Урок географии по теме Поволжье 9 класс
Урок по теме "Поволжье" 9 класс
Учитель 1 квалификационной категории Белянина Л.Н.
Цель: Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.
Задачи:
обучающая:
- познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);
- описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики района.
развивающая:
-продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,
-развитие познавательного интереса к предмету.
воспитывающая:
-формирование творческой активности;
- стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
Организационная часть – 1 мин.
Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы – 5 мин.
Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.
Объяснение нового материала – 20 мин.
Практическая работа 10 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Содержательная часть урока
Организационный этап
Этап проверки домашнего задания Фронтальный устный опрос + работа с картой
- Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите их на карте.
(Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию)).
- На сколько экономических районов разделена территория России? (на 11(8 экономических районов в Западной зоне и 3 – в Восточной)).
- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? По контурам постарайтесь узнать экономический район и назвать его главные особенности. ( С-З, Центральным, Северо-Кавказским, Чентрально-Черноземный).
Фронтальный письменный опрос
Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь.
Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
III. Этап усвоения новых знаний и умений
Сценка – слова царя Бориса из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»
ЦАРЬ: А ты, мой сын, чем занят? Это что?
ФЕДОР: Чертеж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.
Вот пермские дремучие леса.
А вот Сибирь.
ЦАРЬ: А это что такое
Узором здесь виется?
ФЕДОР: Это Волга.
ЦАРЬ: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни –
Когда-нибудь, и скоро, может быть
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге
Все под руку достанутся твою
Учись мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.
ФЕДОР: Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!
- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Поволжским экономическим районом. Слайд 1
Цель нашего урока: Познакомиться с его составом, оценить экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Поволжского района. У каждого из Вас есть на столе ЛИСТ-ПРОГРАММА
Работа с картой Задание №1
- Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют ПЭР
Республика Татарстан, республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.
- Запишите состав района в рабочую тетрадь. Слайд 2
Задание №2
По плану и по тексту учебника дать самостоятельно характеристику ЭГП Поволжья, оценить его, отличительные черты ЭГП записать выводы в тетрадь.
( Стержень района – Волга, связующее звено субъектов федерации, образующих экономический район.
Район вытянут с севера на юг (около 1500 км).
Находится между двумя индустриальными ядрами: Центральной Россией и Уралом.
Граничит с Центральным районом, Северным Кавказом. Уралом.
Имеет внешние границы с Казахстаном, но граница «прозрачная» - приток мигрантов, поставка сырья, рынок сбыта, наркотики.
( По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.
( Транспортное положение: Судоходная река.
Транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы.
По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, Черному, Азовскому.
ВЫВОД: (Район имеет очень выгодное экономико – географическое положение).
Работа с картами в атласе + таблица
Давайте оценим природно-ресурсный потенциал района
- Используя карты в атласе, заполните таблицу «Природные условия и ресурсы Поволжья». Слайд 5.
рельеф – равнинный.
климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причина не урожаев.
природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:
С--------------Ю смешанные леса – Татарстан;
лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;
степи – Саратовская и Волгоградская области;
полупустыни – Астраханская обдасть
геологическое строение – осадочный чехол древней Русской платформы
По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов: Слайд 6
Минеральные: а) добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области); б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон); в) строительные материалы.
Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК);
3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское)
Природные условия и ресурсы района.
Дайте оценку природных ресурсов Поволжья. Сделайте вывод.
Заполните таблицу:
Природные условия
Характеристика природных условий
1.Рельеф
2. Климат
3. Природные зоны
Заполнить таблицу
Природные ресурсы
Отрасль специализации
Промышленные центры
1 Агроклиматические ресурсы – хорошие, т.к. степная зона, тепло, водные ресурсы в избытке
2. Топливно-энергетические: нефть и газ!!
3. Поваренная соль (озеро Баскунчак)!!!
4. рыбные ресурсы
Вывод по природным ресурсам:
Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать отрасли промышленности
Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье:
АПК (сельское хозяйство, пищевая);
Химическую промышленность;
Нефтепереработку.
Закрепление изученного материала: компьютерное тестирование.
III Закрепление полученных знаний
(Ребята отвечают на вопросы теста) ВЗАИМОПРОВЕРКА
1. Укажите субъекты Федерации, которые входят в состав Поволжья:
а) республика Мордовия
б) республика Башкортостан
в) республика Калмыкия
г) республика Тыва
д) республика Удмуртия.
2. Поволжьем считается:
а) весь речной бассейн Волги
б) территории, непосредственно примыкающие к Волге
в) области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении Волги.
3. Выберите верное высказывание:
а) Поволжье связывает воедино две крупные части России
б) Поволжье обеспечивает экономическую целостность страны
в) Поволжье выполняет транспортно-распределительную функцию
г) все высказывания верны.
4. Выберите вариант, где перечислены природные ресурсы Поволжского экономического района:
а) руды чёрных и цветных металлов, калийные соли
б) топливные, гидроэнергетические и агроклиматические
в) уголь, химическое сырьё, лесные ресурсы
г) рекреационные и водные ресурсы, слюда.
Найдите лишнее.
Недра Поволжья располагают большими запасами:
а) угля
б) нефти
в) газа
г) соли.
1-в; 2-в; 3-г; 4-б; 5-б
Проведение рефлексии. Заполнить таблицу в листе-программе о настроении.
Ответьте на вопросы: Какой этап урока Вам больше всего понравился?
Что особенно запомнилось на уроке?
Домашнее задание п.38 - 39
1 задание. На контурной карте отметить:
Границы района, эконом соседи, месторождения п.и. р. Волгу, города
подготовит доклад на тему «Города Поволжья»
15