко, супруги С.Д. и В.Х. Кирлиан; талантливыми врачами: С.В. Очаповский, В. А. Порханов; космонавтами - Г.И. Падалка, В.В.Горбатко и другими.
У нашего края славное прошлое и не менее славное настоящее и будущее, нам есть чем гордиться, есть что сохранять и развивать. Нашим выпускникам дается возможность пополнять копилку достижений Краснодарского края своими победами и открытиями.
Слайд 28 .
У каждого из вас за этот учебный год имеются собственные успехи в учебе, творчестве, спорте. Поделитесь радостью своих побед. (Слово учащимся класса, демонстрация их наград).
Итог
-На этом классный час окончен. Прошу всех сфотографироваться.
Создание фотоколлажа «Достижения учащихся 5 «Г» класса за 2014 – 2015 учебный год.