Рабочая программа по внеурочной деятельности
Программа «Мир вокруг нас»
(Реализуется в рамках внеурочной деятельности в 5 классах по социальному направлению)
Цель: Воспитание личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека, посредством создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности.
Задачи:
- освоение культуры окружающего мира ребенком путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, через воздействие рекреационных технологий;
- усвоение учениками ценностей, формирование у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному культурно образованному человеку, через структуру учебно-образовательного пространства;
- вхождение ребёнка в «особый» мир, который представляет собой наш регион, чтобы научить младшего школьника умению ориентироваться в нем, посредством введения в курс региональной составляющей;
- присвоение подрастающей личностью субъективных норм поведения путем расширения поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка, через создание центров активности.
Введение
Обоснование проблемы
Современное общество предъявляет новые требования в системе образования – воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Воспитание, как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому ребенку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на современном уровне достижений культуры, помогая индивиду становиться личностью и сознательно выстраивать свое бытие, видеть целостную картину мира и определять свое место в нем.
Сегодня культурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней.
В процессе обучения выявлено, что у обучающихся 5 классов не сформированы положительные отношения к духовным ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением.
Противоречие между задачами, поставленными перед школой, обусловленными потребностями общества, и наличием эффективных технологий воспитания позволяет сформулировать проблему, на решение которой направлена настоящее программа: создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности для воспитания личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека.
С целью разрешения обозначенных противоречий и поиска путей решения сформулированной проблемы была разработана настоящая программа: «Мир вокруг нас».
Теоретико-методологическое обоснование программы
Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода, разработанной д.п.н., профессором Н.Е. Щурковой, как результат многолетней практической апробации элементов технологии под ее руководством.
В основу программы положены также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию. Культурологический подход (Н.Е. Щуркова) усилен за счет синтеза с методами социальной педагогики (А.В. Мудрик) - создание на практике системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социально-культурной среды, воспитание человека в социуме: формирование самостоятельно действующей нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений во всех сферах взаимодействия. Доминирующей идеей остается учебно-воспитательного процесса на основе возрастной модификации воспитания (Н.Е. Щуркова).
Согласно возрастным особенностям выдвигается в качестве задачи-доминанты формирование отношения к одной из наивысших ценностей жизни. Данная задача-доминанта определяет лейтмотив работы педагога с детьми в течение одного периода (учебного года). Выдвижение задачи-доминанты никак не закрывает возможностей обращения любому вопросу жизни. Уровень осмысления детьми жизни неуклонно поднимается вверх. В младшем возрасте педагог организует для детей рассмотрение вопросов жизни на конкретных примерах, выведение простых и четких правил поведения. В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире поэтапно:
Первый этап « Первоклассник» (задача-доминанта этапа: формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества. Ведущая идея этапа - все лучшее в природе принадлежит всем вместе);
Второй этап «Младшеклассник» (2-4 классы) (Задача-доминанта этапа: формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни. Ведущая идея этапа - законы служат обычаю);
Третий этап «Младший подросток» (5-6 классы) (Задача-доминанта этапа: формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я – Человек)
Четвертый этап «Старший подросток» (7-8 классы) (Задача-доминанта этапа: формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Ведущая идея этапа -народное благо – высший закон)
Пятый этап «Старшеклассник» (9-10 классы) (Задача-доминанта этапа: формирование образа жизни, достойной Человека. Ведущая идея этапа - образ жизни.)
Шестой этап «Выпускник» (11 классы) (Задача-доминанта этапа: формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Ведущая идея этапа - каждый – творец своей судьбы.).
Указанные задачи-доминанты решаются одновременно в нескольких направлениях:
- воздействие рекреационных технологий: аллея «Под облаками вежливости», рекреации «Мы – дети галактики», «У камина», «Люблю тебя, мой край родной», «Хобби – это серьезно», «Науки юношей питают», «Здесь ты познаешь тайны наук», холл «Наш вернисаж», выставочный зал, смотровая площадка, Аллея звезд;
- структура учебно-образовательного пространства: музей с. Борское и школы, библиотеки (2) и читальные залы (2), учебные кабинеты (59), мультимедийный кабинет, актовый и лекционный залы, в которых помимо уроков проводятся классные часы, элективные курсы, занятия кружков, лектории для родителей и другие внеучебные занятия и мероприятия.
- создание центров активности:
детей (участие в олимпиадах, телекоммуникационных проектах, конкурс «Лучший ученик года», научное общество старшеклассников, газета школьного пресс-центра «Голос школы», театральная студия, карта успехов классов, и др.);
педагогов (программа «Новое в образовании: региональный компонент в преподавании литературы», семинары ведущих ученых страны, школьный хор и др.);
родителей обучающихся (Совет школы, родительский комитет.).
Прогнозируемые результаты
- понимание учащимися вопроса сопряжения жизни природы и жизни человека;
- освоение, усвоение и присвоение учащимися социальных норм, внедрение их в жизнь;
- осознание ответственности человека за свою жизнь перед самим собой;
- осознание роли личности в развитии общества и роли общественных коммуникаций в жизни отдельного человека;
- сформирована способность к оценке собственной жизни и деятельности с позиции добра, истины, красоты;
- сформирована способность отдавать отчет в собственной жизни;
- создание эмоционально – привлекательной воспитывающей среды.
Форма проведения:
Исходя из задач образовательного учреждения, внеурочная деятельность осуществляется через модель «школы полного дня».
Занятия внеурочной деятельности могут проводиться воспитателями, учителями и другими специалистами образовательного учреждения.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и разрабатывается для школы, класса, группы или параллели в конце учебного года.
Использованная литература и документы, на которых основана программа развития образовательного учреждения:
Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1996.
Беспалько Б.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М., 2002.
Брыксина О.Ф. Кон
·струирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование. 2004., №5//
Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности школьников к информационной культуре общества. //Коммунист. 1998., №2//.
Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. (Проблемы методологии и теории) / под ред. В.А. Извозчикова. – СПб.: Образование, 1996.
Информатизация общего и среднего образования: Научно-методическое пособие
/ Под ред. Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб, Речь, 2003.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь, 2005.
Монина Г.Б. Возможен ли индивидуальный подход при групповом методе обучения. СПб, АППО, 1999.
Никандров Н.Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы// Вопросы психологии, 2003, № 6//.
Прасонова Е.А. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) М., Просвещение, 1987г.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., Смысл, 2002.
Степанова М.И., Куинджи Н.Н., ильин А.Г. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария, 2000. № 1//.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ, Эксперимент, 1995г.
Шепетис А.К. Человек и эстетическая среда. М, 1985.
Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004г.
Щуркова Н.Е. Игровые методики. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004
Щуркова Н.Е. Школа и семья. Педагогический альянс. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника./М.; Центр «Педагогический поиск», 2010.- 80с.
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников СПб: Речь, 2003г.
22. Закон РФ «Об образовании» (текст закона с поправками 2002г.);
23. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196);
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-2013
Учебно – тематический план
№
Тема
Форма занятия
Методы и приемы
Теоретическая часть (50%)
Практическая часть (50%)
Региональный компонент
Техническое оснащение
Дата
1.
Праздник «День Знаний». Олимпийский урок.
Праздник
Беседа, презентац, инсценировк, конкурсн. програм
История олимпийского движения
Ответы на вопросы, участие в конкурсах
Олимпийское и параолимпий-ское движение в области
Использование ИКТ
2.
Человек в этом мире: «Чем я отличен от животных?»
Круглый стол
Проблемный
Отличительные черты человека от животного
Ответы, дискуссия
Медведь - прародитель
Использование ИКТ
3.
«Вместе весело шагать».
Деловая игра
Частич-поисковый (эвристич. беседа)
Вырабатывают законы жизни классного коллектива
Работа в группах
Использование ИКТ
4.
Что такое дружба?
Настоящая дружба.
Аукцион мнений
Проблемный,
поисковый
Вырабатывают законы жизни классного коллектива
Подбор материала для рубрик
Использование ИКТ
5.
Характер человека «Каково со мной другим?»
Тренинг
Проблемный
Особенности характера человека
Круглый стол, работа в ресурсном круге, рефлексия
Особенности менталитета в характере русского человека
Использование ИКТ
6.
«Учитель, перед именем твоим»
Праздник
Творческий
Особенности педагогического труда
Выступления уч-ся и поздравления
Знакомство с Книгой Почета школы
Использование ИКТ
7.
Интересы человека и интересный человек.
Дискуссия
Проблемный
Свойства личности
Гипотеза, доказательства
Знаменитые земляки
Использование ИКТ
8.
Человек среди людей.
Разговор на задан. тему
Репродуктивн.,
проблемн, поисков.
Человек – существо биосоциальное
Самостоятельная подготовка вопросов, высказывание своего мнения
Что значит «свой» у народов России?
Использование ИКТ
9.
Как научить учиться?
Час общения
Индуктивный
Научная организация труда
Работа с подготовленным материалом
Передача опыта от старших младшим в естественных условиях
Использование ИКТ
10.
Подведение итогов
I четверти.
Собрание
Проблемный
Анализ, мотивация, планирование
Самоанализ результатов, анкетирование
Использование ИКТ
11.
Человек – homo sapiens.
Что? Где? Когда?
Частично-поисковый
Человек разумный
Работа в группах, участие в деловой игре
«Нomo sapiens» в понимании народов России
Использование ИКТ
12.
Человечество – это мужчины и дамы.
Игра
Проблемный, презентация, игра
Гендерные роли
Участие в игре
Гендерные роли у народов России
Использование ИКТ
13.
День матери «О маме можно говорить вечно»
Праздник
Творческий
Семейные ценности
Выступления
Отношение к матери у народов России
Использование ИКТ
14.
За что можно уважать человека?
Дискуссия
Проблемный
Качества личности, обществ. требования к личности
Работа в группах
Что значит «уважаемый человек»?
Использование ИКТ
15.
Какие люди мне нравятся?
Аукцион мнений
Объясн-иллюстр., дискуссия
Качества личности, субъектив. Требован. к личности
Работа в парах (рисунки, иллюстрации)
Использование ИКТ
16.
Кто любит меня – кого люблю я?
Час общения
Исследовательскиймоделир. ситуаций
Соотнош. обществен. и личн.,предпочтения
Инсценировка, моделирование, рефлексия
Использование ИКТ
17.
Подведение итогов
II четверти.
Собрание
Проблемный
Анализ, мотивация, планирование
Самоанализ результатов, анкетирование
Поощрение лучших
18.
Человек в роли homo sapiens.
«Суд»
Проблемный
Человек разумный
Участие в работе «суда» в соответствии с исполняемой ролью
Человек в роли homo sapiens и природа
Использование ИКТ
19.
Правила пожарной безопас.«Один дома».
Лекция, фильм
Индуктивный,
Эвристич. беседа
Правила пожарной безопасности
Разработка памяток
Пожароопасная обстановка в лесу
Учебный фильм
20.
Нравственность в мире животных.
Эвристическая беседа
Индуктивный
Законы взаимодействия в мире животных
Работа в парах
Естественный отбор, тотемизм
Использование ИКТ
21.
Мое поведение – это отношение к
Сюжетно-ролевая игра
Проблемный
Социум, школьная среда, товарищество, отношение к взрослым и малышам
Ответы на вопросы, участие в игре
Отношение народов России к природе, людям, окружающему миру
Использование ИКТ
22.
Есть ли у человека недостатки?
Дискуссия
Проблемный
Недостатки и достоинства, пороки
Круглый стол
Использование ИКТ
23.
Защитникам Отечества.
Праздник
Творческий
Священный долг – защита Родины, патриотизм
Поздравления
Мои знаменитые воины - земляки
24.
Где располагается душа?
Час общения
Проблемный
Понятие души в науке и религии
Работа в резервном круге
Представление о душе у народов России
Использование ИКТ
25.
8 Марта – лучший день.
Праздник
Творческий
Социальная и семейная роль женщины
Поздравления, изготовление подарков и открыток
Роль женщины
Использование ИКТ
26.
Я отвечаю за свои поступки.
Кл. час - размышление
Частично-поисковый
Ответственность за поступки
Работа в группах
Раннее взросление детей у народов России
Использование ИКТ
27.
Мой день как час жизни.
Разговор на задан. тему
Проблемный
Режим дня, умение беречь время
Дискуссия, работа в резервном круге
Распорядок дня у народов России
Использование ИКТ
28.
Как выглядит зло?
Этическая беседа
Репродуктивн., частично-поисков.
Добро и зло как этические понятия
Творческое сочинение
Зло в понимании народов России
Использование ИКТ
29.
Великий и маленький человек.
Игра
Проблемный, исследовательский
Суждения великих людей о величии и ничтожности чел-ка
Инсценировка, участие в разыгрывании ситуаций, рефлексия
Использование ИКТ
30.
Кого не нужно воспитывать?
Дискуссия
Проблемный
Воспитание как социальный процесс
Защита суждений групп, рефлексия
Принципы воспитан у народов России
Использование ИКТ
31.
Как я решаю свои проблемы?
Сюжетно-ролевая игра
Объясн.-иллюстр., слов.-ролевая игра
Проблемы и пути их решения
Работа в группах, участие в игре, рефлексия
Использование ИКТ
32.
День Победы «Этих дней не смолкнет слава».
Праздник
Беседа, концерт
Вклад ветеранов и тружеников тыла в победу
Поздравления
Знаменитые воины - земляки
33.
Будьте вежливы!
Сюжетно-ролевая игра
Проблемный
Что значит быть вежливым
Участие в игре, рефлексия
Формы приветствия и правила гостеприимства у народов России
Использование ИКТ
34.
Зачем человеку игра?
Аукцион мнений
Исследовательс-
кий, творческий
Игра как вид познавательной деятельности
Наблюдения за человеком во время игры, игровые моменты, рефлексия
Игры народов России
Использование ИКТ
35.
Подведение итогов года («Овация).
Собрание.
Праздник.
Творческий
Возможности для роста и развития
Награждения, анализ достижений, планирование
Использование ИКТ
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 115