Урок математики 6 класс Единицы измерения времени. Сложение и вычитание мер времени

ГБОУ Зилаирская специальная (коррекционная)
школа интернат VIII вида
учитель первой категории, Парфёнова Н.В.

Единицы измерения времени. Сложение и вычитание мер времени.
6 класс

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Цель: 
Закрепить с детьми умения складывать и вычитать меры времени, создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов.

Задачи урока:
Обучающие:
1.Совершенствовать навыки сложения и вычитания мер времени.
2. Учить детей применять знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;
3. Формировать умение пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;
Коррекционные:
1.Развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях - величинах.
2. Развитие математической речи.
Воспитательные:
1.Продолжать воспитывать трудолюбие, доброе отношение к людям труда.
2. Учить сотрудничеству в парах, в группах.

Вид используемых на уроке средств:
1. Учебник Математика для 6 класса Г.М.Капустина, М.Н.Перова
2. Карточки с тестами
3.Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.
4. Словарь Ожегова.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
1. Проектор
2. Ноутбук
3. Экран
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ход урока
Организационный момент
«Первым сядет тот, кто...» :
- назовёт дни недели на «п», «с»
- назовёт 4 день недели и т.д.
Механические часы, определить время: 9ч40мин
I. Психологический «настрой»
Приложение, слайд 1
Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались, Работой своей довольны остались, Чтоб этот урок порадовал всех, И каждый из вас ощутил свой успех.
Слайд 2
II. Актуализация субъективного опыта
1. Загадка:
Без ног и без крыльев оно,  Быстро летит, не догонишь его.
2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.
(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Вопросы учителя.
– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей) – Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)
Слайд 3
Вывод. Время – это величина.
– Что она характеризует? – Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? – А для чего это надо?
Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
Слайд 4
– Запишите дату и тему урока.
«Единицы измерения времени. Сложение и вычитание мер времени»
Слайд 5
Разминка для ума. Цепочка вычислений. Используем песочные часы для выполнения задания
1) Количество букв в слове время увеличить во столько раз, сколько дней в неделе. (35) 2) Полученное число увеличить на количество месяцев в году. (47) 3) Из полученного числа вычесть количество часов в сутках. (23) 4) К результату прибавить число 37. (60)
5 7 + 12 – 24 + 37 = 60
– Какое число получили?  – Как это число связано с единицами времени? – Каким прибором измеряют время?
III. Изучение нового материала
слайд 7–14
1. Презентация проекта «Часы»: Приложение 3.
– Об истории создания часов посмотрим презентацию
2. Применение знаний и способов деятельности
Слайд 15
– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?  – Сколько это часов? – Сколько минут в 1 часе? – Как называется единица времени, которая меньше минуты? – Сколько секунд в 1 минуте?
Ученица: Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.
Слайд 15
Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте. 1 год – 12 месяцев.
слайд 16
– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.
– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или
«старый» (идущий на убыль).
Слайд 17
Растущий (молодой)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Физ. пауза Игра «Неделька» учитель вызывает к доске семерых учеников и раздает таблички с названиями дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.
 Ученик  с соответствующей табличкой  становится первым. По команде: «Неделька, постройся!» остальные учащиеся должны в правильной последовательности занять свои места рядом с первым учеником. Учитель произносит: «Среда». Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде: «Неделька, постройся!» остальные ученики должны образовать правильную последовательность дней недели
Практическая работа с календарём:
По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.
– Сколько времен года? – Сколько месяцев в каждом времени года? – Сколько месяцев году? – Сколько может быть дней в месяце?
Используя календарики посчитай сколько полных месяцев прошло от начала года до:  - 11 марта; 
– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.
Работа с учебником:
стр 76, № 300 решение задачи
8ч45мин + 45мин=8ч 90 мин=9ч 30мин; 1ч=60 мин
Ответ: урок закончился в 9ч 30мин
20ч-1ч 25мин= 18ч 35мин
60
20ч 00мин
1ч 25мин
18ч 35мин Ответ: фильм начался в 18 ч 35 мин
Дополнительно: № 301 решить примеры по образцу


Согласись или не согласись с утверждениями (учащиеся показывают «да» – хлопают, «нет»–топают,)
12 ч дня - это полдень
120 с – это 2 минуты.
Первый месяц года - декабрь
В високосном году 366 дней.
Зимние каникулы длятся 1 месяц
5 – это самая лучшая отметка для ученика.
– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.

VI. Домашнее задание Учебник Математика для 6 класса Г.М.Капустина, М.Н.Перова стр 76, № 301 решать отмеченные примеры
VII. Итог урока
– Что нового узнали, чему научились?  – Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?  – Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.