Конспект урока литературного чтения 3 класс С.Есенин С добрым утром!


Тема раздела «Такой незнакомый знакомый мир».
Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)
Цели: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнения, метафоры), развивать навык слушания; воспитывать любовь к родной природе.
провести филологический анализ текста С. Есенина «С добрым утром!»; способствовать развитию у учащихся творчески воссоздающего воображения; прививать любовь и интерес к образному слову.
Оборудование:учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. 1 часть», копьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, распечатанные тексты со стихотворениями С.Есенина, аудиозапись романса «Малиновый звон».
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.(Дети зачитывают своё подражание хокку про облака.Каждое стихотворение помещается на облако.)
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились дома, каждый попытался увидеть своё, что-то необычное в таком, казалось на первый взгляд, знакомом привычном для нас творении природы.
ІІІ. Постановка темы.
- Я вас , ребята на минутку приглашаю заглянуть в гости....(слушают «Утро» Э.Грига)
-Где вы оказались? Почему вам это стало понятно?(настроение)
- А теперь прочтите четверостишия?
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
- Чувствуете разницу в настроении? Отчего она?
- А как поэту удалось донести эту разницу?(Художественными средствами: сравнение (ветки что кудри, солнце - колесо), олицетворение (черёмуха словно человек кудри завила).
- А теперь попробуйте вы создать разные настроения. Прочитайте на листочках (Приложение 1.)отрывки из стихотворений, пытаясь передать различные настроения. (Дети в парах готовят выразительное чтение отрывков, обсуждают, а затем декламируют вслух.)
- Кто же автор этих произведений? (Сергей Есенин) С2
- Чему будет посвящен наш урок?
Д:На уроке мы продолжим знакомиться с произведениями великого поэта, будем учиться выразительно читать их и чувствовать. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.
ІV. Работа по теме.
Вступительное слово.
- В истории случаются великие события. Так в одну из сентябрьских ночей, а точнее 21 сентября 1895 года, в живописных окрестностях села Константинова Рязанской на свет появился младенец, которому было предначертано судьбой стать великим русским поэтом, посвятившим всю свою жизнь воспеванию красоты русской природы и души русского человека. Это С.А.Есенин.
Картины русской природы были знакомы ему с детства, потому что он родился в селе Константиново в центре России.
В 18 лет - это уже был красивый юноша, изящно сложенный, со светлыми кудрями и голубыми глазами. Единственным его недостатком был его маленький рост.
Ранние стихи, которые Есенин написал в 9 лет, не сохранились, но дошли до наших дней стихи, написанные им в более поздний период.
Стихи С.А.Есенина относятся к лирическому жанру.
- А что такое лирика?( от греч. λυρικός -«исполняемый под звуки лиры, чувствительный» личное чувство или настроение автора.)
Читая стихи Есенина, мы словно переносимся на деревенское приволье: это неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы. Его стихи можно назвать как бы маленькими картинами деревенской жизни,
"Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость ..."
В лирических стихах Есенина предмет, который он рисует, и прежде всего природа, всегда движется то есть оживает.
Месяц, который сравнивается с «кудрявым ягненочком», «гуляет в голубой траве». Рога, месяца, отразившегося в затихшем пруду, «бодаются с осокой Его поэзия напевна. Не зря одним из его псевдонимов было «Аристон», что означает «музыкальный ящик».
РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ.
Чтение стихотворения учителем.С3
- О чем стихотворение?
- Каким настроением окрашено все стихотворение?
- Кому из вас довелось когда-нибудь встречать рождение нового дня?
- Расскажите, что вы наблюдали?
Словарная работа.
- «Задремали звезды золотые». Но ведь звёзды не золотые, а серебряные. Отчего они у Есенина золотые?(Наверное, первые лучи солнца из-за горизонта уже отразились в звёздах.)
- Зеркало затона – что это?(Затон – вдавшийся в берег речной залив.Это место, где раньше затапливали старые лодки, поэтому вода в этом месте тёмная от гнилой древесины.)С4
- «Заводи речные» - что это?(Заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением.)
- «Брезжит свет…» Как это? (Брезжить – рассветать, чуть светиться.)
- «Румянит сетку небосклона», как понимаете эти строки? (Румянить – покрывать розовым цветом.)
- «Росы горят» - это как? Ведь росы гореть не могут, горит костёр и т.д. Здесь Есенин использует особую фигуру речи – оксюморон, то есть несочетаемые сочетания.(умная глупость
(холодный огонь, весело грустить)
- А что такое плетень? (Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.)
- А что значит перламутром? (Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.)
4. Анализ произведения.( ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ПО СЛАЙДАМ)
- Какое настроение?
- Как автору удалось в нас создать это настроение?(При помощи
художественных средств: олицетворение, эпитеты, сравнение.)
- Найдите олицетворения, прочитайте.(Звёзды задремали, свет румянит, берёзки улыбнулись и растрепали косы, крапива обрядилась перламутром и шепчет.)
- С помощью каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками?(Звёзды золотые, сетка небосклона румяная, серёжки зелёные, росы серебряные, крапива обрядилась перламутром.)
- На кого похожи берёзки?(На красавиц, они растрепали шёлковые косы, украсили себя зелёными серёжками, на которых горят серебряные росы.)
-С этим четверостишием связано древнеславянское поверье о том, что в деревья переселяются души умерших. Поэтому и увидел в березке Есенин молодую девушку.
- Докажите это.
- Найдите образные средства.
- А крапива?(Кокетливая красавица – шалунья.)
- Как вам такое отношение к крапиве? Чему должны поучиться у Есенина?(Любить всю созданную природу.Всё под солнцем равно.)
- А кто такой шалун?(Шалун – кто не вписывается в общую картину поведения.)
- Как Есенин смог передать шалость крапивы?(Эта строка короче остальных, она не вписывается в стихотворение.)
-Этот отрывок мы не просто видим, но и вновь слышим. Докажите это. Попробуйте сами найти слова, передающие шепот крапивы.
- Красоту какого момента в жизни природы переживает поэт? (Красоту пробуждения природы, раннего утра.)
- Как поэту удалось это передать? Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший. Какой частью речи они являются?
- Почему он начинает строки с глагола? (Благодаря этому картины природы в его стихотворении – живые, динамичные, создаётся ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.
- «Улыбнулись сонные берёзки.
Растрепали шёлковые косы». Кто же их растрепал? (Ветерок.)
- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Шелестят серёжки, задрожало зеркало затона, крапива качается.)
- Особую роль в этом стихотворении играет аллитерация (звуковые повторы согласных звуков), помогает создать звуковой образ лёгкого утреннего ветерка. Какие звуки помогают услышать шёпот и шелест? (Ш-С-З-Ч.)
- Попробуйте прочитать последние строфы, подчёркивая эти звуки, чтобы передать еле слышимое трепетание, которое заставляет берёзок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
УлыбнулиСьСонные берёЗки.
РаСтрепалиШёлковые коСы.
ШелеСтятЗелёные СерёЖки
И горят Серебряные роСы.
У плетня ЗароСШая крапива
ОбрядилаСь ярким перламутром
И, каЧаяСь, ШепЧетШаловливо:
«С добрым утром!»
- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (Да, словно вся природа говорит человеку «С добрым утром!»)
- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?(Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. В конце пусть звучит мелодия, передающая восторженную влюблённость поэта в мир.)
V. Этап закрепления нового материала.
Заполните таблицу. (Проверка по слайду 8)
Предметы описания Звуки Цвета
Звёзды
Небосклон
Березки
Крапива у плетня Звук дрожания (з-д-р-ж)
Шепчет шаловливо Золотые
Румянит сетку небосклона
Яркий перламутр
VI. Обобщение.
- В чём же секрет стихов Сергея Есенина? (Свободные высказывания детей.)
Д:- Секрет стихов Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы иногда не замечаем, не умеем видеть. И мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим людям, открывать такой незнакомый знакомый мир.
- Как надо читать стихи С.А.Есенина?/Спокойно, тихо./
Стихи Есенина мелодичные и певучие. На стихи Сергея Александровича написано 120 вокальных произведений. Одно из произведений вы сейчас послушаете. /В грамзаписи звучит песня"Отговорила роща золотая»
VII. Рефлексия
(Ступенька успеха)
VІ.Домашнее задание.
- Выучить стихотворение С.Есенина наизусть.
Написать сочинение – миниатюру: «Раннее утро».(Лиля, Ульяна, Лиза, Куличкин)
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения. (Оля, Женя,Исаев)
И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А.Есенина которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет.
"До свиданья, друг мой, до свиданья....
Милый мой, ты у меня в груди
Предначертанное расставание
Обещает встречу впереди".
Приложение 1.
***
Гляну в поле, гляну в небо -И в полях и в небе рай.Снова тонет в копнах хлебаНезапаханный мой край.
***
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
***Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотойВззвенивает лес.Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снитсяГомон косарей.
***
Выткался на озере алый свет зари.На бору со звонами плачут глухари.Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.Только мне не плачется - на душе светло.
***
Гой ты, Русь, моя родная,Хаты - в ризах образа...Не видать конца и края -Только синь сосет глаза.
***
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?Или что увидел? Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышел.
Приложение 2.
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ребёнком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина – духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием окончив Константиновское четырёхклассное училище, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе, из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцомушёл из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И.Д.Сытина. С детства слагал стихи, в основном в подражание А.В.Кольцову, И.С.Никитину, С.Д.Дрожжину. Печататься начинает с 1914 года, дебют – стихотворение «Берёза».
Приложение 3.
Метафора – скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
Сравнение – приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Эпитет – образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство.
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.