Конспект урока по биологии в 11 классе по теме: Расы и их происхождение
РАСЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Цели: научить анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; сформировать представление о расах и их происхождении, показать значение и формирование приспособленности у представителей разных рас; развивать умение находить информацию о биологических объектах.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Тестирование.
1- а). 2 - б). 3 - г). 4 -в). 5 - в). 6- б). 7- а). 8- в). 9-: г). 10- в).
2. Письменный ответ по карточке.
Задание.
1) Распределите в порядке появления на Земле организмы, характеризующие антропогенез:
а) современный человек;
б) австралопитек;
в) кроманьонец;
г) древнейший человек;
д) дриопитек;
е) древний человек.
2) Назовите две группы факторов антропогенеза.
II. Изучение нового материала.
1. Гипотезы происхождения человека.
Ученые едины во мнении, что прямохождение явилось решающим фактором, благодаря которому у обезьяноподобных предков человека высвободились передние конечности и стало возможным применение палок и камней для добывания пищи и защиты от врагов. Но что заставило предка человека перейти к прямохождению?
На этот счет существует ряд гипотез. В конце 80-х годов ХХ в. антрополог Ян Линдблад выдвинул гипотезу околоводного происхождения предков человека. Согласно ей, обезьяноподобные существа, жившие на илистых отмелях, вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных пространств вброд. Это способствовало формированию прямохождения.
Отыскивание пищи в иле требовало подвижности пальцев, что привело к превращению передних конечностей в руки. Для разбивания раковин моллюсков они использовали камни. Высасывание содержимого через пробоины в раковинах развивало подвижность губ и языка, что в дальнейшем способствовало возникновению речи. Тепло в воде обеспечивает жировой слой, а намокающий волосяной покров становился ненужным и постепенно исчезал. Так возникли безволосые, способные передвигаться на двух ногах предки человека.
Большинство ученых придерживаются другой точки зрения. Они считают, что 8–10 млн лет назад в результате изменения климата огромные площади, покрытые раньше лесами, превратились в саванну. Предки гоминид вынуждены были спуститься с деревьев на землю и заселять саванны.
Из-за недостатка пищи они стали охотиться на мелких животных. Чтобы дальше видеть поверх высокой травы как хищников, так и возможную добычу, они вынуждены были регулярно привставать с четверенек. В более выгодном положении оказывались особи, способные к передвижению на задних конечностях. Именно в этом направлении шел естественный отбор, что в конечном счете привело к прямохождению.
Находясь в стае, предки гоминид были лучше защищены от врагов и могли охотиться, используя камни и палки, даже на крупных животных.
В дальнейшем под действием факторов антропогенеза процесс гоминизации (очеловечивания) привел к появлению первых людей.
Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможных центров зарождения человечества называли самые различные районы Земли, наиболее часто Африку и Южную Азию. Это объясняется тем, что именно в этих районах были обнаружены остатки рамапитеков, имевших прогрессивные признаки.
Очевидно, сформировавшись в Африке, древнейшие люди мигрировали в Азию и на другие континенты.
2. Человеческие расы.
Самостоятельная работа с учебником.
Задание.
1. Заполните таблицу «Характеристика больших человеческих рас», используя рис. 117 и учебник (с. 285–286).
Характеристика больших человеческих рас
Характерные особенности Расы
австрало-негроидная европеоидная монголоидная
Цвет кожи
Цвет волос
Форма носа
Разрез глаз
Первоначальный ареал 2. Ответьте на вопрос: какие причины привели к возникновению внутри вида Homo Sapiens разных человеческих рас?
Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.
Для ответа используйте материал на с. 287–288.
III. Закрепление.
Беседа по вопросам.
– Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности.
– Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?
Домашнее задание: § 72, 73.
1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:
а) прямохождение; б) лазание по деревьям; в) собирание пищи; г) копание.
2) Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:
а) сводчатой стопы; б) развитой руки; в) S-образного позвоночника; г) объемного зрения.
3) К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится: а) наследственная изменчивость; б) борьба за существование; в) естественный отбор;
г) членораздельная речь.
4) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?
а) только биологических; б) только социальных; в) социальных и биологических; г) абиотических и биотических.
5) Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека: а) сложных инстинктов; б) прямохождения; в) второй сигнальной системы; г) S-образных изгибов позвоночника.
6) Изготовление орудий есть результат: а) биологической эволюции; б) социальной эволюции; в) биологической и социальной эволюции; г) мутаций.
7) На ранних этапах эволюции решающее значение имела: а) биологическая эволюция; б) социальная эволюция;
в) биологическая и социальная эволюция; г) способность к речи.
8) К факторам социальной эволюции не относится: а) изготовление орудий; б) коллективная охота;
в) прямохождение; г) сбор лекарственных растений.
9) К факторам биологической эволюции не относится: а) дрейф генов; б) мутации; в) естественный отбор;
г) сбор съедобных кореньев.
10) Решающие преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:
а) социального развития; б) биологического развития; в) социального и биологического развития;
г) борьбы за существование.
Задание.
1) Распределите в порядке появления на Земле организмы, характеризующие антропогенез:
а) современный человек;
б) австралопитек;
в) кроманьонец;
г) древнейший человек;
д) дриопитек;
е) древний человек.
2) Назовите две группы факторов антропогенеза.