План-конспект в 5 классе на тему Передняя Азия и Восток в древности.
МКОУ «Архангельская общеобразовательная средняя школа
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Передняя Азия и Восток в древности".
5-й класс. Безгин Михаил Николаевич – учитель истории
Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие с элементами игры)Цели урока: обучающая - закрепление учебного материала; развивающая - совершенствование познавательных способностей, умения анализировать исторические факты и применять их в новых условиях, способствовать развитию внимания и умения самостоятельно делать выводы, навыка работы с исторической картой и историческими источниками, с линией времени; воспитательная - способствовать сплоченности коллектива и развитию любознательности, повышение интереса к истории. здоровьесберегающая – приобщение к здоровому образу жизни, необходимости тренировать свое тело и свой дух, правильно питаться, как это делали в странах Востока раньше и делают сейчас.
План урока: 1. Вводная часть.2. Основная часть. Разминка.3. Конкурсы и задания
7. Закрепление.8. Подведение итогов.Оборудование урока: Карты, индивидуальные карточки-задания, удочки и рыбки к игре «Рыбалка», игра «Кто быстрее» к конкурсу капитанов, компьютер и мультимедийный проектор, СД – диск «Древний мир», Палочки и рис к конкурсу «Китайцы», рабочие тетради по истории.
Условия игры: Учащиеся поделены на две команды, со своими капитанами. Команды отвечают на вопросы в зависимости от конкретного задания, за правильные ответы участники получают баллы в виде карточек. В конце количество карточек подсчитывается в каждой команде и индивидуально. Объявляется победитель, выставляются оценки. Задания можно составлять по отдельным странам, но можно и не по порядку. По ходу выполнения их можно немного сократить. Все будет зависеть от готовности класса к уроку или общего уровня подготовки класса.
Ход урока1. Вводная часть. Слово учителя: “Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! А путешествовать мы отправимся в Переднюю Азию и Древний Восток (в Индию, Китай, побываем и в Египте). Можно представит себе, что мы находимся в клубе знатоков, самим почувствовать себя знатоками. Нас будут поджидать неожиданности и загадки. Наша задача – преодолеть все трудности и сделать так, чтобы нашим гостям было интересно с нами путешествовать. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Также в путешествии нам будет помогать муза истории Клио и богиня правды Маат. После каждого пройденного этапа она будет посылать вам часть волшебного письма, которое вдохновит вас”.2. Основная часть. 1. Разминка. ( На доске или мониторе). ЗАДАНИЯ. (Кто быстрее выполнит здания дополнительный балл и название команды соответственно – право выбора).
Сложить (сказать) название жителей страны, которая расположена…
- На восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.
___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ (финикийцы)
- В верхнем течении Тигра в предгорьях, богатых залежами железной руды.
___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ (ассирийцы)
2. Историческая личность (соотнести имена и страны)
1. ХаммурапиКитай
2. Дарий 1Египет
3. АшурбанипалВавилония4. Тутмос 3Индия
5. Ашока Персия
6. Конфуций Ассирия
Слово учителя: “Итак, вы успешно преодолели первые испытания и Клио посылает вам начало своего послания. Прочтем его – МОЛОДЦЫ! Но многие приключения еще впереди, поспешим!”3. Давайте сейчас проверим не только вашу эрудицию, но и вашу реакцию. (Капитаны)
Вопросы командам («ЛАМПОЧКА» конкурс на реакцию).
- Тростник, из которого делали материал для письма (папирус)
- Название областей Персидской державы (сатрапии)
- Письменность в Двуречье (клинопись)
- Группа людей не входившая ни в одну касту (неприкасаемые)
- Стенобитное орудие (таран)
- Непроходимые тропические леса (джунгли)
- Правитель Египта (фараон)
- Страна двух рек, что понятно из ее названия (Двуречье)
- «Город крови», «логовище львов» (Ниневия)
- Гробницы для египетских фараонов (пирамиды)
- Река «тысячи бедствий» (Хуанхэ)
- Сплав меди и олова (бронза)
- По-русски колодец, а в Египте… (шадуф)
- Самое длинное сооружение в мире, которое можно увидеть из космоса (Китайская стена)
- Чем питались люди, бежавшие с Моисеем из Египта (Манной)
4. Загадки. А…«Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то улыбаются, шутят, и нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мной сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!
- Все было не так, - отвечает другой. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся: это случайное везение… Берегись, мы встретимся еще раз, и уж тогда победа останется за мной!»
- О каких сражениях говорили индийцы?
- Что вы знаете об этих сражениях?
(ШАХМАТЫ)
Б… Что бы это могло быть? Показать Каменные Скрижали (заповеди)
Слово учителя: “Итак, мы успешно пересекли Двуречье и отправляемся в следующую страну. Но сначала прочтем отрывок из послания Клио – ВЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ … Что же ждет нас впереди, поспешим!” Пока ребята думают над ответом, настраиваю компьютер.
5. Конкурс «Узнай рисунок, фотографию» (по возможности можно использовать музыкальное сопровождение).
При помощи компьютера показываю фотографии и рисунки по пройденным темам, а ребята отвечают. Что это за изображение, и с какой страной связано. Всего около 20 изображений.
6. Тестовые задания. Используется СД- диск «Древний мир – 5 класс» В каждом тесте 10 вопросов и компьютер выставляет баллы либо процент выполненных заданий. Достаточно выполнить по одному тесту. Допускается и коллективное решение.
- Финикия (возможно, достанется и другая страна)
- Индия (возможно, достанется и другая страна)
Слово учителя: “Итак, мы побывали в Финикии… и отправляемся дальше. Но не забудем про послание Клио. Что там? – ЗНАЕТЕ … Что бы это значило? Уверен – разгадка ждет нас впереди!”7. Йога. Мы побывали в Индии, где многие люди ведут здоровый образ жизни, занимаются Йогой, давайте проверим, есть ли у вас такие (вначале немного разминки для всех).
- Достать ладонями до пола
- Сесть в позу лотоса
- Достать стоя(сидя) ногой до лба
По ходу выполнения упражнений рассказываю немного об истории йоги, об их способностях, о положительной роли голодания для организма, об использовании энергии солнца… В конце можно провести несколько дыхательных упражнений из ЦИГУН. Все в определенном темпе.
8. Конкурс «Рыбалка». (Ребята удочкой ловят рыбки и отвечают на вопросы).
А) Даты (1 балл).
- 3000 (государство Египет)
- 612 (падение Ниневии)
- 500 (основание буддизма)
- 2600 (пирамида Хеопса)
- 538 (завоевание Вавилона персами)
- 1500 (походы Тутмоса 3)
- 525 (завоевание Египта персами)
- 1792 (законы Хаммурапи)
- 221 (объединение Китая под властью Цинь Шихуанди)
- 3 век до н э (объединение Индии под властью Ашоки) и объединение Китая
Б) Вопросы (2 бала)
- Чудо света, находившееся в Вавилоне? (Висячие сады Семирамиды)
- Высота Вавилонской башни? (91 метр, строилась 300 лет)
- Как называли 10000 отборных воинов Персии? («бессмертные»)
- Как звали брата Каина? (Авель)
- Первыми на кораблях обогнули Африку? (финикийцы)
- Чем финикийский алфавит отличается от современного? (не было гласных букв)
- Огромная статуя льва в пустыне? (Сфинкс)
- Известный мультфильм об Индии? (Маугли)
- На чем писали индийцы? (на высушенных листьях пальмы)
- Кто отрезал волосы Самсону? (жена Далила)
- Чем прославился царь Соломон? (мудростью)
Слово учителя: “Устали? А нас ждет еще одно путешествие и окончательная разгадка волшебного послания Клио. Что же в этом отрывке – слово ИСТОРИЮ … Итак, поспешим!”9. “Восстанови порядок” – вспомните, какие царства находились в Передней Азии:
Интерактивная доска или карточки команде (за каждое задание баллы кто выполнит быстрее и правильно).
УРВДЕЬЕЧ (Двуречье)ЯКИНИФИ (Финикия)РАСИСЯИ (Ассирия)ОВЕЛАВНИОСК (Вавилонское)ДПЯЕСАРИСК АЕЖРДВА (Персидская держава)10. “Кто лишний? Что лишнее?” - найдите лишнее слово, неподходящее по смыслу, и объясните, почему вы его выбрали. (Можно напечатать и использовать интерактивную доску).
НИЛ-ЕВФРАТ-ТИГРУР-ВАВИЛОН-МЕМФИС-УРУКЭА-ИШТАР-СИН-ШАМАШ-ОСИРИСХАММУРАПИ-ТУТМОС-АШШУРБАНАПАЛ-КИР-ДАРИЙМЕЖДУРЕЧЬЕ-ФИНИКИЯ-АССИРИЯ-КАРФАГЕН-МИДИЯКИР-ДАРИЙ-АШШУРБАНАПАЛ-ШАМПОЛЬОН-ХАММУРАПИ11. Конкурс «Нужно подкрепиться» (Кто быстрее и правильно съест рис палочками).
Слово учителя: “Нам опять письмо, но не из Вавилона, а от Клио. А там: ПОЗДРАВЛЯЮ! В итоге у нас получилась следующая надпись: МОЛОДЦЫ! ВЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ ЗНАЕТЕ ИСТОРИЮ. ПОЗДРАВЛЯЮ! Вот и закончилось наше путешествие по Древней Азии. Что же скажут эксперты? Достойны ли мы похвалы?”12. Закрепление. Что вам больше всего понравилось и запомнилось на этом уроке? Чему вы научились? Что узнали нового?Подведение итогов, выставление оценок, собрать рабочие тетради. Домашнее задание можно не задавать.