Рабочая программа по литературе в 6 классе (уч.Черкезовой)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе для школ с родным (нерусским ) языком обучения создана с учётом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы М.В Черкезовой к учебнику М.В Черкезовой, М.Б.Ганженко и др. «Литература» для 6 класса., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели курса:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), к культурам других народов;
формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы; овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы; эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов, умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях собственную интерпретацию;
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Задачи изучения литературы в 6 классе:
* формирование представлений о литературе как явлении культуры народа;
* формирование духовно развитой личности;
* приобщение к русской, зарубежной литературе и литературе народов России на примере отдельных произведений выдающихся писателей;
* овладение начальными знаниями по теории литературы и умениями использовать их в процессе анализа художественного произведения;
* развитие умений грамотного владения устной и письменной русской речью.
Общая характеристика учебного курса
Учебный предмет «Литература» часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.
В школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко - и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко - и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.
Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.
Место предмета в базисном учебном плане школы:
Базисный план школы предусматривает изучение курса в VI классе в количестве 136 часов (в неделю-4ч.), хотя по программе Черкезовой ему отведено лишь 68 ч. Из 136 часов на контрольные работы выделено часов, на отдельные уроки развития речи - ч., на внеклассное чтение- ч.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать и уметь:
В познавательной сфере:
· знание и понимание содержания изученных литературных произведений;
· восприятие и анализ художественного текста: выделение и формулирование проблематики изученного произведения; характеристика героев, сюжета, композиции; роль изобразительно-выразительных средств;
· сопоставление эпизодов литературных произведений;
· владение изученными теоретико-литературными понятиями.
В эстетической сфере:
· выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения.
В ценностно-ориентационной сфере:
· участие в диалоге по прочитанным произведениям, понимание чужой точки зрения и аргументация своей;
· сопоставление произведений русской и родной литературы, близких по тематике, проблематике, жанру; выражение своего отношения к прочитанному.
В коммуникативно-речевой сфере:
· выделение смысловых частей художественного текста, составление плана;
· владение различными видами пересказа;
· построение устных и письменных высказываний в связи с изученными произведениями русской и родной литературы; написание отзывов о произведениях, самостоятельно про-читанных на русском и родном языках, изложений с элементами сочинения;
· перевод на родной язык фрагментов русского художественного текста.
Содержание программы
Введение – 1 ч
Литература как художественное отражение жизни.
Мифы народов мира – 8 ч
Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна). Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Мифы космогонические и героические. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов. Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа. «Похищение Персефоны Аидом».
Мифы о Геракле. «Подвиги Геракла». «Шестой подвиг Геракла». Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.
Мифы древних славян (12 мифа по выбору). Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.
Фольклор – 13 ч
Русские народные песни – 4 ч. Народная песня как яркое проявление культуры того или иного народа. Жанр песни в русском фольклоре. Народная песня как отражение основ народного бытия, народных духовно-нравственных ценностей. Песни исторические («На поле Куликовом») и лирические («Не одна во поле дороженька...»). «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» как образец разбойничьих песен.
Русские народные песни в произведениях художественной литературы.
Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.
Героический эпос русского народа – 4 ч
Былины. Жанр былины в русском фольклоре. Происхождение былин. Киевские и новгородские былины. Особенности композиции былин. Сопоставление русских былин с героическим эпосом родного народа.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин. Образ Ильи в русских былинах. Нравственная сила, бескорыстие, мужество, справедливость богатыря. Илья народный заступник, защитник родной земли. Соловей-разбойник как отрицательный персонаж. Противоборство добра и зла. Моральная победа добра. Гипербола. Сопоставление русской былины с родным эпосом. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.
Героический эпос народов России – 5 ч
Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения. Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.
«Калевала». Образец мифологического эпоса. Воспевание мирного труда. Особенности построения и исполнения карело-финского эпоса.
«Песнь о Роланде». Яркий образец эпического творчества Средневековья. Историческая основа поэмы. Значение «Песни о Роланде» в истории мировой культуры. Мужественный, храбрый и гордый рыцарь Роланд один из популярных героев Средневековья.
«Песнь о нибелунгах». Средневековая германская эпическая поэма «Песнь о нибелунгах» одно из выдающихся произведений человечества. Исторические предания о поисках сокровищ как основа поэмы. Зигфрид- один из популярных героев как «Песни о нибелунгах», так и всего Средневекового эпоса.
Литература XIX века – 57 ч
И. А. Крылов. Рассказ о баснописце.
«Волк и ягненок». «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков и недостатков, обличительная направленность басен. Иносказательный смысл басен. Афористичность и интонационное богатство языка басен, близость его к разговорной речи. Мораль басни и способы ее выражения. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Историко-культурный контекст басни. «Волк на псарне». Народная мудрость в баснях Крылова. Жанр басни в чувашской литературе.
А. С. Пушкин. Рассказ о поэте.
«И. И. Пущину». Биографическая основа стихотворения. Тема дружбы в лирике Пушкина. Дружба как высокое нравственное чувство. Искренние чувства любви, благодарности и нежности лирического героя к другу.
«Няне». Образ няни. Любовь, преданность и нежность няни к своему воспитаннику. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя.
«Зимнее утро». Картины русской зимы в стихотворении. Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.
«Дубровский». Нравственные проблемы произведения: честь и человеческое достоинство, любовь и долг, милосердие и великодушие. Изображение жизни русского дворянства. Сюжет романа. Образы Троекурова и Дубровского. Описание крестьянского бунта, образы крестьян. Образ Маши, ее нравственный выбор. Соотношение эпического и лирического в романе. Проблема нравственного выбора и верности долгу. Влияние творчества А. С. Пушкина на чувашскую литературу.
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.
«Бородино». Отражение в стихотворении народного взгляда на войну 1812 г. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. Диалог и монолог в стихотворении. «Бородино» в музыкальном и изобразительном искусстве.
«Листок». Центральный образ стихотворения гонимый бурей листок как символ скитальческой жизни. Противопоставление двух миров листка и чинары. Поиски страдающей души спокойствия и понимания.
«На севере диком стоит одиноко...». Вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейне «Сосна стоит одиноко». Тема одиночества в стихотворении Лермонтова. Олицетворение как основной прием изображения главных героев стихотворения.
«Тучи». Биографическая основа стихотворения. Его связь с душевным состоянием поэта. Тучи как символ неустроенности судьбы.
Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе.
«Ночь перед рождеством» (в сокращении).
Поэтическое изображение природы, человеческих чувств. Реальное и фантастическое в повести. Особенности сюжета и композиции. Борьба добра и зла, светлых и темных сил. Юмор в повести, художественные средства создания комического. Образы Вакулы и Оксана. Поэтическое изображение православных обрядов в канун великого праздника. Связь с фольклором.
И. С. Тургенев. Рассказ о писателе.
Стихотворения в прозе. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе. Лаконизм и емкость стихотворений в прозе.
«Два богача». Смысл названия. Преимущество духовного богатства над материальным.
«Воробей». Могучая сила любви, побеждающая страх смерти. Любовь как движущая сила жизни.
«Русский язык». Родной язык как символ родины. Прославление родного языка выражение глубокой веры в могучие силы народа.
«Памяти Ю. П. Вревской», «Порог». Понимание самопожертвования как высокого смысла и счастья жизни. Великая сила и тайна самопожертвования. Двойственное отношение к подвигу героинь: оценка его как святости или неразумия. Проблема нравственного выбора.
«Певцы» (рассказ из «Записок охотника»). Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от их сословной принадлежности и образованности. Близость автора к народной культуре.
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте.
«Фонтан». Взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Композиция стихотворения как воплощение авторского замысла.
«С поляны коршун поднялся...». Связь человека с природой. Философский смысл стихотворения.
«Неохотно и несмело...». Пример поэтического пейзажа. Природное явление как возможность передать настроение лирического героя. Художественные образы, создающие картину грозы.
А. А. Фет. Рассказ о поэте.
«Летний вечер тих и ясен...». Картины летнего вечера. Душевное состояние лирического героя стихотворения. Зрительные и звуковые художественные образы.
«Уснуло озеро; безмолвен черный лес...». Картина ночного безмолвия погруженной в сон природы. Зрительные и слуховые образы стихотворения.
«Учись у них у дуба, у березы...». Пример философской лирики поэта. Художественные средства изображения. Береза и дуб как символы стойкости и жизнелюбия.
А. К. Толстой. Рассказ о поэте.
«Вот уж снег последний в поле тает...», «И у меня был край родной когда-то...». Музыкальность, искренность и лиризм поэзии А. К. Толстого. Изображение картин оживающей природы. Любовь поэта к родной земле. Образ лирического героя.
«Василий Шибанов». Обращение поэта к русской истории и фольклору. Нравственная проблема баллады. Образ Ивана Грозного. Поэтическое изображение чувства любви к родине человека из народа, его чувства долга и преданности.
К. Р. (К. Романов). Рассказ о поэте.
«Растворил я окно...», «Колокола». Глубокий лиризм стихотворений поэта. Средства художественной выразительности, передающие чарующую картину весенней ночи. Романс П. И. Чайковского на слова стихотворения «Растворил я окно...». Лирический герой стихотворения «Колокола». Элегическая тональность стихотворения острая тоска по далекой родине. Роль колокольного звона в создании элегической тональности стихотворения.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные проблемы произведения. Горестная насмешка автора над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Своеобразие жанра. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сказка писателя в иллюстрациях художников. Сатирическое изображение господствующего класса в произведениях родной литературы.
Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе.
«Детство» (глава XV). Автобиографический характер повести. Утверждение вечных нравственных ценностей. Образ Николеньки Иртеньева, его отношение к Богу, родителям, окружающему миру, чистота и непосредственность его восприятия жизни. Особенности повествования: рассказ от лица героя. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев. Тонкий психологизм писателя, глубокое раскрытие душевного состояния мальчика.
А. П. Чехов. Рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Проблема человеческого достоинства в рассказе. Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта. Иллюстрации художников Кукрыниксов к рассказу.
«Хамелеон». Отражение нравственных представлений писателя о человеке, культуре взаимоотношений людей. Обличение ложной справедливости, стремления угодить «сильным». Подтекст рассказа. Особенности чеховской иронии. Образ Очумелова. Роль художественной детали в раскрытии смысла произведения.
«Смерть чиновника». Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости. Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова. Влияние творчества Чехова на развитие родной литературы учащихся.
Литература XX века – 38 ч
И. А. Бунин. Рассказ о писателе.
«Танька». Тема голодного детства. Взаимоотношение детей со взрослым миром. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души.
«Подснежник». Воспоминания детства и юности писателя. Ощущение детской тоски по родным и близким людям. Счастье общения с отцом. Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.
В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. Противостояние лирического героя толпе обывателей. Драматизм стихотворения. Своеобразие ритмики, интонации и рифмы. Влияние творчества Маяковского на поэзию чувашской литературы.
С. А. Есенин. Рассказ о поэте.
«Пороша», «Поет зима аукает», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...», «С добрым утром!». Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы. Лирический герой, нежно любящий природу России.
Изображение чувства любви к природе у поэтов представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.
М. М. Зощенко. Рассказ о писателе.
«История болезни». Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказу Зощенко.
А. П. Платонов. Рассказ о писателе.
«Цветок на земле». Страна детства в произведениях писателя. Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра. Художественное своеобразие рассказа: метафоричность, особенности языка и стиля.
А. С. Грин. Рассказ о писателе.
«Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея. Его взросление, возмужание. Чистота и возвышенность чувств романтических героев. Утверждение веры в чудо. Лиризм в эпическом произведении.
М. М. Пришвин. Рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Природа в восприятии писателя как поэтическая сказка, как зеркало души человека. Гармония человека и природы. Своеобразие жанра произведения. Смысл названия сказки-были. Образ солнца в произведении Пришвина и в мифах древних славян. Художественная функция пейзажа. Нравственный стержень главных героев произведения. Отношение автора к Насте и Митраше. Художественное своеобразие повести. Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.
К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе.
«Избушка в лесу». Единство человека с окружающим миром. Образ Шашкина: развитое нравственное чувство, близость к природе. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета.
Н. А. Заболоцкий. Рассказ о поэте.
«Не позволяй душе лениться...». Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о постоянном совершенствовании человека. Тема ответственности, самовоспитания.
«Некрасивая девочка». Сила красоты человеческой души, умение переживать чужую радость как свою. Внешняя и внутренняя красота человека.
Н. М. Рубцов. Рассказ о поэте.
«В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Задушевность, искренность стиха. Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.
«Звезда полей». Светлое, оптимистическое настроение, пронизывающее стихотворение. Гармония человека с природой.
В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.
«Крепкий мужик». Основной конфликт рассказа. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта. Сочность и выразительность языка.
В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.
«Гирманча находит друзей». Изображение быта и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирмачни. Доброта, сочувствие, взаимопонимание пути преодоления языковых и национальных барьеров. Недоброжелательство, злоба путь к возникновению межнациональных конфликтов.
Г. Тукай. Рассказ о поэте.
«Родной язык», «В школе». Любовь к родному народу, его культуре, традициям. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Тукай и русская литература.
Зарубежная литература – 19 ч
Гомер. Рассказ о поэте.
«Одиссея» (фрагмент). Человек и судьба в древнегреческой литературе. Сюжетная основа поэмы Гомера. Тема прославления человека. Главный герой поэмы Одиссей символ жажды познания, творческого отношения к миру. Образ Одиссея в мировой культуре и родной литературе.
Э. А. По. Рассказ о поэте.
«Колокольчики и колокола». Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи. Разнообразие эмоций, выражаемых колокольным звоном.
Д. Дефо. Рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Вера в неисчерпаемые возможности, величие и силу человека. Образ Робинзона Крузо. Черты характера героя, которые помогли ему выжить, способность преодолеть препятствия, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Гуманистическое звучание романа. Преобразование мира как жизненная потребность человека.
Перечень учебно-методического обеспечения
Базовый учебник
Литература. 6 кл.: учебн.-хрестоматия/ авт.-сост. М.В.Черкезова, М.Б.Ганженко, Ж.Н.Критарова и др.; под ред. М.В.Черкезовой.-2-е изд., стереотип.0 М.: Дрофа,2014.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera. edu. ru
2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www. bibliogid. ru
3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook. narod. ru
4. Виртуальный музей литературных героев - http://www. likt590.ru/project/museum/
5. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия - http://www. foxdesign. ru/legend/
6. Русская виртуальная библиотека - http://www. rvb. ru
7. Слова: поэзия Серебряного века - http://slova. org. ru
8. Стихия: классическая русская / советская поэзия - http://litera. ru/stihiya/
9. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www. feb-web. ru
Писатели и литературные произведения
1. Булгаковская энциклопедия - http://www. bulgakov. ru
2. Гоголь Николай Васильевич - http://www. nikolaygogol. org. ru
3. Гончаров Иван Александрович - http://www. goncharov. spb. ru
4. Грибоедов Александр Сергеевич - http://www. griboedow. net. ru
5. Добролюбов Николай Александрович - http://www. dobrolyubov. net. ru
6. Достоевский Федор Михайлович - http://www. dostoevskiy. net. ru
7. Жуковский Василий Андреевич - http://www. zhukovskiy. net. ru
8. Лев Толстой и «Ясная Поляна» - http://www. tolstoy. ru
9. Карамзин Николай Михайлович - http://www. karamzin. net. ru
10. Крылов Иван Андреевич - http://www. krylov. net. ru
11. Куприн Александр Иванович - http://www. kuprin. org. ru
12. Лермонтов Михаил Юрьевич - http://www. lermontow. org. ru
13. Островский Александр Николаевич - http://www. ostrovskiy. org. ru
14. Некрасов Николай Алексеевич - http://www. nekrasow. org. ru
15. Пушкин Александр Сергеевич - http://www. aleksandrpushkin. net. ru
16. Толстой Лев Николаевич - http://www. levtolstoy. org. ru
17. Тургенев Иван Сергеевич - http://www. turgenev. org. ru
18. Тютчев Федор Иванович - http://www. tutchev. net. ru
19. Чехов Антон Павлович - http://www. antonchehov. org. ru.
Электронные пособия
«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 - 6 классы». «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» 2008». «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература».
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№
Тема урока
кол час
Элементы содержания
Да-та
1
Введение(1ч) Лите-ратура как художественное отражение жизни
1
Ответы на вопросы
2
Мифы народов мира (8ч.) Мифы Древней Греции.
1
Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Мифы космогонические и героические. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов.
3
«Похищение Персефоны Аидом»
1
Пересказ
4-5
Мифы о Геракле.
2
Пересказ
6
Мифы древних славян.
1
Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.
7
Мифы чувашского народа
1
Сопоставление греческих и славянских мифов с мифами родного народа.
8
РР Сочинение
« Чем мне нравится Геракл»
1
9
Урок контроля: тестирование «Мифы народов мира»
1
10
Русские народные песни.
1
Народная песня как яркое проявление культуры того или иного народа. Песни исторические, лирические, разбойничьи. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.
11
Обрядовый фольклор.
1
Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России
12
Пословицы и поговорки. Загадки.
1
Малые жанры фольклора
13
РР Сочинение на свободную тему(по одной из пословиц)
1
Отражение в пословицах и поговорках особенностей быта народа
14
Былины
Жанр былины в русском фольклоре. Происхождение былин. Киевские и новгородские былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин. Противоборство добра и зла. Сопоставление русской былины с родным эпосом. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.
15-16
Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
2
Образ Ильи в русских былинах. Моральная победа добра. Гипербола.
17
Образ богатыря в чувашском фольклоре
1
Сопоставление русской былины с родным эпосом. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.
18
«Калевала»
1
Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения.
«Калевала» как образец мифологического эпоса.
19
«Песнь о Роланде».
1
Историческая основа поэмы. Значение «Песни о Роланде» в истории мировой культуры.
20
«Песнь о нибелунгах»
1
Исторические предания о поисках сокровищ как основа поэмы. Образ Зигфрида.
21
РР Сочинение «Понравившийся народный герой»
1
Выдающиеся произведения человечества.
22
Тестирование «Героический эпос»
1
Основные герои народного эпоса
23
Литература 19 в. (57ч)
И. А. Крылов. Жизнь и творчество
1
Жизнь и творчество баснописца. Мораль басни и способы ее выражения. Народная мудрость в баснях Крылова. Жанр басни в родной литературе учащихся.
24
«Волк и ягненок»
1
Иносказательный смысл басен. Осмеяние человеческих пороков и недостатков.
25
«Волк на псарне».
1
Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Историко-культурный контекст басни
26
«Листы и корни»
1
Народная мудрость в баснях Крылова
27
Внеклассное чтение. Басни Крылова
1
Народная мудрость в баснях Крылова
28
А. С. Пушкин. «И. И. Пущину»
1
Биографическая основа стихотворений. Тема дружбы в лирике Пушкина.
29
«Няне», «Зимнее утро».
1
Образ няни. Любовь, преданность и нежность няни к своему воспитаннику. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя. Картины русской зимы. Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.
30
РР Выразительное чтение наизусть стихов Пушкина
1
31
«Дубровский». Изображение жизни русскогодворянства.
1
Изображение жизни русского дворянства. Сюжет романа.
32
«Дубровский». Нравственные проблемы произведения
1
Нравственные проблемы произведения: честь и человеческое достоинство, любовь и долг, милосердие и великодушие.
33
«Дубровский». Образы главных героев.
1
Образы главных героев.
34
«Дубровский». Образы главных героев.
1
Образы главных героев.
35
«Дубровский». Проблема нравственного выбора и верности долгу.
1
Проблема нравственного выбора и верности долгу. Влияние творчества А. С. Пушкина на родную литературу учащихся.
36-37
Внеклассное чтение «Повести Белкина»
2
Проблема нравственного выбора и верности долгу.
38
Обобщение по творчеству Пушкина
1
Проблема нравственного выбора и верности долгу. Проблематика, тема, сюжет произведения.
39
РР Сочинение «Мой любимый герой романа «Дубровский»
1
40
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
1
41
«Бородино»
1
Отражение в стихотворении «Бородино» народного взгляда на войну 1812 г. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. Диалог и монолог в стихотворении».
42
«Листок», «На севере диком стоит одиноко...»
1
Центральный образ стихотворения «Листок». Противопоставление двух миров листка и чинары. Поиски страдающей души спокойствия и понимания.
Тема одиночества в стихотворении Лермонтова. Олицетворение как основной прием изображения главных героев стихотворения.
43
«Тучи».
1
Биографическая основа стихотворения «Тучи». Его связь с душевным состоянием поэта.
44
Контрольная работа: анализ 1 стихотворения
1
Изобразительно-выразительные средства
45
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество
1
46
«Ночь перед Рождеством».
Реальное и фантастическое в повести. Особенности сюжета и композиции.
47
«Ночь перед Рождеством».
1
Борьба добра и зла, светлых и темных сил. Юмор в повести, художественные средства создания комического.
48
«Ночь перед Рождеством».
Образы Вакулы и Оксаны. Связь с фольклором
49-50
Внеклассное чтение «Майская ночь или утопленница»
2
51
РР Чтение наизусть понравившегося отрывка из Гоголя
1
52
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество
1
Жанровое своеобразие, лаконизм и емкость стихотворений в прозе.
53
Стихотворения в прозе. «Два богача», «Воробей»
1
Преимущество духовного богатства над материальным в стихотворении «Два богача».
Любовь как движущая сила жизни в стихотворении «Воробей».
54
«Русский язык», «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог».
1
Прославление родного языка («Русский язык») выражение глубокой веры в могучие силы народа.
Понимание самопожертвования как высокого смысла и счастья жизни в стихотворения «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог».
55
«Певцы» (из «Записок охотника»).
1
Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей. Близость автора к народной культуре.
56
Контрольное тестирование по Гоголю и Тургеневу
1
Творчество Н. В.Гоголя и И. С.Тургенева
57
РР Лингвистический анализ стихотворения в прозе «Воробей»
1
Изобразительно- выразительные средства
58-59
«Бежин луг». Обзор.
2
Проблематика, тема, сюжет и идея произведения.
60
Ф. И. Тютчев. «Фонтан»
1
Взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека.
61
«С поляны коршун поднялся...», «Неохотно и несмело...».
1
Взаимосвязь человека с природой. Философский смысл стихотворения «С поляны коршун поднялся...»)
Стихотворение «Неохотно и несмело...» пример поэтического пейзажа.
62
А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...»
1
Картины природы как отражение душевного состояния лирического героя стихотворений. Зрительные и звуковые художественные образы.
63
«Уснуло озеро; безмолвен черный лес...», «Учись у них у дуба, у березы...».
1
Художественные средства изображения
64
РР Чтение наизусть стихотворения «Учись у них у дуба, у березы...».
1
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Художественные средства изображения
65
А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает...», «И у меня был край родной когда-то...».
1
Музыкальность, искренность и лиризм поэзии Толстого. Изображение картин оживающей природы. Любовь поэта к родной земле. Образ лирического героя.
66
«Василий Шибанов». Нравственная проблема баллады
1
Нравственная проблема баллады. Образ Ивана Грозного. Поэтическое изображение чувства любви к родине человека из народа, его чувства долга и преданности.
67
К. Р. (К. Романов). «Растворил я окно...»
1
Глубокий лиризм стихотворений поэта. Средства художественной выразительности.
68
«Колокола».
1
Лирический герой стихотворения «Колокола». Роль колокольного звона в создании элегической тональности стихотворения.
69-70
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
2
Нравственные проблемы произведения. Горестная насмешка автора над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Своеобразие жанра. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сатирическое изображение господствующего класса в произведениях родной литературы.
71
Тестирование по теме
1
Творчество А. Фета, Ф. Тютчева, М. Салтыкова-Щедрина
72-75
Л. Н. Толстой. «Детство»
4
Автобиографический характер повести. Утверждение вечных нравственных ценностей. Образ Николеньки Иртеньева, его отношение к Богу, родителям, окружающему миру, чистота и непосредственность его восприятия жизни. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев.
76
А. П. Чехов. Жизнь и творчество
1
Проблема человеческого достоинства в рассказах Чехова. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта.
77
А. П. Чехов.«Тол-стый и тонкий»
1
Особенности чеховской иронии. Роль художественной детали в раскрытии смысла произведения.
78
«Хамелеон»,
1
Проблема человеческого достоинства в рассказе.
79
«Смерть чиновника».
1
Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества.
80
РР Сочинение
«Образ Червякова» (по «Смерти чиновника» Чехова)
1
81
И. А. Бунин. Жизнь и творчество
1
82
«Танька». Тема голодного детства.
1
Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.
83
«Подснежник».
1
Взаимоотношение детей со взрослым миром. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души. Воспоминания детства и юности писателя в рассказе.
84
В. В. Маяковский. Особенности творчества
1
Ритмика, интонация и рифма.
85
«Хорошее отношение к лошадям».
1
Гуманистический пафос стихотворения. Противостояние лирического героя толпе обывателей. Своеобразие ритмики, интонации и рифмы. Влияние творчества Маяковского на поэзию родной литературы.
86
С. А. Есенин. Жизнь и творчество
1
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Звукопись.
87
«Пороша», «Поет зима аукает...», «Черемуха»
1
Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы.
88
«Нивы сжаты, рощи голы...», «С добрым утром!».
1
Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы
89
РР Чтение наизусть стихов Есенина
1
90
М. М. Зощенко. «История болезни».
1
Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта.
91
«Приключения обезьяны»
1
Осмеяние недостатков современной автору жизни.
92-93
А. П. Платонов. «Цветок на земле».
2
Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра.
94
РР Сочинение «Природа и мы» (по Платонову)
1
95
А. С. Грин. «Алые паруса».
1
Алые паруса как образ мечты. Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль и Грея. Чистота чувств героев. Утверждение веры в чудо.
96
«Алые паруса».Глава «Предсказание»
1
Мечты и реальная действительность в повести.
97
«Алые паруса». Глава «Грей»
1
История Ассоль и Грея. Чистота чувств героев.
98
«Алые паруса». Глава «Алый секрет»
1
Утверждение веры в чудо.
99
РР Сочинение «Образ Ассоль»
1
Лиризм в эпическом произведении.
100
М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».(1-4 гл)
1
Гармония человека и природы. Своеобразие жанра произведения. Смысл названия сказки-были.
101
«Кладовая солнца».(5-9 гл)
1
Образ солнца в произведении Пришвина и в мифах древних славян.
102
«Кладовая солнца».(10-12 гл.)
1
Художественная функция пейзажа.
103
РР Сочинение «Образы Насти и Митраши»
1
104
Обобщение по «Кладовой солнца».
1
105-106
К. Г. Паустовский. «Избушка в лесу».
2
Нравственный стержень главных героев произведения. Единство человека с окружающим миром. Образ Шашкина. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета.
107
Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»,«Некра-сивая девочка».
1
1
Тема ответственности, самовоспитания. Сила красоты человеческой души, умение переживать чужую радость как свою. Внешняя и внутренняя красота человека.
108
Н. М. Рубцов. «В горнице»
1
Картины природы и русского быта. Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Близость стихотворения к произведениям народной поэмы.
109
«Звезда полей».
1
Задушевность, искренность стиха.
110-111
В. М. Шукшин. «Крепкий мужик».
2
Основной конфликт. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя.
112-113
«Космос, нервная система и шмат сала» и др. расск.
2
Основной конфликт. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта. Сочность и выразительность языка.
114
РР Сочинение «Мой любимый уголок природы»
1
115-116
В. П. Астафьев. «Гирманча находит друзей».
2
Изображение быта и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирманчи. Доброта, сочувствие, взаимопонимание пути преодоления языковых и национальных барьеров. Недоброжелательство, злоба- путь к возникновению межнациональных конфликтов.
117
Г. Тукай. «Родной язык», «В школе».
1
Любовь к родному народу, его культуре, традициям. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Тукай и русская литература.
118-120
Гомер. «Одиссея»
3
Человек и судьба в древнегреческой литературе. Сюжетная основа поэмы Гомера. Тема прославления человека. Одиссей как символ жажды познания, творческого отношения к миру.
121-122
Э. А. По. «Колокольчики и колокола».
2
Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи. Разнообразие эмоций, выражаемых колокольным звоном.
123-126
Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
4
Вера в неисчерпаемые возможности, величие и силу человека. Образ Робинзона Крузо. Черты характера героя: мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Гуманистическое звучание романа.
127-129
Д. Лондон «Белый клык»
3
Понимать и беречь природу- лейтмотив всех произведений Джека Лондона. Взаимоотношения Белого Клыка с разными людьми. Гуманистический пафос произведения.
130-132
В.Гюго. «Козетта»
3
Образ незнакомца.
133-136
Повторение.
4